Психологические занятия с детьми 3 4 лет – – 34 . . ,
педагогическое занятие для детей 3-4 лет
Занятие. Я и моя группа
для детей 3-4- лет
Цели: познакомить детей друг с другом, сплотить группу; включить детей в ситуации взаимодействия для решения проблемных практических задач; создать условия для активного восприятия детьми эмоционально насыщенного материала.
Материалы: игрушка заяц, мяч, игрушечные зайцы по числу детей, «волшебная палочка»
Ход занятия:
Организационный этап. Приветствие. Дети стоя в кругу, предавая мяч приветствуют друг друга.
Мотивационный этап. Появление куклы – зайца Ушастика. Ушастик обращается за помощью к детям: найти его друзей – зайчиков, которые разбежались по всему кабинету.
Практический этап.
Игра «Прятки». Ирушечные зайцы расставлены в различных местах комнаты: на полу, на полках, на подоконниках и т.д. некоторые игрушки дети могут взять легко сами, а другие нет. Важно обращать внимание на действия детей, когда они пытаются достать недоступную игрушку, своевременно оказывать им помощь. Психолог дает задание- найти спрятанных зайцев. Дети по очереди их ищут
Игра «Если нравится тебе, то делай так» (на ковре).
Каждый участник по очереди показывает движение, остальные его повторяют. Игра сопровождается песенкой
Если нравится тебе, то делай так
(показывает движение)
Если нравится тебе, то делай так
(показывает движение)
Если нравится тебе, то и другому покажи,
Если нравится тебе, то делай так
Пальцы делают зарядку
(четыре ритмичных хлопка ладошками)
Чтобы меньше уставать.
(сжимаем и разжимаем кулачки)
А потом они в альбомах
(трясем ручками в воздухе)
Будут снова рисовать
(хлопаем в ладоши)
Работа в рабочих тетрадях. Задания: «Художник», «Найди отличия».
Игра «Волшебная палочка»
Психолог: Ребята, у меня есть волшебная палочка, которая может совершать чудеса.
Психолог дотрагивается палочкой до руки ребенка. Ребенок показывает, какие движения может совершать его рука, например: махать, хватать, крутить, открывать, играть на пианино и т.д. Психолог дотрагивается до других частей тела: плечей, головы, ступней, туловища.
Рефлексивный этап. Подведение итогов, ритуал прощания.
Ушастик интересуется у детей, что им понравилось больше всего. Потом с каждым прощается с помощью мяча – помощника.
Психолог вместе с детьми поет песенку, при этом стучит об пол настоящим мячом, а дети имитируют это движение.
Покатился, поскакал мячик по дорожке,
Прыг – скок, прыг – скок в (имя ребенка) ладошки
До свидания, (имя ребенка
До свидания, …. (ребенок обращается к психологу по имени отчеству)
Дети прощаются с Зайчиком и психологом
Литература:
Куражева Н.Ю., Вараева Н.В. программа психолого – педагогических занятий для дошкольников 3-4 лет
www.metod-kopilka.ru
Коррекционно-развивающее занятие с детьми 3-4 лет. — me-po.ru
МДОУ «Детский сад «Улыбка» г.Надым» педагог-психолог
Агишева Оксана Владимировна
Коррекционно-развивающее занятие с детьми 3-4 лет.
Цель:
1. Развитие зрительного восприятия, совершенствование навыков счета, развитие мышления и речи, обогащение словарного запаса.
2. Совершенствование навыков общения. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.
3. Учим воспринимать и воспроизводить текст игры «Зайка серенький сидит», синхронно с текстом совершать игровые движения.
4. Развиваем координацию общей и мелкой моторики.
Оборудование: формат А4 зеленой бумаги, картинки с ягодами, клей, картинка медведя грибы 3 штуки, цветные карандаши, массажные мячики ёжики, пластилиновые дощечки, фасоль, погремушки, картинки: петушка, хрюшки, цыпленок, ватные диски, цветной песок, фломастеры.
Ход занятия
Р.Д. Здравствуйте ребята. Меня зовут Оксана Владимировна. Я очень рада видеть каждого из вас.
Собрались мы снова вместе,
Чтобы было интересней!
Много нового узнаем,
Что ж, ребята, начинаем!
Организационный момент:
Цель: установление эмоциональной связи в группе, настрой на работу.
Сегодня утром я встретила сказочного героя. Он сказал, что хочет с вами встретится. А вы хотели бы с ним познакомиться? «Здравствуйте, я колобок! Что-то не так почему вы смеетесь? (колобок такой не бывает он круглый)
Все ясно колобок решил над нами подшутить! Колобок очень веселый, любит игры и сказки, а так же ему нравится отгадывать загадки и решать задачки. Колобок меня попросил рассказать сказку да не простую, а такую в которой будут встречаться разные задания. Поможем колобку их решить?
Окружающий мир:
Испекла старуха колобок и положила его на окно остудиться. Надоело колобку лежать: он и покатился с окна на лавку, с лавки на пол – да к дверям, прыг с крыльца и заворота укатился. Катится колобок по дорожке а в лесу видимо не видимо ягод…
Какие ягоды мог увидеть колобок в лесу (малину, клубнику, чернику, землянику). Посмотрите вот у меня картинки с ягодками, а вот полянка, на которую прикатился колобок давайте с вами наклеим ягодки на полянку.
Математика:
В зарослях малины Колобок увидел (Медведя). Какими ягодами лакомился медведь? А что же лежит у медведя в корзинке? (грибы). Внимательно послушай задачку медведя: «сколько у меня в корзинке грибов, если их больше двух, но не меньше четырех?» (правильно 3) давайте посчитаем? Посмотрите у нас карточка, а на карточке кто нарисован? Правильно медведь, а сколько грибочков? Закрасьте карандашами грибы.
Логоритмическая пауза: «Лиса с колокольчиками»
Катится колобок дальше и увидел колокольчик.
Колокольчик мой звенит (ребенок звенит)
Колокольчик мой лежит (положили их на пол)
Закрыть глазки всем велит,
Тихо-тихо все вы стойте,
Колокольчик наш звенит (открывают глаза)
Открыть глазки нам велит.
Поиграл колобок и покатился. Катится колобок и увидел зайца и говорит: «Колобок, колобок давай с тобой поиграем» ребята поиграем с зайцем? Вот ваши домики будут.(стульчики).
Встаньте в круг. Игра называется «Зайка серенький сидит»
Зайка серенький сидит (Взрослый садится)
И ушами шевелит. (Взрослый подносит пальцы к голове, шевелит ими)
Вот так, вот так
Он ушами шевелит. (Дети подражают движениям взрослого)
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.
Вот так, вот так
Надо лапочки погреть! (Взрослый и дети хлопают в ладоши)
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Вот так, вот так
Надо зайке поскакать! (Все прыгают на одном месте)
Зайку волк испугал! (Взрослый рычит.)
Зайка тут же убежал! (Дети разбегаются врассыпную)
Подготовка к чтению:
Дидактическая ига «Чья тень»
Посмотри на картинки, ой они какие-то не обычные. Что в них не так? Правильно картинки все черные. Нам с вами нужно узнать, кто же там изображен. Вот посмотрите как вы думаете кто изображен на этой картинке. Правильно Жук, а как он разговаривает «ЖЖЖЖЖЖЖ». А петушок, хрюшка, цыпленок.
Массажная паузы Уставший ёжик» (массажные мячики)
Ежик выбился из сил — (гладим и жалеем ежика)
Яблоки, грибы носил.
Мы потрем ему бока — (трем ручками ежа)
Надо их размять слегка. (Стучим и хлопаем по ежу)
А потом погладим ножки, (катаем ежа одной, а потом другой ножкой)
Чтобы отдохнул немножко.
А потом почешем брюшко, (вращательные движения ежом по животу)
Пощекочем возле ушка. (Каждым пальчиком трогаем иголки ежа)
Еж в лесочек убежал, (дети катят по полу ежи педагогу)
Нам спасибо пропищал. (дети машут ручками ежам)
Пальчиковая гимнастика «Слепи колобка»:
Мы лепили колобка (Дети имитируют движения «лепки»)
Тесто мяли мы слегка (Сжимают и разжимают пальцы)
А потом его катали («Катают» колобка)
На окошечко сажали (Раскрывают ладони, показывают их)
Он с окошка прыг да прыг (Стучат по ладоням пальцами)
Укатился, озорник. (Вращение кистями)
Развитие мелкой моторики:
Посмотри, какие пластилиновые дощечки колобок нам принес и фасоль. Как ты думаешь, зачем он нам это принес? Конечно, он хочет, чтобы ты на этих дощечках нарисовали фасолью его портрет. Колобок нам, какую геометрическую фигуру напоминает? (круг). Правильно приступаем.
Подготовка руки к письму:
Посмотрите а что же тут у нас спрятано (песок). Давай его ручками потрогаем и поиграем с ним. Вот мы возьмем его пальчиками, высыпи его на ладошку. А теперь давайте на песке нарисуем колобка, дерево, солнышко.
Двигательная дорожка:
А кого колобок встретил в лесу? (мишку, лису, зайца, волка)
Мишка косолапый по лесу идет. (Ходьба вперевалочку с расставленными ногами)
Шишки собирает, песенки поет. (Наклоны)
Вдруг упала шишка прямо мишке в лоб. (Кулачок приложить ко лбу)
Мишка рассердился и ногою «топ»! (Топнуть ногой)
Творчество:
Посмотрите Колобок нам приготовил какие то кружочки (ватные диски) ребята, а на кого они похожи? Правильно на колобка. Приклеиваем круги к листочку, посыпаем дорожку цветным песком, фломастерами рисуем колобку глазки, ротик и т.д.
Прощание «Погремушка»
Погремушка-погремушка,
музыкальная игрушка
в ручку ты ее возьми
И греми, греми, греми!
Спрячь за спинку погремушку
Отдохнут от шума ушки.
На соседей погляди
И тихонько посиди.
me-po.ru
Задачи психологического курса для детей 3-4 лет
1. Создавать условия для проявления всех видов активности ребенка.
2. Создавать условия для развития восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения.
3. Способствовать освоению разных способов взаимодействия со взрослым и сверстником в игре и повседневном общении.
4. Развивать способность подчинять свои действия правилам.
5. Способствовать проявлению эмоциональной отзывчивости. Восприимчивости.
6. Развивать первые «нравственные эмоции»: хорошо _ плохо.
7. Способствовать формированию позитивной самооценки.
Возрастные особенности детей 3-4 лет
Ведущая потребность — в общении, в уважении; в признании самостоятельности ребенка.
Ведущая деятельность — игровая.
Переход от манипулятивной игры к ролевой.
Ведущая функция — восприятие.
Особенности возраста:
1. Кризис 3-х лет. Формирование «системы Я».
2. Развитие воображения через развитие функции замещения одного предмета другим.
3. Появление смысловой структуры сознания.
4. Ребенок добивается нового статуса, вследствие чего проявляет упрямство и негативизм.
5. Развитие происходит через общение. С взрослым общение становится внеситуативно-познавательным.
6. Удерживает внимание 7–8 минут.
7. Может выполнять мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение.
8. При новой деятельности необходимо поэтапное объяснение (делай, как Я).
Цели и задачи для взрослых:
1. Помогать осваивать разные способы взаимодействия с взрослым и сверстником в игре и в повседневном общении.
2. Способствовать проявлению всех видов активности ребенка.
3. Формировать первые «нравственные эмоции»: хорошо -плохо.
4. Формировать умение действовать по правилам.
5. Формировать умение сопереживать, сочувствовать. Формировать эмоциональную отзывчивость.
6. Способствовать формированию позитивной самооценки ребенка в процессе общения с взрослым.
Новообразования:
1. Усвоение первичных нравственных норм.
2. Самооценка.
3. Появление элементов партнерского общения.
Возрастные нормы психического развития ребенка к 4 годам
(критерии результативности)
Восприятие
Цвета | Красный, синий, зеленый, желтый, коричневый, черный, белый | Узнавание, называние, соотнесение |
Формы | Шар – круг, куб – квадрат, треугольник | Узнавание, называние, соотнесение |
Величины | Большой – маленький, длинный – короткий, высокий – низкий, широкий – узкий, толстый – тонкий | Узнавание, называние, соотнесение |
Пространства | Далеко – близко, высоко – низко | Узнавание, называние, соотнесение |
Эмоционального состояния | Радость, грусть, гнев | Узнавание, называние, соотнесение |
Память
Зрительная образная: объем — 4–5 предметов.
Слуховая образная: объем — 3–4 звука.
Слуховая вербальная: объем — 4 слова.
Тактильная: объем — 3–4 предмета.
Внимание
Объем — 4 предмета.
Устойчивость — 10–12 минут.
Концентрация: нахождение в рисунке контура известного предмета при высокой плотности штриховки, контура неизвестного предмета — при слабой штриховке.
Воображение
Репродуктивное | Раскрашивание или рисование по представлению (например, нарисуй солнышко, раскрась елочку), лепка по заданию (например, скатай шарик, — взрослый не показывает) |
С элементами творческого | Дорисовывание, выполнение аппликаций, составление узора ил предмета из мелких деталей без образца (например, придумай, кто живет в стране кружочков), лепка предметов или живых существ со зрительной инструкцией. Использование в игре предметов-заместителей |
Развитие интеллектуальной сферы
Анализ
Описание предмета по известным признакам.
Выполнение заданий: «найди шестое» и «логические цепочки» (по одному или двум признакам).
Исключение на основе всех изученных обобщений.
Зрительный синтез из 3 частей без опоры на образец и из 4 частей — со зрительной опорой или наложением на образец.
Сравнение предметов по цвету, по форме, по величине, по расположению в пространстве, по эмоциональному состоянию на основе зрительного восприятия.
При сравнении ребенок должен уметь самостоятельно выделять по 3 сходства и 3 отличия.
Обобщение
по цвету, форме величине, эмоциональному состоянию;
Выполнение операции конкретизации на основе имеющихся обобщений.
На вопрос: каких ты знаешь животных? (игрушки, фрукты и т. д.), ребенок должен уметь самостоятельно называть 4–5 предметов (например, животные: кошка, собака, тигр, жираф, волк).
Сериация
по цвету — 3 оттенка;
по величине — 5 предметов;
по расположению в пространстве — 3 положения;
серия последовательных картинок к известной сказке — 4 картинки.
Классификация
На основе имеющихся обобщений по одному признаку — самостоятельно.
Эмоциональная сфера
Называние, узнавание по пиктограмме эмоциональных состояний радость, грусть, гнев.
Знание некоторых способов выражения этих эмоциональных состояний (через рисунок, вокализацию, с помощью мимики, жестов и выразительных движений).
Коммуникативная сфера
Умение обращаться к сверстнику и взрослому по имени, принимать различные роли в игре, придуманной взрослым.
Волевая сфера
Принимать и удерживать 2 правила в игровой ситуации.
Психофизиологическая сфера
Умение закрашивать предметы внутри контура.
Умение нанизывать мелкие предметы (бусинки) на лесу.
Умение вылепливать из пластилина или глины мелкие и крупные предметы.
Умение изображать различные эмоциональные состояния при помощи мимики и жестов.
Тематическое планирование психологических занятий
Для детей от 3 до 4 лет
(1 занятие в неделю по 20 минут, всего 31 занятие)
Месяц | № | Темя занятия | Кол-во часов |
Сентябрь | Знакомство Давайте дружить Правила поведения на занятиях Я и моя группа | ||
Октябрь | Радость Грусть Гнев Словарик эмоций | ||
Ноябрь | Осенний праздник Восприятие цвета. Обобщение: овощи, фрукты Восприятие формы Восприятие величины (большой – маленький) | ||
Декабрь | Здравствуй, Зима Диагностика Диагностика Новогодний праздник | ||
Январь | Восприятие величины (широкий-узкий) Восприятие величины (длинный-короткий) Сказка «Сбежавшие игрушки». Обобщение: игрушки | ||
Февраль | Сказка «Теремок». Обобщение: животные К.И.Чуковский «Федорино горе». Обобщение: посуда Л.Ф.Воронкова «Маша растеряша». Обобщение: одежда, обувь Мальчики-одуванчики | ||
Март | Девочки-припевочки Сказка «Три медведя». Обобщение: мебель Сказка «Репка». Дружба, взаимопомощь Страна Вообразилия | ||
Апрель | День смеха Здравствуй, Весна. Обобщение: насекомые Итоговая диагностика Итоговая диагностика |
ПРОГРАММА КУРСА
«ЦВЕТИК-СЕМИЦВЕТИК»
ДЛЯ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ
Занятие 1
Тема:Знакомство
Цели:
- познакомить детей друг с другом;
- создать благоприятную атмосферу на занятии.
Материалы: игрушка Зайчик (кукла бибабо), обруч, зонт, музыкальное сопровождение, мяч, цветочная полянка, бумажные цветы, клей-карандаш, зеленый маркер, мыльные пузыри.
План:
I этап. Организационный
Приветствие
В холле ребят встречает Зайчик и приглашает их на занятие.
Здравствуйте, ребята! Давайте знакомиться. Меня зовут (И.О. психолога). А тебя как зовут? (психолог знакомится с каждым ребенком) С этого дня мы с вами будем встречаться, вместе играть, рисовать, разговаривать. Сегодня помогать мне будет мой давний друг Ушастик.
II этап. Мотивационный
Появление персонажа
Ушастик приветствует каждого ребенка за руку, знакомится, предлагает свою помощь в проведении игр.
Игра «Карусели»
Ушастик кладет обруч посередине ковра, и предлагает ребятам встать вокруг него.
Еле-еле-еле-еле, Закружились карусели. А потом, потом, потом Все бегом, бегом, бегом. Побежали, побежали, Побежали, побежали. Тише, тише, не спешите Карусель ос-та-но-ви-те. Раз – два, раз – два, Вот и кончилась игра. | Медленно движемся Темп речи и движения ускоряются Замедляем темп Все остановились, Поклонились друг другу |
III этап. Практический
1. Динамическая пауза «Зайчики»( на ковре)
Девочки и мальчики,
Представьте, что вы зайчики.
Раз, два, три, четыре, пять,
Начал заинька скакать.
Прыгал зайка целый день,
Прыгать заиньке не лень.
Игра «Солнышко и дождик»
Ушастик находит зонтик и просит детей сказать для чего он нужен.
Психолог: Давай, Ушастик, прячься под зонтик, и вы, ребята, тоже прячьтесь, и дождик нам будет не страшен!
Ушастик: Ребята, когда я буду открывать зонтик, мы под него все будем прятаться. А как только зонтик закроется, мы будем снова бегать и прыгать по полянке. Понятно?
Психолог: Тучка солнышко закрыла,
Наших деток намочила!
Ну-ка, все сюда бегом,
Вас накрою я зонтом!
Ушастик: Прячемся все под зонтик.
Психолог: Тучка спряталась за лес,
Смотрит солнышко с небес.
И такое чистое, теплое, лучистое.
Ушастик: Дождик прошел, можно идти погулять!
infopedia.su
Занятие 1 из программы адаптации детей 3-4 лет к условиям ДОУ: «Давайте познакомимся»
Программа адаптации детей 3-4 лет к условиям пребывания в детском саду: «В согласии с собой». Начало.
Цель: знакомство, создание непринужденной атмосферы, развивать чувство принадлежности к группе, воспитывать желание играть вместе.
Приветствие (знакомство) «Назови свое имя»
Цель: установить эмоциональный контакт с ребенком, познакомиться.
Дети сидят в кругу, психолог держит в руках мяч, и говорит, что сейчас он будет бросать мяч и называть свое имя, а дети возвращая его, называют свое имя (напоминать во время выполнения упражнения: «Как тебя зовут?»).
Игра «Паровозик».
Цель: воспитывать желание играть вместе, вызвать чувство симпатии к сверстникам.
Материал: стульчик, картинка паровозика с вагончиками.
Сегодня мы будем играть в «паровозики». Сначала у «паровозика» не будет вагончиков», и тот, кого мы выберем «паровозиком», будет один ездить по кругу, громко говоря «ту-ту». Затем «паровозик» пригласит какого-то ребенка стать вагончиком, назвав его имя. Например: «Маша, иди играть, будь моим «вагончиком», а я стану паровозиком». Приглашенный ребенок называет имя «вагончика», а сам становится «паровозиком». Дети двигаются, говоря «ту-ту», останавливаясь «у-у-у». Игра продолжается до тех пор, пока все дети не станут «вагончиками». Каждый ребенок, став «паровозиком», называет имена всех «вагончиков».
Упражнение «Мягкие лапки»
Цель: снять мышечное напряжение рук, развивать чувственное восприятие ребенка, способствовать гармонизации отношений между взрослым и ребенком.
Материал: клочок меха, кисточка, стеклянный флакончик, ожерелье, вата.
Психолог подбирает 6 – 7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакончик, ожерелье, вату и т.д. …
После этого предлагает ребенку засучить рукав до локтя и объясняет, что по руке будет ходить «зверек» и дотрагиваться к нему мягкими лапками. Ребенок должен закрыть глаза и догадаться, какое «животное» прикасалось к руке, то есть угадать предмет. Прикосновения должны быть приятными, легкими, нежными.
Упражнение «Закончи предложение»
Цель: помочь ребенку выразить словами свои чувства, переживания, дать возможность раскрыться, повысить уверенность в себе.
Дети по очереди заканчивают каждое из предложений:
Я хочу … ..
Я умею ……
Я смогу ……
Каждого ребенка можно попросить объяснить тот или иной ответ.
Прощание «Передай тепло»
Цель: улучшить настроение, снять тревожное состояние.
Дети стоят в кругу, поворачиваются друг к другу ласково смотрят в глаза, улыбаются и передают тепло своего сердца через рукопожатие.
- Создано: 27 Октябрь 2015
- Автор: Елена
- Просмотров: 9599
psichologvsadu.ru
Конспекты комплексных психолого-логопедических занятия для детей 3–4 лет по теме “Части тела. Эмоции”
Разделы: Работа с дошкольниками
Своевременное и полноценное развитие ребенка в дошкольном детстве – одно из основных условий нормального развития его в дальнейшем. Чем меньше ребенок, тем больше его желание двигаться, хватать все руками, исследовать. Поэтому именно в младшем дошкольном возрасте наиболее реальна возможность развития всех психических функций ребенка и устранения отклонений. Именно в этот период жизни дети учатся тому, что будут использовать в течение дальнейшей жизни.
Для полноценного развития ребенка нами был разработан цикл комплексных психолого-логопедических занятий, направленных на развитие речи детей, увеличение их активного и пассивного словаря, сенсорное развитие, развитие ориентировочно-познавательной деятельности, общей и мелкой моторики, эмоциональное развитие. Данные занятия помогают сохранить внимание детей на протяжении всего занятия благодаря частой смене деятельности, снимают утомляемость.
Представленные конспекты комплексных занятий на тему “Части тела, эмоции” способствуют развитию у детей представлений о собственном теле, о своей половой принадлежности; формируют словарь ребенка, грамматический строй его речи; развивают эмоциональную сферу, эмпатию, мимическую выразительность.
Занятие 1.
Программное содержание.
- Формировать умение соотносить предмет с его словесным обозначением. Формировать словарь по теме. Обучать ориентировке в схеме собственного тела. Учить различать понятия “девочка – мальчик”, узнавать, к какому полу относится сам ребенок.
- Формировать грамматический строй речи.
- Развивать речеслуховое внимание, продолжать учить выполнять действия по словесной инструкции.
- Развивать эмоциональную сферу детей, эмпатию, мимическую выразительность.
Материал.
Две куклы: мальчик и девочка, картинки с изображением детей, у которых не хватает каких-то частей тела, картинки с изображением сказочных героев сказки “Курочка Ряба” с разным настроением, модели “Настроение” на каждого ребенка, картинки с изображением игрушек для мальчиков и девочек, разрезная картинка “Мячик” на каждого ребенка, подвижная музыка, для рисования: лист бумаги, краски, кисти.
Ход занятия
1. Орг. момент.
Психолог говорит и показывает действия, дети повторяют за ним.
Доброе утро, глазки! Вы проснулись? (Поглаживание
век).
Доброе утро, ушки! Вы проснулись? (Растирание
мочек ушей пальчиками).
Доброе утро, ручки! Вы проснулись? (Хлопки
руками).
Доброе утро, ножки! Вы проснулись? (Потопать
ногами).
Доброе утро, солнышко! Я проснулся. (Улыбнуться
и протянуть руки к солнышку).
2. Упражнение “Покажи на кукле и на себе”.
Логопед. Познакомьтесь, это куклы Наташа и Саша. Вот у куклы голова. А где у вас голова? (дети показывают). На голове у куклы волосы (уши). Что это? А где у вас волосы? (дети показывают). Это лицо. Покажите, где у вас лицо. Закройте лицо руками, откройте (дети выполняют). Что у куклы есть на лице? А у вас? Закройте (откройте) глаза, наморщите носик, откройте широко рот, закройте рот. Сейчас мы будем играть, как будто мы умываемся. Я расскажу потешку, а вы показывайте то, о чем говорится в потешке.
Водичка, водичка, умой мое личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки горели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
Покажите, где у вас щечки, надуйте их, потрите их. Улыбнитесь так, чтобы видны были зубки.
3. Упражнение “Чего не хватает?”
Логопед (показывает картинки). Посмотрите на эти картинки. Чего не хватает на лице?
4. Физ. минутка.
Логопед (читает текст, показывает движения по тексту, дети повторяют).
Головами покиваем,
Носиками помотаем,
Потом глазки закрываем,
Теперь глазки открываем.
Щечки сильно раздуваем,
Ротики мы открываем
И зубами постучим,
И немножко помолчим.
5. Упражнение “Эмоции”.
Психолог. Кукла Наташа – веселая или грустная? (ответы детей) На этих картинках нарисована сказка (показывает картинки к сказке “Курочка Ряба”) Какая? Посмотрите, Курочка Ряба снесла яичко – не простое, а золотое. Дедушка и бабушка радуются, улыбаются. Улыбнитесь, как дедушка и бабушка (дети выполняют задание). Найдите грустных дедушку и бабушку. Что они делают? Почему они плачут? Какое у них настроение на этой картинке? (дети отвечают). Сделайте грустное лицо, как у дедушки и бабушки. Посмотрите, что делает на картинке мышка? Какое у нее выражение мордочки? (дети отвечают). Удивитесь, как мышка. (Психолог показывает картинки “Настроения”). Найдите личико, которое улыбается. Положите его рядом с улыбающимися дедушкой и бабушкой. А куда надо положить эту картинку, а эту? (дети раскладывают свои модели настроения рядом с соответствующей иллюстрацией).
6. Упражнение “Покажи на кукле и на себе” (продолжение).
Логопед (показывает на руки, ноги и живот у куклы). Что это у куклы? (Дети отвечают). А где у вас руки (ноги, живот)? Поднимите руки вверх, опустите их. Это правая рука, это левая рука.
7. Подвижная игра под музыку “Части тела”.
(Логопед предлагает детям танцевать под музыку и по его команде показывать руки, ноги, голову, живот).
8. Игра “Раздадим игрушки детям”
Психолог. Какая кукла – девочка, а какая – мальчик? Кто из вас девочка, а кто мальчик? (ответы детей). Мальчики и девочки любят играть в игрушки. Давайте раздадим игрушки Наташе и Саше. В какие игрушки любят играть девочки? А мальчики? А какую игрушку мы дали и Саше и Наташе? (Дети отвечают “Мяч”). Правильно. И девочки, и мальчики любят играть в мячики. Давайте и мы поиграем с мячиком.
9. Складывание картинки “Мячик” из трех частей.
10. Подвижная игра “Мячики”.
Психолог предлагает детям под ритмичную музыку попрыгать, словно мячики.
11. Рисование “Мячики”.
Дети рисуют красивые разноцветные мячики.
12. Итог занятия.
Занятие 2.
Программное содержание.
- Продолжать формировать словарь по теме. Расширять словарь за счет наречий тихо, громко, быстро, медленно, прилагательных правый, левый. Формировать грамматический строй речи (образование множественного числа имен существительных).
- Развивать ручную и общую моторику, координацию движений, чувство ритма, подражательность.
- Учиться ориентироваться в схеме собственного тела, показывать с помощью взрослого правую, левую руки, ноги.
- Продолжать учить рисовать, вызвать радостные эмоции от полученного рисунка.
- Продолжать развивать эмоциональную сферу детей.
Материал.
Стихотворение А.Л. Барто “Девочка чумазая”, картинки с изображением двух девочек (чистой и грязной) и грязного мальчика, лист с разноцветными ладошками на каждого ребенка, модели “Настроение”, для рисования: лист бумаги, краски, ванночки для наливания краски и обмакивания ладошек.
Ход занятия
1. Орг. момент.
Психолог говорит и показывает действия, дети повторяют за ним.
Доброе утро, глазки! Вы проснулись? (Поглаживание
век).
Доброе утро, ушки! Вы проснулись? (Растирание
мочек ушей пальчиками).
Доброе утро, ручки! Вы проснулись? (Хлопки
руками).
Доброе утро, ножки! Вы проснулись? (Потопать ногами).
Доброе утро, солнышко! Я проснулся. (Улыбнуться
и протянуть руки к солнышку).
2. Чтение стихотворения “Девочка чумазая”.
Психолог. Я вам сейчас прочитаю историю про чумазую девочку. Чумазая – значит грязная, грязнуля. Найдите на картинке чумазую девочку. (Психолог показывает картинку, на которой нарисованы две девочки, чистая и грязная, и грязный мальчик). А это кто такой грязный? (Дети отвечают “Мальчик”). А это какая девочка? (Дети отвечают “Чистая”).
Психолог читает стихотворение.
3. Беседа.
Логопед. Давайте вспомним, как начинается наша история. Покажите, где у вас ладошки? Сколько их? (Дети отвечают “Две руки и две ладошки). Похлопайте в ладоши громко, тихо, быстро, медленно (дети выполняют задание). Посмотрите на чумазую девочку, где у нее ладошки? Что она еще измазала? (Дети отвечают “Пальцы”). А у вас какие пальчики: чистые или грязные?
4. Пальчиковая гимнастика.
Логопед (читает текст, показывает поочередно пальцы на руках, дети повторяют)
Этот пальчик маленький,
Мизинчик удаленький
Безымянный – кольцо носит,
Никогда его не бросит.
Ну а этот – средний, длинный,
Он как раз посередине.
Этот – указательный,
Пальчик замечательный.
Большой палец, хоть не длинный,
Среди братьев самый сильный.
Пальчики не ссорятся,
Вместе дело спорится.
5. Беседа (продолжение)
Логопед. Давайте вспомним еще раз стихотворение про девочку чумазую. Что еще испачкала девочка? (Дети отвечают “Локти”). А где у вас локти? Сколько их? (Дети отвечают “Две руки и два локтя”). Согните руки в локтях, поставьте локти на стол. (Дети выполняют). А теперь давайте покажем, как девочка ручки кверху держала, когда на солнышке лежала. (Дети показывают). Что еще измазала девочка? (Дети отвечают “Ножки и пятки”). А у вас есть пятки? Покажите. Сколько их? (Дети показывают и отвечают “Две ноги и две пятки”). Что еще грязное у девочки? (Дети отвечают “Коленки”). Покажите ваши коленки. Постучите ладошками по коленкам.
6. Упражнение “Ладошки”.
Психолог (выдает детям листы с нарисованными ладошками). Посмотрите, на листе нарисованы ладошки. Положите правую руку на красную ладошку, а левую – на желтую. Поднимите правую руку, теперь левую, дотроньтесь правой рукой до головы. (Дети выполняют задание).
7. Упражнение “Эмоции”.
Психолог. Давайте вспомним с вами, что сделала девочка, когда ей оттирали губкой нос? (Ответы детей). Да, она разобиделась до слез. Давайте покажем, как она обиделась. (Дети выполняют задание). Девочка мыться не хотела, боялась мыла и мочалу. Давайте покажем, как она боялась. (Дети выполняют задание).
(Психолог показывает картинки “Настроения”). Найдите личико, которое обижается. Давайте расскажем, какое оно? (Дети отвечают). А теперь найдите личико, которое боится. Какое оно? (Ответы детей).
8. Подвижная игра “Где же наши ручки?”
Психолог. Наши ручки и ножки чистые. Давайте с ними поиграем. (Психолог читает текст, показывает движения, дети повторяют).
Где же, где же наши ручки,
Где же наши ручки?
Где же, где же наши ручки?
Нет наших ручек!Вот, вот наши ручки,
Вот наши ручки,
Пляшут, пляшут наши ручки,
Пляшут наши ручки.Где же, где же наши ножки,
Где же наши ножки?
Где же, где же наши ножки?
Нет наших ножек!Вот, вот наши ножки,
Вот наши ножки,
Пляшут, пляшут наши ножки,
Пляшут наши ножки.Где же, где же наши детки,
Где же наши детки?
Где же, где же наши детки?
Нет наших деток!Вот, вот наши детки,
Вот наши детки,
Пляшут, пляшут наши детки,
Пляшут наши детки.
9. Рисование ладошками.
Дети рисуют ладошками смешных человечков. (Обмакивают ладошки в краску и ставят на листе бумаги отпечаток).
10. Итог занятия.
Занятие 3 (итоговое).
Программное содержание.
- Закрепить знания детей о собственном теле и об эмоциональных состояниях.
- Закрепить словарь по теме.
- Развивать внимание, умение выполнять действия по словесной инструкции, мимическую выразительность.
Материал.
Зеркало на каждого ребенка, “посылка”, в которой лежит фотоальбом с семейными фотографиями каждого ребенка.
Ход занятия
1. Орг. момент.
Психолог говорит и показывает действия, дети повторяют за ним.
Доброе утро, глазки! Вы проснулись? (Поглаживание
век).
Доброе утро, ушки! Вы проснулись? (Растирание
мочек ушей пальчиками).
Доброе утро, ручки! Вы проснулись? (Хлопки
руками).
Доброе утро, ножки! Вы проснулись? (Потопать
ногами).
Доброе утро, солнышко! Я проснулся. (Улыбнуться
и протянуть руки к солнышку).
2. “Посылка”.
Раздается стук в дверь. Заходит почтальон, спрашивает: “Это детски сад “Теремок?”. (Психолог, логопед и дети отвечают). Тогда распишитесь и получите посылку. (Все благодарят почтальона). Психолог предлагает детям посмотреть, что находится внутри посылки. Открывает вместе с детьми и достает фотоальбом. Дети садятся на ковер. Все вместе рассматривают фотографии, узнают себя и своих близких.
3. Упражнение “Рассмотри себя в зеркале”.
Логопед. А теперь давайте посмотрим на себя в зеркало. Каждый видит там себя. Посмотрите внимательно. Из чего состоит наше тело? (Дети по очереди называют части тела и показывают его на себе).
4. Упражнение “Эмоции”.
Психолог. Давайте посмотрим в зеркало и покажем, как мы умеем улыбаться и быть радостными. (Дети показывают). А теперь покажем, как мы умеем грустить. Сделайте грустное лицо. (Дети выполняют задание). А сейчас давайте удивимся. (Дети смотрят на себя в зеркало и удивляются). Давайте покажем, как мы умеем обижаться. (Дети показывают).
А теперь давайте посмотрим на картинки и покажем радостное личико, грустное личико, личико, которое боится и которое обижается. (Дети рассматривают картинки “Настроение” и показывают).
5. Упражнение “Умывалочка”.
Логопед. Ребята, скажите, что нужно делать, чтобы наше тело было всегда чистым и здоровым? (Дети отвечают, что нужно умываться). Сейчас мы с вами покажем, как нужно умываться. (Логопед читает текст, показывает движения, дети повторяют).
Кран, откройся! Нос умойся!
Мойтесь сразу оба глаза!
Мойтесь, ушки! Мойся, шейка!
Шейка! Мойся хорошенько!
Мойся, мойся, умывайся!
Грязь, смывайся, грязь, смывайся!
6. Итог занятия.
19.04.2010
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Программа групповых занятий с детьми 3-4 лет
Программа групповых занятий с детьми 3-4 лет
Занятие 1. Знакомство
«Ласковое имя». Ведущий спрашивает имя ребенка, затем просит всех детей хором назвать его ласково. Если дети не могут придумать ласковое имя, ведущий помогает.
«Если он медведь, назови его ласково». Ведущий дотрагивается до ребенка «волшебной палочкой», «превращая» его в какое-либо животное. Ребенок старается изобразить это животное, а остальные придумывают, как можно назвать его ласково – например, мишенька, мишутка, медвежонок и т.п. Используются известные детям животные: лиса, заяц, кошка, собака.
«Я – мама зайчиха». Ведущий изображает какое-либо животное со словами «Я – мама зайчиха» (лисица, волчица и т.п). Дети должны вслед за ведущим превратиться в зайчат, лисят, волчат – в детей своей мамы. Ведущий-мама показывает, как она любит своих детей.
«Тихий час для мышат». Ведущий предлагает детям превратиться в мышат. Показать, как они откусывают кусочки сыра – обедают. Гладят свои животики – наелись. Показывают сонным писком, что хотят спать. Затем дети-мышата укладываются на коврик «спать».
Включается музыка для релаксации.
Занятие 2. Веселые-грустные
«Здравствуй, я котик». Ведущий надевает на руку куклу-котенка (можно использовать обычную игрушку) и предлагает детям по очереди поздороваться с котенком. Каждый ребенок жмет котенку лапку и представляется, называя себя ласковым именем, например: «Здравствуй, я котеночек» – «Здравствуй, я Сашенька».
«Котик ласкает». Ведущий из роли котенка по очереди ласкает каждого ребенка (лапками гладит их по головке) со словами «Хороший (ая) Сашенька, Машенька» и т.д. Затем дети по очереди надевают на руку котенка и ласкают друг друга. Ведущий помогает им произносить фразу «Хороший Сашенька…».
«Раз, два, три, зайцы – замри». По команде ведущего дети замирают в позах, которые он показывает: зайцев, петушков, котят и т.п. (3-4 раза).
Ведущий может спросить детей, не боятся ли они превратиться в волка, медведя, и после этого замереть в позах этих животных.
«У птички болит крылышко – пожалей птичку». Один из детей превращается в птичку, у которой болит крылышко. Старается показать, что он грустит. Ведущий предлагает ребятам пожалеть птичку.
Первым жалеет сам ведущий-котенок, затем другие дети надевают котенка на руку и его лапками гладят «птичку» со словами «Птичка-Саша – хорошая».
«Тихий час для мышат».
Занятие 3. Страшный-веселый
«Здравствуй, я пластилинчик». Ведущий говорит ребятам о том, что в гости к ним пришел кусочек пластилина, хочет с ними подружиться, но сначала надо поздороваться.
«Превратись в пластилинчик». Ведущий выбирает одного ребенка, предлагает представить, что он кусочек пластилина и из него можно что-либо вылепить. Но сначала пластилинчик нужно размять. Ведущий разминает, растирает ребенка-пласти-линчика и «лепит» из него какое-либо животное. Остальные ребята угадывают, какое животное было вылеплено.
«Страшный – веселый стульчик». В центр группы ставятся два стульчика. Ребенок в роли какого-нибудь животного поочередно садится то на один стульчик, то на другой, изображая то страшное, то веселое животное.
«Чего боялся зайчик?» Ведущий рассказывает детям: «Жил-был маленький зайчик. Все было у него хорошо: были любимые мама, папа, братик, сестра, дедушка и бабушка. Но одно было у зайчика плохо – он чего-то боялся. Чего он боялся? (Дети отвечают.)
Итак, зайчик боялся (перечисляется то, что скажут дети) лисы, волка и медведя». Далее ведущий спрашивает, что случилось с зайчиком, дети придумывают свои рассказы.
«Ау». Один ребенок поворачивается спиной к группе – он потерялся в лесу. Другие по очереди кричат ему: «Ау!» Водящему необходимо догадаться, кто его позвал, кто о нем позаботился.
«Тихий час для мышат».
Занятие 4. Радуется-боится
«Хорошие ушки–красивые глазки». Ведущий предлагает детям показать, где у них находятся хорошие ушки, красивые глазки, быстрые ножки. Затем погладить себя со словами «хороший мальчик» и «хорошая девочка».
«Кто погладит козочку?» Ведущий «лепит» из одного ребенка какое-либо животное (например, козочку), спрашивает у детей, понравилось ли оно им, и предлагает желающим его погладить.
«Кто когда радуется и боится». Дети превращаются в кошечку, которая радуется. Ведущий спрашивает детей, когда она радуется. Затем в кошечку, которая боится. Обсуждается, когда и кого она боится. После этого они превращаются в радостных и испуганных детей – Таню и Гошу..В конце упражнения делается вывод о том, когда дети обычно боятся и когда радуются.
«Помяукай и похрюкай». Ведущий предлагает детям помяукать радостно, испуганно, грустно. Затем так же похрюкать, полаять и т.п.
«Тихий час для мышат».
Занятие 5. Радость, страх, злость
«Пластилинчик».
«Как выглядят чувства». Ведущий показывает детям поочередно картинки с изображением ребенка, который злится, радуется, боится. Просит их угадать чувство ребенка (если дети не могут этого сделать, то он помогает им), а затем изобразить это чувство (при этом сам ведущий тоже изображает его).
«Покажи чувства язычком». Ведущий просит детей высунуть свои язычки, а затем показать, как язычок радуется, злится, боится.
«Покажи чувства руками». Дети, ориентируясь на образец ведущего, показывают, как их руки прыгают по столу (радуются), толкают, кусают друг друга (злятся), сжимаются в кулачки и дрожат (боятся).
«Листочек падает». Ведущий поднимает в метре над столом лист бумаги, затем отпускает его и обращает внимание детей на то, как плавно он спускается вниз и ложится на стол. Затем просит детей превратить свои руки в листочки бумаги. Ведущий снова поднимает лист бумаги – дети поднимают руки вверх. Ведущий отпускает лист, он опускается на стол. Детям нужно опустить руки на стол плавно, в одно время с листом бумаги. Упражнение можно повторить несколько раз.
«Тихий час для мышат».
Занятие 6. Узнаю чувство по голосу
«Кто самый похожий?» Детям предлагается показать, как спит кошечка, собачка, волк, медведь, и выбрать самую похожую фигуру.
«Кто лучше разбудит?» Один ребенок ложится на коврик в центре группы – он «уснул». Ведущий просит детей по очереди будить «спящую кошечку» по-разному (словами и прикосновением), но ласково. В конце упражнения дети все вместе решают, кому удалось разбудить наиболее ласково.
«Что чувствует кошечка?» Ведущий на ушко загадывает ребенку одно из изученных чувств (радость, страх, грусть). Он изображает его при помощи мяуканья. Остальным необходимо догадаться, какое чувство было загадано. В итоге делается вывод, что чувство можно узнать по голосу.
«Что хочет сделать Колина мама?» Ведущий принимает на себя роль Колиной мамы (важно, чтобы ребенка с таким именем не было в группе) и произносит слова «Подойди ко мне» с разной интонацией. Дети должны догадаться, что хочет сделать мама: приласкать Колю или отругать?
«Тихий час для мышат».
Занятие 7. Узнаю чувство по походке
«Карандашик-кисточка». Ведущий показывает детям, как изображать карандашик – напряженная, вытянутая вперед рука. А кисточка – мягкая изогнутая рука. По сигналу ведущего «Карандашик!» дети напрягаются, изображая карандаш, «Кисточка!» – расслабляются. Через некоторое время в упражнение можно включить вторую руку.
«Я иду на день рождения». Ведущий выбирает двух детей. Одному из них на ушко дает задание показать, как зайчик идет на день рождения к ежику, другому – как зайчик идет домой и прячется от лисы. Дети угадывают, какой из зайчиков идет на день рождения, какой прячется от лисы. Затем определяют, что первый зайчик чувствовал радость, а второй – страх. Делают вывод, что чувство можно узнать по походке (хорошо, если лица детей при этом закрыты масками).
«Вот так». Ведущий рассказывает историю, сопровождая ее действиями (дети повторяют действия ведущего): «Жил на, свете мальчик. Он любил радоваться (вот так). Радовался солнцу, когда просыпался, радовался папе и маме и говорил им радостно: «Доброе утро!» (вот так). И радостно шел в детский сад (вот так). Но однажды по дороге в сад он увидел большую собаку и испугался (вот так), закричал «А-а-а» (вот так) и побежал быстрее к садику. Но собака-то быстрее бегает, чем мальчик. Тем более что это была большая собака, а он маленький мальчик. Собака догнала маленького мальчика и… лизнула его, и вильнула весело хвостом. Мальчик остановился и рассмеялся (вот так). И мы с вами тоже можем немного посмеяться (вот так)».
«Тихий час для мышат».
Занятие 8. Забота
«Превратились – кошечки – радость». Ведущий называет животное и чувство, ребятам необходимо показать это чувство из роли названного животного.
«Игрушечный магазин». Ведущий выбирает несколько детей и «превращает» их в игрушки (на ушко шепчет, кто в какую игрушку превращается). Ребята изображают свои игрушки. А остальные угадывают. В продвинутой группе можно предложить выполнить какие-либо действия с этими игрушками.
«Поехали, поехали». Ведущий предлагает ребятам отправиться в путешествие: на поезде, самолете, пароходе, велосипеде, пешком. Все вместе дети показывают и. озвучивают самолет, поезд и т.п.
«Маша упала». Ведущий выбирает ребенка, которому нужно понарошку упасть и заплакать. Ребенок садится на стульчик, а все остальные по очереди подходят к нему и утешают его.
«Встану я утром». Ведущий читает текст, а дети показывают к нему действия: «Встану я утром, глазки протру, бочок почешу, сильно потянусь, надену ботинки, шнурки завяжу, открою я дверку, выйду из дома и пойду… Куда я пойду?» Дети отвечают: «В детский сад». Затем ведущий продолжает: «В детском саду я позанимаюсь, потом поиграю, потом поем, хорошо посплю, приду я домой и к маме на ручки, поглажу ее». Все вместе дети кричат: «Ой, как хорошо!».
«Тихий час для мышат».
Занятие 9. Поссорились-помирились
«Добрые-злые». Дети делятся на две группы. Одна группа показывает, злых животных, другая – добрых. Затем группы меняются, в конце все вместе изображают добрых.
«Пальцы – звери добрые, пальцы – звери злые». Дети превращают свои пальцы поочередно в добрых кошечек и злых мышек, в добрых волчат и злых зайчат и т.п.
«Звери поссорились». Ведущий выбирает двух ребят на роли зайчика и ежика. Предлагает детям показать, как ежик и зайчик поссорились. Потом ссорятся волк и медведь. Делается вывод, что ссорятся всегда двое, значит, и мириться нужно двоим.
«Кто больше знает мирилок». Ведущий играет роль слоника, который по очереди ссорится с каждым из ребят. Детям необходимо придумать, как по-разному помириться со слоником (например, мизинчиком или словами «Мир, мир навсегда, ссор, ссор никогда»).
«Утро–вечер». Дети «превращаются» в цветы. Когда ведущий говорит: «Пришел вечер, цветочки закрылись и заснули», – дети кладут руки на колени и опускают головы. А когда ведущий говорит: «Но вот пришло утро, цветочки проснулись и потянулись к солнышку», – дети поднимают голову и тянут руки вверх. Так повторяется несколько раз.
«Тихий час для мышат».
Программа занятий с детьми 4-5 лет
Занятие 1. Я рясту, изменяюсь
«Самое интересное летом». Дети вспоминают и рассказывают группе самый интересный случай, который произошел с ними летом.
«Я – маленький. Я – большой». Ведущий предлагает детям по очереди принимать позу маленького ребенка, потом позу взрослого, потом вернуться в свой возраст.
«Я расту». Ведущий просит одного из детей показать размеры ребенка, который недавно родился. Затем приложить этот размер к другому ребенку и сделать наблюдение, что все дети сильно выросли за 4-5 лет своей жизни. После этого, используя стулья, дети показывают рост взрослого человека. Размышляют над тем, сколько им еще предстоит расти.
«Интервью». Дети по очереди залезают на стульчик, входя в роль взрослого человека. Ведущий берет у них интервью, просит представиться по имени и отчеству, рассказать, где и кем работают, есть ли дети и т.п.
«Ручеек радости». Дети берутся за руки, закрывают глаза и мысленно передают друг другу радость.
Занятие 2. Я рясту, изменяюсь
«Мысленная картинка». Ведущий просит детей закрыть глаза, вслушаться в тихую музыку и попробовать придумать какую-либо картинку, подходящую к этой музыке, а затем описать ее группе.
«Умел – умею – буду уметь». Один из детей сначала садится на корточки, потом поднимается, затем залезает на стул, изображая при этом себя маленького, себя сейчас и себя в будущем. И соответственно придумывает, что он умел раньше, умеет сейчас, чему еще научится. После того как это проделают все дети, начинается второй круг. Но теперь дети говорят, как их называли раньше, как называют сейчас и как станут называть в будущем. В третьем круге дети называют одежду, которую носили, когда были маленькими, одежду, которую носят сейчас, и одежду, которую будут носить.
«Линия времени». Ведущий и ребенок проигрывают основные этапы жизни человека. В центр круга ряд им ставятся два стульчика – это кроватка. Один из детей ложится на стульчики, двигает руками и ногами, изображая младенца. Ведущий – мама, которая качает ребенка. Далее ребенок вырастает – идет в детский сад. Ведущий сначала в роли мамы сопровождает туда ребенка, затем играет роль воспитательницы. Потом ребенок идет в школу, ведущий при этом становится учителем. Когда ребенок вырастает большим, он идет в армию, на работу, в институт (как сам придумает). Соответственно ведущий – либо начальник, либо командир, либо преподаватель. Важно, чтобы ребенок сам строил линию времени, а взрослый только помогал в инсделировании «содержания возрастов».
Театр. Дети с помощью ведущего инсценируют: стихотворение Э.Мошковской: «Кран откройся. Нос умойся! Мойтесь сразу оба глаза! Мойтесь уши, мойся шейка! Шейка мойся хорошенько! Мойся, мойся, обливайся! Грязь, смывайся! Грязь смывайся!»
«Ручеек радости». Дети берутся за руки, закрывают глаза и мысленно передают друг другу радость.
Занятие 3. Я – мальчик, девочка
«Мысленная картинка».
«Девочки и мальчики умеют». Ведущий берет два мяча разного цвета (или размера) и поочередно бросает их детям. Дети, которые получают первый мяч, называют то, что умеют мальчики, поймавшие второй мяч — то, что умеют девочки.
«Я люблю». В центр круга ставятся два стульчика. Каждый ребенок садится сначала на первый стульчик и заканчивает предложение «Если я девочка, я люблю… », затем на второй стульчик и заканчивает предложение «Если я мальчик, я люблю…».
«Я – мама». Дети по очереди загадывают и изображают одну из семейных ролей (маму, папу, бабушку, дедушку, брата), остальные стараются отгадать.
«Театр». Дети с помощью ведущего инсценируют стихотворение И.Мазнина: «Почему, почему говорят коровы – МУ, Кошки – МЯУ, ГАВ – собаки, Овцы – БЕ, Козы – ME, А киты – ни БЕ ни ME? Почему киты молчат, Ничего не говорят, Хоть имеют киты Преогромные рты?
Потому, что киты в рот набрали воды!»
«Ручеек радости». Дети берутся за руки, закрывают глаза и мысленно передают друг другу радость.
Занятие 4. Какие девочки-какие мальчики
«Мысленная картинка».
«Какие девочки – какие мальчики». Ведущий бросает детям мячик, называя поочередно то качество девочки (красивая, хозяйственная и т.п.), то качество мальчика (храбрый, сильный и т.п.). Если ребенок считает, что названо качество мальчика, он должен бросить мяч ведущему, если девочки, то откатить.
«Что любят мальчики, что любят девочки». Ведущий бросает детям мячик, называя любимые занятия девочек и любимые занятия мальчиков. Если ребенок считает, что названо любимое занятие девочек, он должен отбросить мяч ведущему, если мальчиков – откатить.
«Кто кого обидел».- Выбирается пара детей. Ведущий дает им задание показать ситуацию, в которой мальчик обидел девочку. Затем другая пара показывает ситуацию, в которой девочка обидела мальчика. Потом дети обсуждают, кто кого чаще обижает в реальной жизни и как обычно реагируют на обиду девочки и мальчики.
«Мама делает, папа делает». Дети задумывают какие-либо привычные действия мамы (варит суп, читает своему ребенку книжку и т.п.), затем по очереди показывают их группе, которая старается отгадать, что изображено.
Театр. Дети с помощью ведущего инсценируют стихотворение Г.Кружкова: «Хозяйка сегодня грозна. Не к добру!» – Почувствовал пес и полез в конуру.
«Подальше, мой милый, держись от собак!» – Сказал себе кот и махнул на чердак.
«Коты – это скверно, пора уходить!» – Подумала мышь и сквозь щелочку – фить!
«Ой! Мышка! Спасите меня! Караул! – Вскричала хозяйка и влезла на стул.»
«Ручеек радости». Дети берутся за руки, закрывают глаза и мысленно передают друг другу радость.
Занятие 5. Кто хозяин своих чувств
«Мысленная картинка».
«Собачка хочет ласки». Дети по очереди «превращаются» в собачек, которым очень хочется, чтобы их погладили. Ребенок-«собачка» подходит к остальным, машет хвостиком и просит ласки. Остальные гладят его.
«Хозяин чувств». Ведущий рассказывает детям о том, что у собак бывают разные хозяева. Одни хорошо ухаживают за животными, и собаки слушаются их. У других – такие непослушные собаки, что иногда даже кусают своих хозяев. Так же и с чувствами. Один человек бывает хорошим хозяином своих чувств, умеет управлять, командовать ими. А у другого – чувства командуют своим хозяином и приносят ему одни неприятности. Ведущий спрашивает у детей, хотят ли они быть хозяевами своих чувств, а затем предлагает поупражняться в управлении своими чувствами. Дети по команде «Прыг!» начинают прыгать по комнате. По команде «Стоп!» они должны быстро сеть на веревочку, разложенную по полу (команды могут даваться довольно тихо, чтобы дети старались их услышать).
«Стоп, кулак!» Выбирается пара детей. Один ребенок понарошку говорит другому дразнильные слова, как бы пытаясь спровоцировать драку. Другому нужно продолжать улыбаться и мысленно говорить «стоп» своим кулакам. Ведущий обращает внимание на то, чтобы руки у «обижаемого» оставались расслабленными, не сжимались в кулаки.
«Танцы для пальцев». Дети представляют что их пальцы пришли на праздник. На своих коленях они танцуют вприсядку, по парам (палец одной руки с пальцем другой), вокруг елочки и т.п.
«Театр». Дети с помощью ведущего инсценируют стихотворение С.Я.Маршака: «Два маленьких котенка поссорились в углу, Сердитая хозяйка взяла свою метлу. И вымела из кухни дерущихся котят, Не справившись при этом, кто прав, кто виноват. А дело было ночью, зимою, в январе, Два маленьких котенка озябли на дворе. Легли они, свернувшись, на камень у крыльца, Носы уткнули в лапки и стали ждать конца. Но сжалилась хозяйка и отворила дверь. «Ну что, – она спросила, – не ссоритесь теперь?» Прошли они тихонько в свой угол на ночлег, Со шкурки отряхнули холодный мокрый снег и оба перед печкой заснули сладким сном, А вьюга до рассвета шумела за окном».
«Ручеек радости». Дети берутся за руки, закрывают глаза и мысленно передают друг другу радость.
Занятие 6. Я учусь не драться
«Мысленная картинка» с задание представить себе что-нибудь волшебное.
«Оживи картинку». Ведущий показывает фотографию какого-нибудь животного и просит детей точно отобразить позу этого животного.
«He-хозяин чувств». Вспомнив вместе с детьми понятие «хозяин своих чувств», ведущий предлагает детям ситуации, релевантные их жизненному опыту. При этом дети по очереди пересаживаются со стульчика «хозяина своих чувств» на стульчик «не-хозяина чувств» и придумывают действия и реплики в этих ситуациях. Например, Миша толкнул Машу. Если Маша хозяйка своих чувств, то она… Если Маша не хозяйка своих чувств, то она…
«Стоп, кулак! А как?» Ребята начинают игру прошлого занятия «Стоп, кулак!», но продолжают ее обсуждением и показом конструктивных действий в ситуации обиды.
«Сказочная страна». Дети закрывают глаза и представляют себе сказочную страну. Ведущий просит детей «рассмотреть», что в их стране самое главное. Затем дети рассказывают о своей стране и рисуют ее.
«Театр». Дети с помощью ведущего инсценируют стихотворение Л.Барбаса: «Вова-растеряшка, Где твоя рубашка? Может, серые коты Унесли ее в кусты? Может, заяц приходил? Может, ежик утащил? Может, плюшевый медведь Захотел ее надеть? Стал рубашку примерять – И засунул под кровать. Вова-растеряшка, Вот твоя рубашка!»
«Ручеек радости». Дети берутся за руки, закрывают глаза и мысленно передают друг другу радость.
Занятие 7. Я учусь не обзывать других
«Мысленная картинка» на тему «Волшебство».
«Кто больше знает обзывалок». Ведущий предлагает вспомнить все известные детям обзывалки и дразнилки. Спрашивает, в каких ситуациях дети обычно дразнят или обзывают друг друга. Делается вывод, что часто обзывалки употребляются как ответные реакции «Ты -…» – «А ты – …».
«Обзывалки, стоп!» Проводится аналогично «Стоп, кулак!». Один ребенок понарошку обзывает другого, последнему нужно улыбнуться и найти конструктивный ответ.
«Оживи картинку». Ведущий предлагает детям внимательно рассмотреть фотографию или картинку с интересным для них сюжетом. Затем один ребенок «строит» такую же из остальных детей. Для некоторых элементов картинки, например, для дома он может использовать несколько человек.
«Акулы-рыбки». Дети делятся на две группы: акул и рыбок. Посередине группы кладется веревочка. Акулы становятся по одну сторону веревочки, щелкают зубами, хотят съесть рыбок. Рыбки по другую сторону веревочки очень боятся. Затем дети меняются ролями.
«Театр». Дети с помощью ведущего инсценируют стихотворение В.Семерина: «Прямо в комнатную дверь Проникает страшный зверь. У него торчат клыки И усы топорщатся, У него горят зрачки – Испугаться хочется! Хищный глаз косится, Шерсть на нем лоснится-Может, это львица? Может быть, волчица? Глупый мальчик крикнул: – Рысь!!!
Храбрый мальчик крикнул: Брысь!!!»
«Ручеек радости». Дети берутся за руки, закрывают глаза и мысленно передают друг другу радость.
Занятие 8. Я учусь не обижаться
«Мысленная картинка» на тему «Обида».
«Хозяин своих чувств». Дети вспоминают понятие «хозяин своих чувств». Далее выбирают пару: хозяина и его чувство. «Чувство» закрывает глаза, хозяин становится позади, берет его за локти, затем пара начинает двигаться по группе. Хозяину нужно управлять своим чувством так, чтобы уберечь его от столкновения с предметами.
«Какими чувствами нужно уметь управлять?» Ведущий обсуждает с детьми вопрос: какими чувствами в первую очередь нужно уметь управлять? Делается вывод, что самые непослушные чувства – злость, страх, обида, и нужно уметь ими управлять.
«Обида, стоп». Ведущий спрашивает ребят, как можно по:разному обидеть другого. Затем они понарошку обижают сначала водящего, потом выбранных ребят и обсуждают способы, при помощи которых обижаемым удалось не обидеться.
«Волк-волчишко, пусти переночевать». В угол комнаты ставят стульчик, на него садится ребенок, играющий роль волка. Остальные дети встают со своих стульев и подходят к волку со словами: «Волк-волчищко, пусти переночевать». Волк отвечает: «Хорошо, пущу, а ночью съем». Дети усаживаются вокруг волка, а ведущий говорит: «День, день, вечер, поздний вечер, ночь!» При слове «ночь» детям необходимо быстро подняться и добежать до своих стульчиков-домиков. Волк тоже, встает и ловит детей. Тот ребенок, которого поймает волк, в следующем туре играет роль волка.
«Театр». Дети с помощью ведущего инсценируют стихотворение Э.Мошковской: «Горько живет Лежебока – Кровать Лежебоке высока.
Полы от кровати далеко. Слезать Лежебоке – морока!
Вот и лежит Лежебока. Спит Лежебока без срока.
Уже отлежал оба бока… Спит и вздыхает глубоко: Кабы еще два бока!»
«Ручеек радости». Дети берутся за руки, закрывают глаза и мысленно передают друг другу радость.
multiurok.ru
Пояснительная записка Для эффективной психологической поддержки детей необходимо использовать как групповые, так и индивидуальные формы работы в зависимости от выраженности нарушений психологического здоровья и, естественно, наличия в дошкольном учреждении объективных возможностей для этого. Задачи программы: – Обучение положительному самоотношению и принятию других людей; – Обучение рефлексивным умениям; – Формирование потребности в саморазвитии; – Содействие росту, развитию ребенка. В занятиях можно выделить следующие основные направления: ^ предполагает формирование умения принимать самого себя и других людей, при этом адекватно воспринимая свои и чужие достоинства и недостатки. ^ требует формирования умения осознавать свои чувства, причины поведения, последствия поступков, строить жизненные планы, то есть формирования личной рефлексии. ^ содержит формирование умения находить в трудных ситуациях силы внутри себя самого, принимать ответственность за свою жизнь на самого себя, умения делать выбор, формирование потребности в самоизменении и личностном росте. ^ предполагает адекватное ролевое развитие, а также формирование эмоциональной децентрации и произвольной регуляции поведения. Организация занятий: Занятия проводиться психологом 1 раз в неделю в течение всего года. Продолжительность занятия зависит от возраста детей: для детей 3-4 лет – 15 минут, для старших дошкольников, школьников – 30 минут. Большое значение имеет размещение детей в комнате. Дошкольников лучше всего рассаживать «парашютиком», то есть полукругом-куполом, ведущий при этом находится на некотором расстоянии от купола. Это дает возможность ведущему удержать в поле своего внимания всю группу, а детям – хорошо его видеть. Дети 3-4 лет ставят по «куполу парашютика» свои стульчики. Старших дошкольников можно рассаживать «бусинками» прямо на полу (ковре) с помощью разложенной полукругом веревочки. ^ Занятие 4. Весёлые – грустные. Занятие 5. Весёлые – грустные. Занятие 6. Страшный – весёлый. -«Тихий час для мышат». Тема 2. Чувства нужно уметь распознавать. Занятие 9. Радость, страх, злость. |
top-bal.ru