5 лет

Диагностика речи детей 4 5 лет: Логопедическое обследование устной речи детей 4-5 лет

Содержание

Логопедическое обследование устной речи детей 4-5 лет

Представленные ниже материалы (для обследования ребенка 4-5 лет) не обязательно использовать в полном объеме. Обследование каждого ребенка индивидуально. Специалист в ходе ознакомительной беседы выявляет уровень речевого и общего развития ребенка, и в зависимости от этого выбирает материал необходимый для конкретного ребенка. Логопед следит за тем, чтобы ребенок не переутомился, чередует виды деятельности.

В ходе диагностики определяется уровень сформированности у ребенка фонетической системы (звукопроизношение, звукослоговая структура, динамическая организация речи), фонематических функций, лексико-грамматического строя речи, речевой моторики, связной речи. Полученные данные помогают понять причину нарушения и спланировать коррекционную работу так, чтобы максимально помочь ребенку.

1. Обследование звукопроизношения (С 2-14).

Ребенок называет предметы, изображенные на картинках.

2. Обследование звуко-слоговой структуры слова (С 15).

Ребенок называет предметы, изображенные на картинках.

3. Обследование состояния фонематического восприятия (С 16-19).

Предложите ребенку поиграть в «попугая». Вы говорите, а попугай повторяет.

Повторение слогов с оппозиционными звуками:

па – ба, на – га, ба – на, га – да, та – да, ка – га, та – на, ва – та, мя – ма, ба – ма.

Дифференциация оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении (по картинкам). Покажи, где миска? Где мишка?

Картинки: мишка – мышка, уточка – удочка, корка – горка, бочка – почка, трава – дрова.

Дифференциация оппозиционных звуков, смешиваемых в произношении (по картинкам). Покажи, где рак? Где лак?

Картинки: рак – лак, суп – зуб, чашки – шашки, вечер – ветер, глаза – гроза, коза – коса, чеснок – щенок, миска – мишка, малина – Марина, цветик – Светик.

4. Обследование состояния фонематического анализа синтеза (С 20).

Выделение заданного звука из слов.

Выделение [м] («мычание телёнка») или [р] («моторчик») из слов: мышь, комар, доска, окно, рама, дом, рыба, дрова, стол, шар.

5. Исследование лексики и грамматического строя импрессивной речи (С 21 – 22).

Проверяем объем и точность понимания значения слов.

Понимание различных грамматических форм (по картинкам):

  • дифференциация единственного и множественного числа существительных
    Картинки: чашка – чашки, гриб – грибы, мяч – мячи.
  • дифференциация предложно – падежных конструкций с предлогами (на, в, под, за, над, перед, около, по) Где гусеница?

Понимание словосочетаний и простых предложений.

Покажи – палочкой карандаш, карандашом палочку.

Понимание простых распространённых предложений, вопросительных предложений.



6. Исследование лексики и грамматического строя экспрессивной речи (С 23-37).

  • Активный словарь.

Существительные. Назвать предметные картинки по лексическим темам и обобщающие понятия. С 4 лет – игрушки, посуда, животные; с 5 лет – те же и обувь, овощи, фрукты, семья.
Назвать геометрические фигуры.

Глаголы. Что делает? (по картинкам)

(Птица – летает, рыба – плавает, змея – ползает, лягушка – прыгает, самолет – летает, лодка – плывет, машина – едет, собака – лает, кусает, ест, играет…)

Прилагательные.
«Назови цвета».
Подбор определений к слову: еж – какой?, солнце – какое?, конфета – какая? носки – какие? и т.д.

  • Состояние словоизменения.

Употребление имён существительных в именительном падеже единственного и множественного числа. Игра «Один – много» (по картинкам).

Картинки: стол – столы, шар – шары, мяч – мячи, рука – руки, кукла – куклы, дерево – деревья, лев – львы, стул – стулья.

Употребление имён существительных в косвенных падежах без предлога.
У меня есть карандаш. У меня нет карандаша. Я рисую карандашом.

  • Состояние словообразования

Образование названий детёнышей животных: у утки, у гуся, у лисы, у кошки.

7. Обследование связной речи (С 38-40).

Предложите ребенку рассмотреть сюжетную картинку (серию сюжетных картинок) и рассказать, что на ней (них) нарисовано.

Скачать
“Обследование ребенка 4-5 лет”

Автор материала: Сысоева Ольга Викторовна

Также по теме:

Протокол обследования уровня речевого развития

Протокол логопедического обследования (4-5 лет) | Методическая разработка по логопедии (средняя группа) на тему:

Протокол логопедического обследования

(возраст ребенка от 4 до 5 лет)

Фамилия, имя ребенка ___________________________________________________________________

Дата рождения ______________________________ Дата обследования __________________________

Тестовые задания

  1. Как тебя зовут? _____________________________________________________________________________
  2. Сколько тебе лет? ___________________________________________________________________________
  3. Когда ты завтракаешь? _______________________________________________________________________
  4. Когда ты обедаешь? __________________________________________________________________________
  5. Когда ты ужинаешь? _________________________________________________________________________
  6. Для чего нужен светофор? ____________________________________________________________________
  7. Что нужно делать, если горит красный свет? _____________________________________________________
  8. Что нужно делать, если горит зеленый свет? _____________________________________________________
  9. Какое сейчас время года? _____________________________________________________________________
  10. Когда дети катаются на лыжах, санках, коньках? _________________________________________________
  11. Когда птицы вьют гнезда и выводят птенцов? ____________________________________________________
  12. Кто поздравляет детей с Новым годом и дарит им подарки? ________________________________________

Исследование неречевых психических функций

1. Исследование слухового восприятия.

  • Дифференциация контрастного звучания нескольких игрушек ______________________________________
  • Определение направления звука _______________________________________________________________
  • Восприятие и воспроизведение ритма ___________________________________________________________

2. Исследование зрительного восприятия.

  • Различение цвета, умение соотносить цвета ______________________________________________________
  • Восприятие формы (круг, квадрат, овал, треугольник, шар, куб)

___________________________________________________________________________________________

3. Исследование восприятия пространственных представлений, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.

  • Ориентировка в пространстве: (показать предметы, которые находятся вверху, внизу, впереди, сзади) ___________________________________________________________________________________________
  • Ориентировка в схеме собственного тела: (показать правую руку, левую руку, правую ногу, левую ногу) ___________________________________________________________________________________________
  • Складывание картинок из частей: (2—4 части, вертикальный, горизонтальный разрезы) ___________________________________________________________________________________________

Складывание фигур из палочек по образцу: («стульчик», «кроватка» из четырех палочек, «лесенка» из пяти палочек) _______________________________________________________________________________

Исследование состояния моторной сферы

  1. Состояние общей моторики.
  • Выполнение упражнений: (попрыгать на двух ногах; прыгнуть в длину с места; потопать ногами и похлопать руками одновременно; бросить мяч от груди; поймать мяч) ___________________________________________________________________________________________

2.  Состояние ручной моторики.

  • Кинестетическая основа движений: (сложить в кольцо большой и указательный пальцы сначала на правой руке, потом на левой руке) ____________________________________________________________________
  • Кинетическая основа движений: (поочередно сгибать и разгибать пальцы сначала на правой руке, потом на левой; изменять положение кистей рук: одна сжать в кулак, пальцы другой выпрямлены и наоборот) ___________________________________________________________________________________________
  • Навыки работы с карандашом: (умение держать карандаш, рисовать прямые линии, круги) ___________________________________________________________________________________________
  • Манипуляции с предметами: (умение застегивать и расстегивать пуговицы, перекладывать мелкие предметы из одной руки в другую, из одной емкости в другую) ___________________________________________________________________________________________
  1. Состояние мимической и артикуляционной мускулатуры.

Поднять брови ________________

Втянуть щеки _________________

«Вкусное варенье» ____________

Нахмуриться _________________

«Улыбка» ____________________

«Чашечка» ___________________

Закрыть правый глаз ___________

«Хоботок» ___________________

«Качели» _____________________

Закрыть левый глаз ____________

«Лопатка» ____________________

«Маятник» ___________________

Наморщить нос _______________

«Иголка» _____________________

«Лошадка» ___________________

Надуть щеки __________________

«Горка» ______________________

«Грибочек» ___________________

Исследование состояния экспрессивной речи

1. Активный словарь.

ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ.

  • Назвать по 4—5 имен существительных по предложенным логопедом темам.

Игрушки: ______________________________________________________________________________________

Животные: _____________________________________________________________________________________

  • Назвать одним словом (обобщить) предметы и объекты, изображенные на картинке.

Голубь, ворона, воробей _________________________________________________________________________

Тарелка, чашка, ложка ___________________________________________________________________________

  • Подобрать антонимы (слова «наоборот»).

Большой _____________________

Хороший _____________________

Много _______________________

ГЛАГОЛЫ.        

  • Ответить на вопросы:

Что делает мальчик? (ест) ________________________

Что делает девочка? (спит) _______________________

Что делают дети? (играют) _______________________

Что делает птица? (летит) _______________________

Что делают рыбки? (плавают) ___________________

Что делают машины? (едут) _____________________

ИМЕНА ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ.

  • Назвать предъявленные цвета.

Красный _____________________

Синий _______________________

Зеленый _____________________

Желтый ______________________

Белый _______________________

Черный ______________________

  • Назвать форму (ответить на вопросы с опорой на картинки).

Мяч какой? (круглый) __________________________

Платок какой? (квадратный) ____________________

2. Состояние грамматического строя речи.

  • Употребление существительных в именительном падеже единственного и множественного числа (образовать по аналогии).

Стол-столы ___________________

Кот __________________________

Дом _________________________

Кукла ________________________

Рука _________________________

Окно ________________________

  • Употребление имен существительных в косвенных падежах.

Лиса

Еж

Мышь

У тебя есть (кто?)

У них нет (кого?)

Корм даю (кому?)

Любишь (кого?)

Доволен (кем?)

Рассказ (о ком?)

  • Употребление предложно-падежных конструкций (ответить на вопросы по картинкам).

Где стоит ваза? (на столе) ____________________

Где лежат фрукты? (в корзине) ________________

У кого мячик? (у мальчика) _______________________

Где лежит мяч? (под столом) ______________________

  • Употребление числительных 2 и 5 с существительными.

1 кот

2 _____________

5 _____________

1 машина

2 _____________

5 ______________

  • Образование   существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (по картинкам).

Стол – столик _________________________________

Чашка – чашечка ______________________________

Сумка – сумочка ______________________________

Ведро – ведерочко _____________________________

  • Образование названий детенышей животных.

У кошки _____________

У лисы ________________

У утки ______________

У слонихи ___________

  1. Обследование понимания речи.
  • Послушай предложения и ответь на вопросы.

Бабушка читает книгу своим внукам.

1. Кому бабушка читает? _______________________

2. Что бабушка читает? _________________________

Осенью птицы улетают на юг.

1. Когда улетают птицы? _______________________

2. Куда улетают птицы? ________________________

Лена и Катя подарили маме букет васильков.

1. Какие цветы подарили Лена и Катя? ____________

2. Кому подарили цветы? _______________________

4. Состояние связной речи.

  • Пересказ текста из нескольких предложений.

Котенок.

У Кати жил котенок. Катя любила котенка. Она поила котенка молоком. Котенок любил играть с Катей.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • Составление рассказа по серии сюжетных картинок: (разложить сюжетные картинки в логической последовательности и самостоятельно составить рассказ).

Находчивый цыпленок.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Исследование фонетической стороны речи.

  • Исследование звукослоговой структуры слов (повторить за логопедом с опорой на наглядность).

Кот _________________________________________

Вода ________________________________________

Стук ________________________________________

Мост _______________________________________

Спина ________________________________________

Банка ________________________________________

Фантик _______________________________________

Ступенька ____________________________________

  • Исследование состояния звукопроизношения (отсутствие, замена звуков, искажения).

Звуки

Слова

Звуки

Слова

М

Мышь, пума, дом

М’

Медведь, гурами, семь

П

Помидор, попугай, суп

П’

Перец, копилка, голубь

Б

Банан, яблоко, колобок

Б’

Белка, воробей, голуби

Т

Тапки, петух, букет

Т’

Телефон, котенок, сеть

Д

Дуб, подосиновик, помидор

Д’

Диван, желуди, смородина

Н

Носки, малина, каштан

Н’

Нитки, вишня, окунь

В

Волк, слива, кровать

В’

Ведро, винт, телевизор

Ф

Футболист, телефон, шарф

Ф’

Фиалка, кефир, кофе

К

Кот, стакан, мак

К’

Кит, ракета, носки

Г

Гусь, груша, попугай

Г’

Гиря, гитара, сапоги

Х

Хвост, сахарница, горох

Х’

Хек, петухи, лопухи

j

Яблоко, майка, сарай

С

Самолет, лиса, ананас

Ц

Цыпленок, курица, огурец

С’

Синица, персик, гусь

З

Зайка, мимоза, динозавр

З’

Земляника, корзина, паровозик

Ш

Шапка, груша, мышь

Ж

Желудь, баклажан, ножи

Ч

Чайник, кабачок, мяч

Щ

Щегол, овощи, плащ

Р

Ромашки, торт, помидор

Р’

Редис, перец, букварь

Л

Лодка, кукла, стол

Л’

Лимон, коляска, медаль

6. Состояние фонематического восприятия, навыков фонематического анализа и синтеза.

  • Дифференциация оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении (показать по картинкам):

Кот – кит ____________________________________

Дом – дым ___________________________________

Уточка – удочка _______________________________

Киска – миска ________________________________

  • Дифференциация оппозиционных звуков, смешиваемых в произношении (показать по картинкам)

Коса – коза ___________________________________

Миска – мишка _______________________________

Кочка – кошка ________________________________

Малина – Марина _____________________________

  • Повторение слогов с оппозиционными звуками.

ба-па ________________________________________

да-та ________________________________________

га-ка ________________________________________

ма-ба ________________________________________

ва-ка ________________________________________

ня-на ________________________________________

па-ба ________________________________________

та-да ________________________________________

ка-га ________________________________________

ба-ма ________________________________________

ка-ва ________________________________________

на-ня ________________________________________

Заключение и рекомендации ______________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Логопед ____________________________

Дошкольные языковые расстройства

Речевые и языковые проблемы могут возникнуть до того, как ваш ребенок пойдет в школу. Важно вовремя увидеть ребенка. Могут помочь логопеды, или SLP.

На этой странице:

  • О нарушениях речи у дошкольников
  • Владение более чем одним языком
  • Признаки дошкольного расстройства речи
  • Причины дошкольных расстройств речи  
  • Тестирование на дошкольные языковые расстройства
  • Лечение дошкольных языковых расстройств 
  • Советы, как помочь ребенку

О нарушениях речи у дошкольников

Все дети изучают язык одинаково, но не всегда в одно и то же время. Некоторые дети рано начинают говорить и понимают все, что вы говорите. Другие мало говорят или плохо слушают. У детей могут быть проблемы с речью или языком до того, как они пойдут в школу.

Ваш ребенок относится к дошкольному возрасту, если ему от 3 до 5 лет и он еще не пошел в детский сад. У них могут возникнуть проблемы с выполнением указаний или пониманием вопросов. У них могут возникнуть проблемы с изучением новых слов или произношением предложений. У вашего ребенка могут быть проблемы с обоими. это языковое расстройство .

У вашего ребенка также могут быть проблемы с разборчивостью звуков. Это расстройство звука речи .

Узнайте больше о развитии речи и языка от рождения до 5 лет.

Владение более чем одним языком

Изучение второго языка не вызывает языковых проблем. Дети во всем мире учатся говорить на других языках. Говорите с ребенком на том языке, который вы знаете лучше всего. У вашего ребенка будут проблемы с обоими языками, если у него языковое расстройство.

Признаки дошкольных языковых расстройств

У некоторых детей есть проблемы с пониманием, называемые рецептивной речью . У них могут быть проблемы:

  • Понимание того, что люди имеют в виду, когда используют жесты, например пожимают плечами или кивают 
  • Следуя указаниям 
  • Ответы на вопросы
  • Указание на предметы и изображения
  • Умение по очереди разговаривать с другими

У некоторых детей проблемы с речью, позвоните по номеру выразительный язык .

У них могут возникнуть проблемы:

  • Задавать вопросы
  • Именование объектов
  • Использование жестов
  • Соединение слов в предложения
  • Разучивание песен и стишков 
  • Использование правильных местоимений, таких как “он” или “они”
  • Умение начать разговор и продолжить его
  • Изменение того, как они разговаривают с разными людьми и в разных местах. Например, вы разговариваете со взрослым иначе, чем с маленьким ребенком. На улице можно говорить громче, чем внутри.

Многие дети имеют проблемы с пониманием и речью.

У некоторых детей также возникают проблемы с ранним чтением и письмом, например:

  • Держание книги правой стороной вверх
  • Рассматривание картинок в книге и переворачивание страниц 
  • Рассказ истории с началом, серединой и концом
  • Именование букв и цифр 
  • Изучение алфавита

Причины дошкольных языковых нарушений

Вы можете не знать наверняка, что вызвало языковые проблемы у вашего ребенка. Возможные причины:

  • У других членов вашей семьи проблемы с языком
  • Раннее рождение
  • Низкая масса тела при рождении 
  • Потеря слуха
  • Аутизм
  • Синдром Дауна или синдром ломкой Х-хромосомы
  • Фетальное расстройство алкогольного спектра
  • Ход 
  • Черепно-мозговая травма
  • Детский церебральный паралич
  • Плохое питание
  • Неспособность развиваться

Тестирование на дошкольные языковые расстройства

Логопеды, или SLP, могут работать в команде для тестирования вашего ребенка. В команду входят вы, воспитатель дошкольного учреждения вашего ребенка и другие. Команда может увидеть, соответствуют ли языковые навыки вашего ребенка возрастному уровню. SLP будет использовать некоторые тесты, а также играть с вашим ребенком. SLP хочет знать:

  • Ваш ребенок знает, что делать с игрушками?
  • Ваш ребенок играет в ролевые игры?

Для понимания и разговора SLP проверит, если ваш ребенок:

  • следует указаниям
  • Называет общие объекты и действия
  • Знает цвета, цифры и буквы
  • Выполняет такие действия, как убирать пальто или сидеть во время круга
  • Поет песенки или повторяет детские стишки
  • Изменяет то, как они разговаривают с разными людьми и в разных местах
  • Может получать то, что ему нужно дома, во время игры и в дошкольном учреждении

SLP проверит, легко ли понимает речь вашего ребенка. SLP будет смотреть, как ваш ребенок использует свои губы, язык и зубы, чтобы издавать звуки. SLP заставит вашего ребенка имитировать звуки или слова.

Для раннего чтения и письма SLP проверит, если ваш ребенок:

  • смотрит и говорит о картинках в книгах
  • Знает стандартные вывески и логотипы, такие как заведения быстрого питания или магазины
  • Правильно держит книгу и переворачивает страницы
  • Знает, как выглядит их имя, и пытается его написать
  • Пытается писать буквы и цифры

Лечение дошкольных языковых расстройств

SLP будет работать с вашим ребенком, чтобы улучшить его понимание и речь. SLP также может помочь вашему ребенку подготовиться к чтению и письму. Хорошие языковые навыки помогают вашему ребенку учиться, вести себя правильно, заводить друзей и чувствовать себя лучше.

SLP поможет вам установить цели для вашего ребенка. Вот некоторые возможные цели лечения:

  • Повышение понимания вашего ребенка
  • Улучшите то, как ваш ребенок использует слова, чтобы рассказать другим, что они думают
  • Научите вас, вашу семью и учителей, как разговаривать с вашим ребенком
  • Помогите своему ребенку использовать другие способы общения, когда это необходимо.
    Это могут быть простые жесты, доски с картинками или компьютеры, которые произносят слова вслух. Это аугментативная или альтернативная коммуникация, или ААС.
  • Научитесь рано читать и писать

Ваш ребенок может работать с SLP один или в небольших группах. SLP может пойти в дошкольное учреждение вашего ребенка для работы с учителем. SLP также может помочь вам узнать больше о том, что вы можете сделать дома, чтобы помочь своему ребенку.

Советы, как помочь ребенку

Вот несколько способов, которыми вы можете помочь своему ребенку:

  • Много говорите с ребенком. Это поможет вашему ребенку выучить новые слова.
  • Читайте своему ребенку каждый день. Укажи слова, которые ты видишь.
  • Укажите на знаки в продуктовом магазине, в школе и на улице.
  • Говорите с ребенком на языке, который вы знаете лучше всего.
  • Слушайте и отвечайте, когда ваш ребенок говорит.
  • Попросите ребенка задавать вам вопросы.
  • Дайте ребенку время ответить на вопросы.
  • Установите ограничения по времени для просмотра телевизора и использования компьютеров. Используйте время для совместного разговора и чтения.

Вот другие занятия для развития речи и языковых навыков вашего ребенка.

См. информацию ASHA для специалистов на странице «Расстройства разговорной речи» на портале практики.

Чтобы найти логопеда рядом с вами, посетите ProFind.

Обследование и ведение ребенка с задержкой речи

АЛЕКСАНДР К.С. LEUNG, M.B.B.S., И C. PION KAO, M.D.

Семейный врач. 1999;59(11):3121-3128

См. соответствующий информационный раздаточный материал о ребенке с задержкой речи, написанный авторами этой статьи.

Задержка речевого развития может быть симптомом многих расстройств, в том числе умственной отсталости, потери слуха, расстройства экспрессивной речи, психосоциальной депривации, аутизма, факультативного мутизма, рецептивной афазии и церебрального паралича. Задержка речи может быть вторичной по отношению к задержке созревания или двуязычию. Знакомство с факторами, на которые следует обращать внимание при сборе анамнеза и проведении физического осмотра, позволяет врачам быстро поставить диагноз. Своевременное выявление и раннее вмешательство могут смягчить эмоциональный, социальный и когнитивный дефицит этой инвалидности и улучшить исход.

Речь — это моторный акт общения посредством артикуляции вербального выражения, тогда как язык — это знание системы символов, используемой для межличностного общения. 1 В целом считается, что ребенок имеет задержку речевого развития, если речевое развитие ребенка значительно ниже нормы для детей того же возраста. Речевое развитие ребенка с задержкой речевого развития типично для нормально развивающегося ребенка младшего хронологического возраста; Навыки ребенка с задержкой речи приобретаются в нормальной последовательности, но медленнее, чем обычно. 2

Задержка речи долгое время вызывала озабоченность у врачей, ухаживающих за детьми. Беспокойство вполне обосновано, поскольку задержка речи сопровождается рядом проблем развития. Кроме того, задержка речи может иметь значительное влияние на личную, социальную, академическую и, позднее, профессиональную жизнь. Раннее выявление и соответствующее вмешательство могут смягчить эмоциональный, социальный и когнитивный дефицит этой инвалидности и могут улучшить исход.

Нормальное развитие речи

Чтобы определить, есть ли у ребенка задержка речи, врач должен иметь базовые знания об этапах развития речи. Нормальная речь проходит через стадии воркования, бормотания, эхолалии, жаргона, слов и словосочетаний и формирования предложений. Нормальная картина развития речи показана в таблице 1 . 3

9 месяцев до
Возраст Достижение
0265 Гудение в ответ на голос
6-9 месяцев Лепча
10-11 месяцев Имитация звуков; говорит «мама/папа» без смысла
12 месяцев Говорит «мама/папа» со значением; часто имитирует двух- и трехсложные слова
13–15 месяцев Словарный запас от четырех до семи слов в дополнение к жаргону; < 20% речи понимают незнакомцы
от 16 до 18 месяцев Словарный запас 10 слов; немного эхолалии и обширного жаргона; от 20% до 25% речи понимают незнакомые люди
от 19 до 21 месяца Словарный запас 20 слов; незнакомцы понимают 50% речи
22–24 месяца Словарный запас > 50 слов; фразы из двух слов; отказ от жаргона; незнакомцы понимают от 60 до 70 % речи
от 2 до 2,5 лет Словарный запас 400 слов, включая имена; фразы из двух-трех слов; использование местоимений; уменьшение эхолалии; 75% речи понимают незнакомцы
от 2,5 до 3 лет Использование множественного числа и прошедшего времени; знает возраст и пол; правильно считает три предмета; от трех до пяти слов в предложении; Незнакомцы понимают от 80% до 90% речи
3-4 года От трех до шести слов в предложении; задает вопросы, беседует, делится опытом, рассказывает истории; незнакомцы понимают почти всю речь
4–5 лет От шести до восьми слов в предложении; называет четыре цвета; правильно считает 10 копеек

Эпидемиология

Трудно получить точные цифры, которые документировали бы распространенность задержки речевого развития у детей, из-за запутанной терминологии, различий в диагностических критериях, ненадежности неподтвержденных родительских наблюдений, отсутствия надежных диагностических процедур и методологических проблем при отборе проб и поиске данных. Однако можно сказать, что задержка речи является распространенной детской проблемой, которая затрагивает от 3 до 10 процентов детей. 4–6 Заболевание в три-четыре раза чаще встречается у мальчиков, чем у девочек. 5,7

Этиология

Задержка речи может быть проявлением многочисленных нарушений. Причины проблемы перечислены в таблице 2 .

Умственная отсталость
Потеря слуха0265
Bilingualism
Psychosocial deprivation
Autism
Elective mutism
Receptive aphasia
Cerebral palsy

УМСТВЕННАЯ ЗАДЕРЖКА

Умственная отсталость является наиболее распространенной причиной задержки речи, на которую приходится более 50 процентов случаев. 8 У умственно отсталого ребенка наблюдается общая задержка речи, а также задержка восприятия на слух и задержка использования жестов. В целом, чем тяжелее умственная отсталость, тем медленнее овладение коммуникативной речью. Речевое развитие у умственно отсталых детей задерживается относительно больше, чем другие области развития.

Примерно у 30-40% детей с умственной отсталостью причину задержки установить не удается даже после тщательного обследования. 9 Известные причины умственной отсталости включают генетические дефекты, внутриутробную инфекцию, плацентарную недостаточность, медикаментозное лечение матери, травмы центральной нервной системы, гипоксию, ядерную желтуху, гипотиреоз, отравления, менингит или энцефалит и нарушения обмена веществ. 9

ПОТЕРЯ СЛУХА

Сохранение слуха в первые несколько лет жизни крайне важно для развития языка и речи. Потеря слуха на ранней стадии развития может привести к глубокой задержке речи.

Потеря слуха может быть кондуктивной или нейросенсорной. Проводниковая потеря обычно вызывается средним отитом с выпотом. 10 Такое снижение слуха носит непостоянный характер и составляет в среднем от 15 до 20 дБ. 11 Некоторые исследования показали, что дети с кондуктивной тугоухостью, связанной с жидкостью среднего уха в течение первых нескольких лет жизни, подвержены риску задержки речи. 4,11 Однако не все исследования обнаруживают эту связь. 12 Кондуктивная тугоухость также может быть вызвана пороками развития структур среднего уха и атрезией наружного слухового прохода.

Нейросенсорная тугоухость может быть результатом внутриутробной инфекции, ядерной желтухи, ототоксических препаратов, бактериального менингита, гипоксии, внутричерепного кровоизлияния, некоторых синдромов (например, синдрома Пендреда, синдрома Ваарденбурга, синдрома Ушера) и хромосомных аномалий (например, синдромов трисомии). Нейросенсорная тугоухость, как правило, наиболее выражена на высоких частотах.

ЗАДЕРЖКА ЗРЕЛЕНИЯ

Задержка созревания (задержка языкового развития) является причиной значительного процента поздних заговорщиков. В этом состоянии происходит задержка созревания центрального неврологического процесса, необходимого для воспроизведения речи. Заболевание чаще встречается у мальчиков, и в семейном анамнезе часто присутствует «позднее цветение». 13 Однако прогноз для этих детей благоприятный; они обычно имеют нормальное речевое развитие к возрасту поступления в школу. 14

НАРУШЕНИЕ ЭКСПРЕССИВНОЙ ЯЗЫКА

Дети с расстройством экспрессивной речи (развивающаяся экспрессивная афазия) не могут развить использование речи в обычном возрасте. Эти дети имеют нормальный интеллект, нормальный слух, хорошие эмоциональные отношения и нормальные навыки артикуляции. Первичный дефицит, по-видимому, представляет собой дисфункцию мозга, которая приводит к неспособности переводить идеи в речь. Понимание речи соответствует возрасту ребенка. Эти дети могут использовать жесты, чтобы дополнить свое ограниченное вербальное выражение. В то время как у поздно раскрывшегося ребенка со временем разовьется нормальная речь, у ребенка с расстройством экспрессивной речи этого не произойдет без вмешательства. 13 Иногда трудно, если не невозможно, в раннем возрасте отличить позднего ребенка от ребенка с расстройством экспрессивной речи. Задержка созревания, однако, является гораздо более распространенной причиной задержки речи, чем расстройство экспрессивной речи, на которое приходится лишь небольшой процент случаев. Ребенок с расстройством экспрессивной речи подвержен риску нарушения обучаемости на основе речи (дислексии). Поскольку это расстройство не самокорректируется, необходимо активное вмешательство.

ДВУЯЗЫЧНОСТЬ

Двуязычная домашняя среда может вызвать временную задержку в развитии обоих языков. Однако двуязычный ребенок понимает два языка нормально для ребенка того же возраста, и ребенок обычно овладевает обоими языками в возрасте до пяти лет.

ПСИХОСОЦИАЛЬНАЯ ДЕПРИВАЦИЯ

Физическая депривация (например, бедность, плохие жилищные условия, недоедание) и социальная депривация (например, неадекватная языковая стимуляция, отсутствие родителей, эмоциональный стресс, отсутствие заботы о детях) отрицательно влияют на развитие речи. У детей, подвергшихся жестокому обращению, которые живут со своими семьями, не наблюдается задержки речи, если они также не подвергаются пренебрежительному отношению. 15 Поскольку жестокие родители чаще, чем другие родители, игнорируют своих детей и реже используют вербальные средства для общения с ними, у детей, подвергшихся жестокому обращению, чаще наблюдается задержка речи. 16

АУТИЗМ

Аутизм — это нарушение развития, обусловленное неврологическими причинами; начало происходит до достижения ребенком возраста 36 месяцев. Аутизм характеризуется задержкой и девиантным развитием речи, неспособностью развивать способность общаться с другими людьми, а также ритуальным и компульсивным поведением, включая стереотипную повторяющуюся двигательную активность. Описаны различные речевые аномалии, такие как эхолалия и перестановка местоимений. Речь некоторых аутичных детей имеет атоничный, деревянный или певучий характер. Аутичные дети, как правило, не в состоянии установить зрительный контакт, социально улыбаться, реагировать на объятия или использовать жесты для общения. Аутизм в три-четыре раза чаще встречается у мальчиков, чем у девочек.

ЭЛЕКТИВНЫЙ МУТИЗМ

Элективный мутизм — это состояние, при котором дети не говорят, потому что не хотят. Как правило, дети с факультативным мутизмом говорят, когда они одни, с друзьями, а иногда и с родителями, но они не разговаривают в школе, на публике или с незнакомцами. Заболевание несколько чаще встречается у девочек, чем у мальчиков. 17 Значительная часть детей с факультативным мутизмом также имеют артикуляционные или речевые нарушения.

В основе мутизма обычно лежит семейная психопатология. Избирательно немые дети обычно проявляют другие симптомы плохой адаптации, такие как плохие отношения со сверстниками или чрезмерная зависимость от родителей. Как правило, эти дети негативисты, застенчивы, робки и замкнуты. Расстройство может сохраняться в течение месяцев или лет.

РЕЦЕПТИВНАЯ АФАЗИЯ

Нарушение понимания устной речи является основной проблемой при рецептивной афазии; производственные трудности и задержка речи связаны с этой инвалидностью. Дети с рецептивной афазией нормально реагируют на невербальные слуховые раздражители. Их родители часто описывают таких детей как «не слушающих», а не «не слышащих». Речь этих детей не только замедлена, но и скудна, аграмматична и нечетка в артикуляции. 18 Большинство детей с рецептивной афазией постепенно приобретают собственный язык, понятный только тем, кто с ними знаком.

Церебральный паралич

Задержка речи часто встречается у детей с церебральным параличом. Задержка речи чаще всего возникает у лиц с атетоидным типом детского церебрального паралича. Следующие факторы, по отдельности или в сочетании, могут быть причиной задержки речи: потеря слуха, нарушение координации или спастичность мышц языка, сопутствующая умственная отсталость или дефект коры головного мозга.

Клиническая оценка

Сбор анамнеза и физикальное обследование важны при оценке детей с задержкой речи. Полученная информация поможет врачу выбрать соответствующие исследования для дальнейшей оценки (таблицы 3 и 4) .

9025.9. 9025. 9025. 9025. 9025.0.

. 9025. 9025.
99265.
Исторические данные Возможная этиология
История развития
.0265 Speech delay
Delay in motor milestones Cerebral palsy
Generalized delay in developmental milestones Mental retardation
Maternal illness during pregnancy
Intrauterine infection (e. g., rubella, токсоплазмоз, цитомегаловирусная инклюзия) Потеря слуха, умственная отсталость
Материнская фенилкетонурия Mental retardation
Maternal hypothyroidism Mental retardation
Maternal use of drugs (e.g., alcohol) Mental retardation
Placental insufficiency Mental retardation, cerebral palsy
Перинатальный анамнез
Недоношенность ДЦП
Гипоксия Умственная отсталость, ДЦП, тугоухость
Birth trauma Cerebral palsy
Intracranial hemorrhage Mental retardation, hearing loss, cerebral palsy
Kernicterus Mental retardation, hearing loss, cerebral palsy
Feeding трудности, чрезмерное слюнотечение ДЦП
Прошлые болезни
Энцефалит, менингит Mental retardation, hearing loss
Recurrent otitis media Hearing loss
Mumps Hearing loss
Hypothyroidism Mental retardation, hearing loss
Head trauma Умственная отсталость, потеря слуха
Судороги Детский церебральный паралич, умственная отсталость
Прием лекарств
Ototoxic drugs Hearing loss
Psychosocial history
Psychosocial stress, family conflicts Psychosocial deprivation, elective mutism
Abnormal social play, lack of empathy, inability to relate другим Аутизм
Более чем один язык, на котором говорит ребенок Двуязычие
Семейный анамнез
Speech delay Maturation delay, mental retardation
Chromosomal abnormalities Mental retardation
Pendred syndrome, Waardenburg syndrome, Usher syndrome Hearing loss
Prader-Willi синдром, синдром Вильямса, синдром Барде-Бидля Умственная отсталость

Physical findings Possible etiology
Short stature, obesity, hypogonadism Prader-Willi syndrome
Microcephaly, macrocephaly Mental retardation, cerebral palsy, hearing loss
Deformities ушной раковины или наружного слухового прохода Потеря слуха
Увеличение ушной раковины, макроорхизм Синдром ломкой Х-хромосомы
Upward slanting eyes, Brushfield spots, epicanthic folds, brachycephaly, simian creases Down syndrome
Goiter Pendred syndrome
Café au lait spots Neurofibromatosis
Adenoma sebaceum, shagreen patches, гипопигментированные пятна Туберозный склероз
Белый чуб, гипопигментация кожи, гипертелоризм, гетерохромия Синдром Ваарденбурга
Retinitis pigmentosa, obesity, hypogonadism, polydactyly Bardet-Biedl syndrome
Retinitis pigmentosa, cataracts Usher syndrome
Chorioretinitis Congenital toxoplasmosis, congenital cytomegalovirus
Lack of eye contact , стереотипная повторяющаяся двигательная активность Аутизм
Спастичность, гиперрефлексия, клонус, разгибательная подошвенная реакция, контрактуры Церебральный паралич
Афетоз, хореоатетоз, атаксия Церебральный паралич
Дисартрия COREBRAL.

ИСТОРИЯ

Подробный анамнез развития с особым вниманием к языковым вехам чрезвычайно важен для постановки диагноза. Врач должен быть обеспокоен, если ребенок не лепечет в возрасте от 12 до 15 месяцев, не понимает простых команд в возрасте 18 месяцев, не говорит в возрасте двух лет, не составляет предложений в возрасте трех лет или с трудом рассказывает простую историю к четырем-пяти годам. 4,18 Врач также должен быть обеспокоен, если речь ребенка в значительной степени неразборчива после трехлетнего возраста или если речь ребенка отстает более чем на год по сравнению с нормальными моделями речевого развития. Генерализованная задержка во всех аспектах вех развития предполагает умственную отсталость как причину задержки речи у ребенка.

Медицинский анамнез должен включать любые заболевания матери во время беременности, перинатальные травмы, инфекции или асфиксию, гестационный возраст при рождении, массу тела при рождении, состояние здоровья в прошлом, использование ототоксичных препаратов, психосоциальный анамнез, язык(и), на котором разговаривал ребенок, и семейная история серьезных заболеваний или задержки речи.

ФИЗИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ И СКРИНИНГОВЫЕ ТЕСТЫ

Необходимо точное измерение роста, веса и окружности головы ребенка. Просмотр соответствующего параметра на графике роста также может помочь в раннем выявлении некоторых типов задержки речи. Любые дисморфические признаки или аномальные физические данные должны быть отмечены. Необходимо провести полное неврологическое обследование, которое должно включать оценку зрения и слуха.

Шкала вех раннего языка (рис. 1) — это простой инструмент, который можно использовать для оценки развития речи у детей младше трех лет. 19 Тест фокусируется на выразительной, рецептивной и визуальной речи. Он опирается в первую очередь на отчет родителей с периодическим тестированием ребенка. Тест можно сделать в кабинете врача, и его проведение занимает всего несколько минут. 7 Для детей в возрасте от 2,5 до 18 лет. Словарный тест в картинках Пибоди – пересмотренная версия 20 — полезный инструмент для проверки понимания слов. Если ребенок двуязычен, важно сравнить его языковую успеваемость с успеваемостью других двуязычных детей аналогичного культурного и языкового происхождения.

Необходима всесторонняя оценка развития, поскольку задержка речевого развития является наиболее частым ранним проявлением общих интеллектуальных нарушений. Денверский скрининговый тест развития является наиболее популярным клиническим тестом для младенцев и детей младшего возраста. 9,21

Детям, чьи результаты указывают на ненормальное состояние, требуется более точное тестирование с помощью одного из стандартизированных и утвержденных тестов интеллекта. Наиболее широко используемыми тестами интеллекта для оценки интеллектуального и адаптивного функционирования ребенка являются шкала интеллекта Стэнфорда-Бине, шкала развития младенцев Бейли, пересмотренная шкала интеллекта Векслера для детей (WISC-R), а также шкала Векслера для дошкольных и школьных учреждений. Первичная шкала интеллекта (WPPSI).

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА

Всех детей с задержкой речи следует направлять на аудиометрию, независимо от того, насколько хорошо ребенок слышит в условиях офиса, и независимо от того, связаны ли другие нарушения речи с задержкой речи. 8 Специальные наушники, отключающие фоновый шум, могут улучшить результат исследования. Тимпанометрия является полезным диагностическим инструментом. В сочетании с результатами чистотональной аудиометрии измерение податливости барабанной перепонки с помощью тимпанометра помогает идентифицировать потенциальный проводящий компонент (например, выпот в среднем ухе), который иначе можно было бы пропустить. Слуховая реакция ствола мозга обеспечивает окончательный и количественный физиологический способ исключить периферическую потерю слуха. 22 Это особенно полезно для младенцев и детей, отказывающихся от сотрудничества. 22 На слуховую реакцию ствола мозга не влияет седация или общая анестезия.

Дополнительные анализы следует назначать только в том случае, если они показаны в анамнезе или физикальном обследовании. У детей с фенотипическим проявлением синдрома ломкой Х-хромосомы следует рассмотреть вопрос о кариотипе на хромосомные аномалии и тесте ДНК. Электроэнцефалограмму следует рассматривать у детей с судорогами или со значительными нарушениями рецептивной речи. Последнее иногда может быть связано с субклинической судорожной активностью в височной доле. 4

Ведение

Ведение ребенка с задержкой речи должно быть индивидуальным. Медицинская бригада может включать врача, логопеда, аудиолога, психолога, эрготерапевта и социального работника. Врач должен предоставить команде информацию о причине задержки речи и нести ответственность за любое лечение, которое доступно для исправления или минимизации инвалидности.

Логопед играет важную роль в формулировании планов лечения и целевых целей. Основная цель языковой коррекции состоит в том, чтобы научить ребенка стратегиям понимания разговорной речи и надлежащего языкового или коммуникативного поведения. Логопед может помочь родителям научиться поощрять и улучшать коммуникативные навыки ребенка.

Детям с потерей слуха могут быть показаны такие меры, как слуховые аппараты, слуховая тренировка, обучение чтению по губам и миринготомия; иногда может потребоваться реконструкция наружного слухового прохода, реконструкция слуховых косточек и кохлеарная имплантация.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *