Что должны уметь и знать дети 5 лет: Ребенку 5 лет ✔️ Что должен уметь ребенок?
Календарь развития: что должен уметь ребенок в 5 лет
Чем старше ребенок становится, тем больше тревог по поводу его развития возникает у родителей. Волей-неволей мы сравниваем успехи малыша с достижениями его сверстниками. К старшему дошкольному возрасту у детей появляется масса новых умений, у каждого ребенка хорошо получается что-то своё. Что же считается «нормой» развития в 5 лет? В чем особенность физического, умственного и личностного развития пятилетнего ребенка? Какие основные задачи этого возраста? Об этом мы расскажем Вам в нашей статье.
Физическое развитие в 5 лет
К 5 годам у ребенка уже достаточно хорошо развита координация движений и умение держать равновесие. Кроме того пятилетних детей можно эффективно обучать сложным двигательным навыкам, требующих хорошей физической подготовки, ловкости и скорости движения. В этом возрасте малыш сможет достичь успехов в таких видах спорта, как плавание, гимнастика, фигурное катание, танцы.
Вот что обычно умеют дети в возрасте 5 лет:
- Высоко подпрыгивать на двух ногах;
- Прыгать и стоять на одной ноге;
- Бросать и ловить мяч;
- Прыгать на скакалке;
- Лазить по веревочной лестнице;
- Кататься на велосипеде и самокате.
Помимо крупной моторики, в пятилетнем возрасте активно развивается мелкая моторика рук, в результате чего движения становятся более четкими и скоординированными.
Навыки самообслуживания
Пятилетки могут практически полностью себя обслуживать и обладают следующими навыками:
- Чистят зубы;
- Моют руки;
- Одеваются и раздеваются;
- Застегивают пуговицы, молнии;
- Завязывают шнурки.
Познавательное развитие детей 5 лет
-
Память
В возрасте 5 лет у ребенка по-прежнему преобладает непроизвольная память. Другими словами, малыш лучше запоминает то, что производит на него впечатление и вызывает эмоциональную реакцию. Поэтому информацию дошкольникам нужно преподносить так, чтобы она была им интересна. Пятилетки хорошо запоминают стихи, песни и считалочки. Важно развивать как слуховую, так и зрительную память, используя для этого различные мнемотехники.
-
Внимание
По мере взросления у малышей постепенно увеличивается усидчивость, то есть устойчивость внимания, и возможность его грамотного распределения. В 5 лет ребенок может сосредоточенно заниматься одним делом около 15-20 минут. Как и память, внимание дошкольников избирательно и непроизвольно. О том, как развить внимание детей 5 лет, смотрите на видео.
-
Мышление
В дошкольном возрасте у детей доминирует наглядно-образное мышление. Но одним из важнейших психических новообразований в возрасте 5 лет является формирование словесно-логического мышления, характерного для взрослых. Пятилетка учится выполнять такие мыслительные операции, как анализ, обобщение, сравнение, установление причинно-следственных отношений.
В основном, родители уделяют внимание умственному развитию старших дошкольников. Однако не стоит забывать, что не менее важным аспектом жизни пятилетнего ребенка является социально-коммуникативное и личностное развитие. Стоит обратить внимание, насколько хорошо малыш работает в команде, может ли он играть по правилам, как он общается со взрослыми и сверстниками.
-
Воображение
Не секрет, что дети дошкольного возраста обладают развитой фантазией. Они обожают слушать сказки и самостоятельно додумывать сюжет, придумывать различные истории и игры. Обычно у дошкольников, благодаря развитому воображению, быстро получается вжиться в роль и игровую ситуацию. Воображение ребенка проявляется в продуктивных и творческих видах деятельность (рисовании, лепке, танцах, театрализованной деятельности и т.д.), и, конечно, в сюжетно-ролевой игре.
-
Произвольность
Умения строить планы и контролировать свое поведения в соответствии с правилами приходят к ребенку не сразу. Именно в возрасте 5 лет у детей обычно появляется способность планировать свои действия. Старший дошкольник ориентирован уже не только на сам процесс, но и на результат.
С пятилетними детьми можно начинать вплотную заниматься изучением понятия времени: учить названия месяцев, дней недели, времени суток. Зачатую это дается им нелегко, так как дошкольникам трудно воспринимать абстрактную информацию. Нужно постараться, чтобы заинтересовать малыша: использовать наглядные пособия и придумывать увлекательные игры.
Интересно, что у детей чувство времени развито не так, как у взрослых. Для малышей оно течет гораздо медленнее.
Пространственное восприятие детей 5 лет развито достаточно хорошо, однако многие дети путают «право» и «лево». Это нормально, так как мозг малыша продолжает активность формироваться. Считается, что мальчики лучше девочек ориентируются в пространстве, так как у них обычно лучше развито правое полушарие мозга.
youtube.com/embed/TkA9ZjdgU_E”>Развитие речи в 5 лет
В этом возрасте речь ребенка все больше приближается к речи взрослого человека. Малыш в 5 лет должен уметь грамотно строить предложения, склонять части речи, употреблять подходящие предлоги и правильное время. Пятилетки вполне способны составлять сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, используя союзы «а», «и», «но», «чтобы», «потому что», «если».
Для развития речи ребенка важно его окружение: общайтесь с малышом, читайте сказки, слушайте песни. Только эмоциональный опыт, связанный с родным языком, поможет ребенку раскрыть его полноту и богатство.
Словарный запас ребенка 5 лет насчитывает около 2 тысяч слов, в которые также входят и абстрактные понятия. Обычно пятилетние дети могут без труда составить рассказ, описать свойства предмета, дать оценку каким-либо действиям. Улучшается и качество звукопроизношения. Бывает, что в этом возрасте дети не выговаривают некоторые звуки (обычно «р», «л»), в этом случае рекомендуется обратиться за помощью к логопеду.
Пятилетние дети чаще всего готовы к тому, чтоб учиться писать и читать. Уровень готовности определяется сформированностью следующих навыков:
- Умение внимательно слушать;
- Распознавать звуки;
- Строить фразы;
- Умение держать карандаш.
Очень важна познавательная мотивация. Ребенку должно быть интересно узнать, что же написано на той вывеске, как пишется это слово. Без этого обучение грамоте может превратиться для малыша в пытку.
Выводы
Итак, к 5 годам здоровый ребенок обладает развитой крупной моторикой, что дает ему возможность заниматься различными видами спорта. Он обладает прекрасным воображением, развитым мышлением, речью, эмоциональной памятью, умением концентрировать внимание на достаточно длительное время. В пятилетнем возрасте ребенок воспринимает себя как личность и учится взаимодействовать со сверстниками.
Заключение
На занятиях в детском Монтессори-центре «Созвездие» Ваш малыш сможет не только развить свои умственные способности, но и получить неоценимый опыт общения со сверстниками.
Он научится помогать, работать в команде, договариваться. Наша цель – помочь каждому ребенку гармонично развиваться и в полной мере раскрыть свой внутренний потенциал. Ждем Вас и Вашего малыша в нашем клубе!Статью подготовила Монтессори-педагог
Малышева Евгения
Что должен знать и уметь ребенок в 5 лет
Цветовая схема: C C C C
Размер шрифта: A A A
Изображения:
Обычная версия сайта
- Главная
- Родителям
- Статьи
- Советы специалистов
Родителям
Количество просмотров: 23653
Внимание
- Выполнять задания, не отвлекаясь, около 15 минут.
- Находить 5-6 отличий между предметами и между двумя рисунками.
- Удерживать в поле зрения 8-10 предметов.
- Легко играть в игрына внимательность и быстроту реакции. Например, называйте существительные, но перед игрой договоритесь: если услышал название игрушки – хлопнуть в ладоши; если услышал название школьных принадлежностей – сложить руки на столе и т.п.
Память.
- Запоминать 8-10 картинок.
- Запоминать считалочки (например: «Три гуся летят над нами, три гуся – над облаками, два спустились за ручей. Сколько было всех гусей?»).
- Запоминать фразы (например: «Юля и Оля рисуют цветными карандашами»; «Осенью часто идет дождь»; «Лена играла мячом, кубиками, юлой, куклой и мишкой»).
- Находить лишнее слово среди группы слов, например: «Василий, Федор, Семен, Иванов, Евгений», «Гнездо, нора, муравейник, курятник, берлога», «Смелый, храбрый, отважный, злой, решительный».
Развитие речи.
- Ребенок должен использовать тысячу слов, строить фразы из 6-8 слов. Понимать ребенка должны даже посторонние люди, а не только родители.
2. Ребенок должен понимать, чем отличается строение человека от строения животных, называть их части тела (руки — лапы, ногти — когти, волосы — шерсть).
3. Ребенок должен уметь правильно ставить существительные в форму множественного числа (цветок — цветы, девочка — девочки).
4. Ребенок должен уметь находить предмет по описанию (яблоко — круглое, сладкое, желтое). Уметь самостоятельно составлять описание предмета.
6. Ребенок должен знать, какие бывают профессии, чем занимаются люди этих профессий.
7. Ребенок должен уметь поддерживать беседу: уметь отвечать на вопросы и правильно их задавать.
8. Ребенок должен уметь пересказывать содержание услышанной сказки, рассказа. Рассказать наизусть несколько стихов, потешек.
9. Ребенок должен называть свое имя, фамилию, сколько ему лет, называть город в котором живет.
10. Ребенок должен уметь отвечать вопросы, касательно недавно произошедших событий: Где ты был сегодня? Кого встретил по дороге? Что мама купила в магазине? Что было на тебе одето?
Мышление.
- Находить и объяснять несоответствия на рисунках.
- Находить и объяснять отличия между предметами и явлениями.
- Находить среди предложенных предметов лишний, объяснять свой выбор.
- Сложить из бумаги, по показанному взрослым образцу, простой предмет (кораблик, лодочку и т. д.).
- Вырезать ножницами сложную фигуру по контуру, нарисованному на листе бумаги.
- Выполнять аппликации на бумаге, как самостоятельно, так и по образцу.
- Складывать пазлы без посторонней помощи.
- Определять последовательность событий.
- Отвечать на замысловатые вопросы, например: «Когда гусь стоит на одной ноге, он весит 2 килограмма. Сколько будет весить гусь, если встанет на две ноги?» – и т. д.
Мелкая моторика.
- Ребенок уже отлично застегивает пуговки, молнии и развязывает шнурки, его хорошо слушаются ложка и вилка.
2. Ребенок должен уметь точно проводить линии не отрывая карандаш от бумаги.
3. Ребенок должен уметь заштриховывать фигуры ровными прямыми линиями, не выходя за контуры рисунка.
4. Ребенок должен уметь обводить и раскрашивать картинки, не выходя за края.
5. Ребенок должен уметь проводить линии по середине дорожки, не выходя за её края.
6. Ребенок должен различать правую и левую руку.
Окружающий мир.
- Ребенок должен уметь различать овощи, фрукты и ягоды, знать какими они бывают, когда созревают.
2. Ребенок должен знать названия насекомых, уметь рассказывать о том, как они передвигаются (бабочка летает, улитка ползет, кузнечик прыгает)
3. Ребенок должен знать всех домашних животных и их детенышей.
4. Ребенок должен уметь угадывать по картинкам времена года. Знать приметы каждого из них.
Математика:
- Ребенок должен уметь определять расположение предметов: справа, слева, посередине, вверху, внизу, сзади, спереди.
2. Ребенок должен знать основные геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, треугольник и прямоугольник)
3. Ребенок должен знать все цифры (0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9). Считать предметы в пределах десяти, соотносить количество предметов с нужной цифрой.
4. Ребенок должен уметь расставлять цифры от 1 до 5 в правильной последовательности и в обратном порядке.
5. Ребенок должен уметь сравнивать количество предметов, понимать значение: больше — меньше, поровну.
След. новость
Пред. новость
Текст с ошибкой
Ваш ребенок 5-7 лет | GOV.WALES
На этом этапе ваш ребенок вступит в свои первые несколько лет обучения.
На этом этапе ваш ребенок вступит в свои первые несколько лет обучения. Наблюдать за тем, как они пробуют новые виды деятельности, подбадривать их на спортивных соревнованиях и аплодировать им в школьных спектаклях, как правило, являются одними из самых ярких моментов для большинства родителей.
В этом возрасте у вашего ребенка будет развито сильное чувство независимости. Они будут общаться в основном с детьми примерно своего возраста и строить новые отношения и дружбу независимо от своей семьи.
Ниже представлена информация об этих этапах развития вашего ребенка и несколько советов о том, что вы можете сделать, чтобы поддержать своего ребенка. Ваш ребенок может делать некоторые вещи раньше или позже, чем это предлагается здесь.
Если вас беспокоит развитие вашего ребенка, обратитесь к патронажной сестре, семейному врачу или в учреждение/школу Foundation Phase.
В возрасте от 5 до 6 лет ваш ребенок может:
- Уметь правильно держать ножницы и вырезать ими фигурки из бумаги.
- Уметь рисовать более узнаваемые изображения, такие как дома, автомобили, цветы и люди.
- Уметь написать одну или две буквы своего имени, а также распознать и подпевать песенке с алфавитом.
- Начните исключать других детей во время игры, поскольку начинают формироваться регулярные дружеские отношения. Они могут склоняться к дружбе с детьми того же пола. Они также могут испытывать сильную потребность в том, чтобы их принимали сверстники, и ощущение, что их «обходят стороной», может их расстроить.
- Уметь писать маленькие слова, такие как «собака», «кошка», «мама» и «папа», и различать строчные и заглавные буквы. Для детей этого возраста нормально писать определенные буквы задом наперед.
- Вспомните истории и начните разыгрывать их со своими игрушками или попросите вас разыграть ролевую игру.
- Начните узнавать рифмы в книгах и песнях.
- Ешьте больше, так как они сжигают больше энергии в течение полных дней в школе без дневного сна.
- Устали, и вам нужно больше «тихого» времени, чтобы обработать свой день; они могут стать более раздражительными на некоторое время, когда привыкнут к полному рабочему дню.
В возрасте от 6 до 7 лет ваш ребенок может:
- Уметь завязывать шнурки
- Уметь считать до 100 и считать несколько цифр в обратном порядке.
- Уметь выполнять некоторые базовые математические операции, такие как сложение «1 яблоко к 2 яблокам дает 3 яблока», и сможет определить, когда число больше, чем другое число.
- Уметь назвать свое полное имя и узнать свой возраст, день рождения и место жительства.
- Уметь придумывать рифмы и получать удовольствие от простых шуток.
- Иметь средний словарный запас более 5000 слов.
- Уметь читать до десяти простых и знакомых слов, таких как «кошка» и «собака», и читать несколько простых книг. Они могут копировать короткие слова и писать знакомые слова без посторонней помощи.
- Уметь прыгать на обеих ногах, подпрыгивать, прыгать обеими ногами, устойчиво ходить по низким стенам или балкам, ловить мяч руками, а не руками, и, возможно, уметь ездить на велосипеде со стабилизаторами или без них.
Советы по поощрению и поддержке развития вашего ребенка
- День в школе может быть утомительным для вашего ребенка и может привести к раздражительному поведению. Обнимайте ребенка, уделяйте ему индивидуальное внимание и поощряйте тихие, успокаивающие занятия. Вы также можете рассмотреть возможность установления последствий, если они ведут себя не так, как вам хотелось бы.
- Проявляйте интерес к тому, что говорит ваш ребенок. Это позволит вашему ребенку понять, что он важен для вас. Поощряйте их к разговору, используя открытые вопросы, такие как «Расскажи мне, что самое лучшее в твоем дне?»
- Попросите их придумать новые окончания их любимых историй, чтобы развить их творческое мышление.
- Старайтесь придерживаться распорядка и посещайте знакомые места, которые обеспечивают вашему ребенку безопасность. Они столкнутся со многими новыми проблемами и будут чувствовать себя комфортно в безопасности вещей, с которыми они чувствуют себя знакомыми.
- У них начнут выпадать молочные зубы, поэтому важно посещать стоматолога каждые 6 месяцев и поощрять здоровую чистку зубов два раза в день.
- Поощряйте их быть более активными, участвуя в том, что им нравится, например, в футболе или плавании. Это поможет им сохранить здоровье, лучше спать и получать удовольствие от активности с раннего возраста, что поможет им по мере взросления.
- Они все еще развиваются и учатся приспосабливаться. Истерики, гнев и разочарование все еще случаются; это совершенно нормально.
- Поговорите с ребенком о его чувствах. Это помогает им выразить словами эти чувства.
- Постарайтесь выделить время для игр, так как в этом возрасте это все еще очень важно. Позвольте вашему ребенку выбрать, как он хочет провести это время, и найдите время, чтобы присоединиться к нему. Это даст вам возможность войти в их мир и узнать, что они думают и чувствуют.
- Постарайтесь, чтобы игровое время работало на вас, когда все занято. Попросите их помочь вам с простыми задачами, такими как уборка, раскладывание одежды или накрытие на стол, возможно, делайте это под музыку или во время пения. Привлечение их к помощи по дому поможет им почувствовать себя взрослыми и поддержит позитивное поведение.
- Постарайтесь сократить время, проводимое перед телевизором или за планшетами и телефонами. Вы можете проводить время со своим ребенком, используя приложения, которые развивают его навыки. Национальный фонд грамотности предлагает широкий выбор бесплатных приложений для загрузки http://literacyapps.literacytrust.org.uk/ (Внешняя ссылка)
- Здесь есть много замечательных источников информации с песнями, книгами и играми, которые помогут им читать и писать:
- Words for Life (Внешняя ссылка)
- Читайте дальше. Садись (Внешняя ссылка) и,
- Образование начинается дома Страница Facebook (Внешняя ссылка).
Что не работает
- Чмокание не работает. Это может превратить события в крупную битву. Это может научить вашего ребенка тому, что можно бить кого-то моложе его.
- Избегайте унижений. Если ваш ребенок слышит слишком много оскорблений, это может повлиять на его самооценку. Вместо этого старайтесь поощрять усилия.
- Не наказывайте ребенка за ошибки и несчастные случаи и не критикуйте его, когда он ошибается. Ваш ребенок еще учится. Хвалите их и поощряйте, когда они делают это правильно.
Просить о помощи — это нормально. Если вас беспокоит стресс, подавленность или депрессия, поговорите со своим патронажным врачом или врачом общей практики.
Вехи развития: дети от 4 до 5 лет
Авторизоваться | регистр
Возраст и этапы
Возрасты и этапы
Прежде чем вы это узнаете, несколько спокойный 3-летний ребенок становится динамо-машиной энергии, драйва и более нестандартного поведения. В то же время их разум — источник творческих идей. «Монстры», с которыми они разговаривают в школе, или «дракон», помогающий им перейти улицу, — обычные небылицы для детей 4–5 лет. Все это поведение и мышление помогут вашему ребенку создать надежный фундамент, когда он подойдет к детскому саду.
Вот некоторые другие вехи, на которые вы можете обратить внимание.
Вехи движения
Стоять на одной ноге 10 секунд и более
Подниматься по лестнице, чередуя ноги без опоры
Подскоки, сальто 9000 3
Качели, подъемы
Умеет прыгать на одной ноге
Вехи в навыках кисти и пальцев
Копирует треугольник и другие геометрические узоры
Рисует человека минимум с тремя частями тела
Печатает несколько букв
Одевается и раздевается без посторонней помощи
Расстегивает пуговицы и средние кнопки размера
Используются вилка и ложка
Обычно заботится о собственном туалете
Языковые вехи
Вспоминает часть рассказа
Использует предложения из четырех слов
Использует слова, понятные незнакомцам на 100%
Использует будущее время
Рассказывает более длинные истории
Произносит имя и адрес
Когнитивные вехи
Может считать до 10 и более предметы
Правильно называет не менее четырех цветов
Лучше понимает понятие времени
Знает о вещах, используемых каждый день в доме (деньги, еда, бытовая техника)
Социальные вехи
Хочет радовать друзей
Хочет быть похожим на своих друзей
Скорее соглашается с правилами 9000 3
Одевается и раздевается без посторонней помощи
Занимается хорошо развитая игра с воображением
Чистит зубы
Демонстрирует большую самостоятельность и может даже навестить соседа наедине
Часы для наблюдения за развитием
Поскольку каждый ребенок развивается по-своему, невозможно точно предсказать, когда и как ваш дошкольник усовершенствует тот или иной навык.
Перечисленные здесь этапы развития дадут вам общее представление об изменениях, которые вы можете ожидать, когда ваш ребенок станет старше. Не пугайтесь, если их развитие пойдет по другому пути. Однако поговорите со своим педиатром, если у вашего ребенка проявляются какие-либо из следующих признаков возможной задержки развития для этого возрастного диапазона.
Проявляет крайне боязливое или робкое поведение
Проявляет крайне агрессивное поведение
Не может разлучиться с родителями без серьезного протеста
- 9000 2 Легко отвлекается и не может концентрироваться на каком-либо одном действии более пяти минут. минут
Мало интересуется игрой с другими детьми
Отказывается вообще реагировать на людей или отвечает поверхностно
Редко использует фантазию или подражание в игре
Большую часть времени кажется несчастным или грустным
Не занимается разнообразной деятельностью
Избегает или кажется отчужденным с другими детьми и взрослыми
Не выражает широкий спектр эмоций
Трудно есть, спать или пользоваться туалетом
Не может отличить фантазию от реальности
Кажется необычайно пассивным
Не понимает команды, состоящие из двух частей, с использованием предлогов («Поставь чашку на стол», например, или «Положи мяч под диван»).
Не могу правильно называет свое имя и фамилию
Не использует правильно множественное число или прошедшее время в разговоре
Не говорит о своей повседневной деятельности и опыте
Не может построить башню из шести-восьми блоков
Неудобно держать карандаш
Трудно снять одежду
Не может вымыть и высушить руки
Дополнительная информация 901 20
- Вехи имеют значение: рост и развитие вашего ребенка к 5 годам
- Использование командного подхода для поддержки и мониторинга развития вашего ребенка
- Ваш контрольный список для осмотра: 4 года
- Важные вехи: ваш ребенок к 4 годам (CDC)
- Важные вехи: Ваш ребенок к 5 годам (CDC)
- Последнее обновление
- 04.04.2023
- Источник
- Уход за младенцем и ребенком раннего возраста: от рождения до 5 лет, 7-е издание (Авторское право © Американская академия педиатрии, 2019 г.