4 лет

Занятия по развитию речи с детьми 3 4 лет: особенности, задачи, игры и занятия

Содержание

Развитие речи: способы и пособия-помощники

Речь ребенка — это один из показателей его интеллектуального развития. Исследования Л.С. Выготского и А.Р. Лурия показали, что психические процессы у детей — мышление, восприятие, внимание, воображение — развиваются с прямым участием речи.

Чем лучше ребёнок говорит, чем понятнее выражает свои желания, потребности и эмоции, тем проще родителям откликаться на его запросы. Однако, в последние годы все больше детей имеют нарушения речи: говорят нечетко, с ошибками, переставляют или проглатывают буквы и слоги.

Основные этапы развития речи у дошкольников

Нет такого промежутка времени, когда надо активно развивать речь, чтобы ребенок сразу заговорил полными предложениями. Это постепенный процесс, который у каждого занимает разное количество времени. Многие люди даже во взрослом возрасте продолжают развивать свои речевые навыки.

Речь начинает развиваться уже в младенческом возрасте, несмотря на то, что сначала это примитивное звукоподражание. Есть несколько этапов, когда этот процесс идет более активно:

  • младший возраст 3-4 года,
  • средний возраст 4-5 лет,
  • старший возраст 5-6 лет.

Мы рассмотрим каждый этап и пособия, которые подходят для развития речи в каждом возрасте.

Младший возраст

В возрасте 3-4 лет дети активно изучают все, что их окружает. У них уже есть достаточно знаний о предметах и явлениях, они могут высказываться простыми предложениями и делать собственные выводы.

Для этого возраста отлично подойдет пособие О.С. Ушаковой «Развитие речи детей 3-4 лет. Младшая группа». Это авторская программа, в которой собраны разные форматы работы с детьми:

  • пересказы текстов,
  • описание игрушек и картинок,
  • составление рассказов,
  • стихотворения,
  • инсценировки сказок,
  • игры на развитие активного словаря,
  • театрализованная деятельность и другие.

В этом возрасте для детей актуален игровой формат: так они лучше воспринимают новую информацию и проявляют интерес к обучению.

Поэтому в пособии много развивающих игр, например, «Куклы рисуют и гуляют», в которой ребенок изучает формы слов, уменьшительно-ласкательные суффиксы и описательные прилагательные. Программа построена в форме занятий, каждое из которых выполняет определенные задачи: закрепить произношение тех или иных букв, активизировать в речи прилагательные или другие части речи и так далее.

Еще одно пособие для этого возраста — «Рабочая тетрадь по развитию речи для детей 3-4 лет» О.С. Ушаковой. Это тетрадь, которая поможет повторить и закрепить знания, полученные на занятиях. В ней много игр, загадок, заданий и практических упражнений. Например, на первом занятии предлагается разбор сказки «Колобок» вместе с ребенком. Он включает переcказ, совместное рассказывание сказки, где малыш продолжает за взрослым предложения, отгадывание загадок и обсуждение. Такой подход отлично развивает речь, так как ребенок не просто слушает, а включается в процесс и тоже размышляет и приходит к своим выводам.

Последнее пособие для этого возраста — «Демонстрационный материал. Развитие речи для детей 3-4 лет» О.Е. Громовой, А.Ю. Кабушко и Г.Н.Соломатиной. Это папка с 16 яркими картинками для обсуждения с детьми. На картинках представлены лексические темы, которые развивают речь в соответствии с возрастом:

  • состав семьи,
  • занятия членов семьи,
  • части тела куклы,
  • дома,
  • чайная посуда и другие темы.

Красочные изображения демонстрируют разные ситуации, которые нужно обсудить с ребенком, предложить ему рассказать, что происходит на картинке.

Средний возраст

В этом возрасте дети начинают достаточно свободно общаться наречиями, прилагательными и предлогами. Но чистота произношения шипящих и сонорных звуков, а также буквы «Р» может страдать. Однако к 5 годам звуки в норме встают на место. В 4-5 лет появляется словотворчество: дети могут преобразовывать услышанные слова «красиво-красивее». Активный словарный запас увеличивается до 3-4 тысяч слов.

Для этой группы подойдет пособие О.С. Ушаковой — «Развитие речи детей 4-5 лет. Средняя группа». Здесь аналогичный набор игр и упражнений, как и в пособии для младшего возраста, но адаптированный по лексическим темам для средней группы. Помимо описания игрушек и картинок и составления собственных рассказов здесь есть игры на усвоение категорий рода, числа, падежа существительных, а также вида, времени и наклонения глаголов. Все темы изучаются в игровом формате, что упрощает запоминание. Например, тема «Овощи» разобрана с помощью следующих заданий:

  • описание с использованием овощей, муляжей или картинок;
  • групповая игра «Чудесный мешочек», где ребенок достает овощи и описывает их, а остальные отгадывают;
  • игра «Что растет в огороде», во время которой дети учатся отличать овощи, которые растут в огороде, от фруктов, предметов и других вещей, которым там не место.

Занятия спланированы и объединяют разные задания, чтобы дети лучше усваивали темы.

Второе пособие для этого возраста — «Рабочая тетрадь по развитию речи для детей 4-5 лет» О. С. Ушаковой. Его главная цель — научить детей рассказывать и связно выстраивать свои мысли. Для этого используются наводящие вопросы, яркие картинки, загадки и задания. В итоге ребенок составляет рассказ, тренирует произношение звуков, выполняет задания и изучает новые слова. Например, в занятии 2 предлагается составить рассказ о девочке Варе, у которой было много животных — кошка, собака, утка и курица. В этом упражнении ребенок повторяет, как называются дети разных животных, описывает их, придумывает собственный сюжет сказки.

Еще одно пособие — демонстрационный материал О.Е. Громовой и Г.Н. Соломатиной «Развитие речи детей 4-5 лет». Здесь 16 карточек, по которым проводятся тематические беседы для расширения кругозора ребенка. Он учится сравнивать, обобщать и выражать свои мысли по поводу разных ситуаций. Здесь не только яркие иллюстрации, но и задания на обороте, которые помогают структурировать занятие, сделать его более познавательным. Лексические темы подобраны в соответствии с возрастом и тематикой, например, овощи в огороде, уход за садовыми цветами, летние забавы. На картинке изображены разные ситуации, а на обороте — ряд заданий для совместного выполнения:

  • беседа по картинке,
  • составление простых предложений,
  • тематические игры.

Старшая группа

В возрасте 5-6 лет дети уже умеют формировать связные конструкции в речи, могут пересказать текст. В норме они произносят звуки без ошибок, могут менять интонации, читать более выразительно, тише-громче, быстрее-медленнее. Они хорошо и артистично рассказывают стихи, подбирают интонацию и делают логические паузы.

Для развития речи в этом возрасте подойдет пособие О.С. Ушаковой «Развитие речи детей 5-6 лет. Старшая группа».. В процессе занятий используются более сложные и интересные форматы:

  • пересказ сказок и текстов,
  • составление рассказов по заданной теме,
  • рассказ о личных впечатлениях,
  • сочинения.

Также в пособии есть готовые конспекты занятий по художественным произведениям разных авторов: С. Михалкова, В. Серова, Дж. Родари, А. Милна и других. Помимо этого, в занятиях используется фольклор разных стран — норвежские, русские, чувашские, татарские и другие народные сказки.

Для старшего возраста изучаемые темы усложняются. Сюда относятся:

  • род, число и падеж существительных;
  • вид, время и наклонение глаголов;
  • словообразование;
  • монологическая речь;
  • понимание смысловой стороны слов;
  • формирование образной речи.

«Рабочая тетрадь по развитию речи для детей 5-6 лет» О.С. Ушаковой используется в качестве дополнения к первому пособию и содержит картинки, практические задания, загадки и вопросы для обсуждения. Здесь задача усложняется, нужно не просто повторять за взрослыми или продолжать предложения. Теперь ребенку надо составить рассказ по картинке, произнести чистоговорку, найти отличия в словах. Такие упражнения дают более глубокое понимание лексических тем и упрощают запоминание информации.

Демонстрационный материал для бесед по картинкам «Развитие речи детей 5-6 лет» Г.

Н. Соломатиной и Е.Е. Рукавишниковой — это отличное дополнение к занятиям. Здесь, также как и в предыдущих аналогичных пособиях, большие картинки формата А4, на которых изображены разные ситуации, игры и предметы. Темы более сложные — умывание, у врача, дома и здания, продукты и другое. На картинках нарисованы предметы, которые надо переставить местами и объяснить, где ошибка. Есть задания с лабиринтами на развитие логики. Есть картинки, где нужно описать, чем занимается зайчик.

Фольклор для развития речи

Последнее пособие по развитию речи — это «Русский фольклор» Т.М. Борменковой. Многие педагоги, например, В.А. Сухомлинский считали, что сказки, потешки и песенки — это незаменимые инструменты в развитии ребенка, его познавательных и речевых способностей. Пособие представляет собой конспекты занятий по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром с элементами фольклора. Оно подходит для всех детей, в нем есть занятия для каждого возраста с разбивкой по месяцам года.

Каждое занятие включает в себя:

  • загадки,
  • диалоги,
  • стихотворения,
  • дидактические упражнения,
  • интеллектуальные и подвижные игры,
  • описание картинок и др.

Через сказки и стихи детям легче воспринимать окружающий мир, запоминать его проявления, поэтому такое пособие будет отличным дополнением к занятиям.

Развитие речи — это важная часть процесса интеллектуального развития ребенка и основа умственной деятельности. Оно помогает четко выражать свои желания и потребности, общаться с людьми, учиться и узнавать что-то новое.

Развитие речи у детей 3-4 лет. Конспект занятия «Звуковая культура речи: звуки К и Ч»

 

Конспект занятия по развитие речи у детей 3-4 лет «Звуковая культура речи: звуки К и Ч».

Задачи:
  • закрепить правильное произношение звуков К и Ч в словах и фразовой речи;
  • развивать речевое дыхание;
  • воспитывать звуковую культуру речи;
  • развивать память, умение называть детенышей животных.

 

Материалы и оборудование: картинка с изображением Язычка, игрушка — домовенок Кузя, шкатулка-сундучок, карточки с изображением домашних животных, игрушечная Курочка.

 

Ход НОД

Воспитатель. -Здравствуйте, глазки! Вы проснулись? (Да!)

Здравствуйте, ушки! Вы проснулись? (Да!)

Здравствуйте, ножки! Вы проснулись? (Да!)

Здравствуйте, ручки! Вы проснулись! (Да!)

Здравствуйте, дети! Вы проснулись? (Да)!

— А раз проснулись, значит, можно начинать играть! Хотите узнать, как поживает наш друг, веселый Язычок? (Ответы детей). -Он проснулся сегодня в прекрасном настроении и стал петь песенки. Будете помогать язычку песенки петь? Сначала он пел песенку водички, вот так: с-с-с! Давайте споем эту песенку вместе! А потом Язычку захотелось спеть песенку молоточка, и он запел: т-т-т! Как запел? Дети, Язычку очень понравилось петь хором, и он хочет теперь с вами выучить чистоговорки. Повторяйте за ним.

-Ку-ку-ку — калачи пеку.

Ач-ач-ач — испекли калач.

Ча-ча-ча — хочу калача.

Воспитатель. -Дети, сегодня утром, когда вас еще не было, у нас в группе кто-то шуршал, вздыхал… Вы не знаете, кто бы это мог быть? А давайте скажем волшебные слова: кто шуршал, отзовись, всем ребятам покажись!

Появляется Кузя.

Кузя. -Ну, чего расшумелись? Это я шуршал.

Воспитатель. -А почему не показывался?

Кузя. -Не люблю я , чтобы люди меня видели.

Воспитатель. -Какой ты нелюдимый! Дети, давайте спросим у нашего гостя, кто он такой.

(Дети спрашивают)

Кузя. -Кузька я, домовенок.

Воспитатель. -А почему ты так неласково себя называешь? Мы привыкли друг друга ласково называть. Как, ребята? (Перекличка) -А Кузю ласково назовем? Как?

Кузя. -Ой, спасибо вам, ребятушки! А то меня даже дедушка Нафаня Кузькой называет. А можно я с вами дружить буду?

Воспитатель. -Кузенька, хочешь поиграть с нами?

Кузя. -Очень хочу! Я домовой домовитый, во всем порядок люблю. Домашних животных знаете? Вот я их буду называть и показывать, а вы правильно называйте их детушек.

Также интересная статья по развитию речи детей: Конспект НОД по развитию речи во второй младшей группе ДОУ «Грязнуля»

Игра «Назови детенышей»

У коровы — …

У лошади — …

У свиньи — …

У овцы — …

У козы — …

У собаки — …

У кошки — …

Название статьи: Развитие речи у детей 3-4 лет. Конспект занятия «Звуковая культура речи: звуки К и Ч».

Физминутка «Покажите, как»

Раз — присядка, два — прыжок,

И опять присядка,

А потом опять прыжок —

Заячья зарядка.

Покажите, как?

Птичка скачет, словно пляшет,

Птичка крылышками машет

И взлетает без оглядки —

Это птичкина зарядка.

Так сумеете?

Белки скачут очень быстро,

Машут хвостиком пушистым,

Целый день играют в прятки —

Это беличья зарядка.

А так сможете?
Кузя.
-Я вам секрет открою. Есть у меня сундучок, да не простой, а волшебный. Он сказки показывать умеет. Хотите сказку посмотреть да послушать? Давайте скажем волшебные слова: «Сундучок-сундучок, позолоченный бочок, расписная крышка, медная задвижка… Раз, два, три, четыре, пять, можно сказку начинать!»

Из сундучка появляется игрушка Курочка, идет по столу.

Курочка. —Ко-ко-ко! Я — курочка-рябушечка, я — курочка-пеструшечка.

Воспитатель. -Дети, давайте спросим у курочки, куда она пошла?

Курочка. — Кате скажу… Семе скажу… (на речку).

Далее следует диалог детей с Курочкой:

— Зачем тебе на речку? (водички набрать) -Зачем водичка? (цыплят поить)

Воспитатель. -Набрала курочка водички, идет по мосту-мосточку, желтому песочку. Где идет? -А водичка в ведерочке качается: качи-качи…Как качается? Налетели грачи с грачатами, пить просят! Кто налетел? Как пить просят? Дала грачам курочка попить и дальше пошла. Водичку домой принесла, цыпляток напоила и гулять повела. Давайте мы тоже с курочкой поиграем, погуляем! Приглашайте Кузю в хоровод!

Песенка-хоровод «Вышла курочка гулять»

Кузя. — Мне очень понравилось с вами, ребятушки, играть, но пора уж домой, а то дедушка заругается! А я еще к вам приду, сундучок со сказками принесу! До свидания!

Название: Развитие речи у детей 3-4 лет. Конспект занятия «Звуковая культура речи: звуки К и Ч».
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД ФГОС, развитие речи , 2 младшая группа, 3-4 года
Автор: Катунина Любовь Сергеевна
Должность: воспитатель
Место работы: МКОУ «Иванинская СОШ»
Месторасположение: пос. Иванино, Курчатовский район, Курская область

Дата изменения: 17.06.2017
Дата публикации: 22.06.2016

Stepping Stones Preschool — сначала развиваем язык

Stepping Stones раскрывает и максимизирует потенциал одаренных учащихся с речевыми и языковыми задержками посредством преднамеренного, систематического и мультисенсорного подхода к обучению в совместной дошкольной среде.

«Я искренне верю, что Stepping Stones изменил направление жизни моего сына; он превратился в исключительного ребенка, я знала, что он может быть».

ЕДИНСТВЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ В СВОЕМ ВИДЕ

Stepping Stones – единственная в своем роде междисциплинарная программа в Грузии, полностью ориентированная на максимальное развитие мозга учащихся в возрасте от 3 до 5 лет с задержкой речи от легкой до умеренной степени. В Stepping Stones клиницисты и учителя уровня магистра используют самые современные научные данные о мозге, индивидуализируя обучение для каждого ребенка, находящегося на их попечении.

СРЕДА ДЛЯ ПРЕВОСХОДСТВА

Наши специалисты работают с каждым ребенком, чтобы он вышел из Stepping Stones активным, увлеченным учеником, подготовленным к начальной школе. Преподавательская группа, состоящая из логопеда, специалиста по образованию, трудотерапевта и помощника учителя, использует совместный подход, чтобы обслуживать каждого ребенка как личность при реализации надежной учебной программы дошкольного и детского сада.

МАКСИМАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ МОЗГА

Учащиеся Stepping Stones добиваются выдающихся успехов, когда их окружают поддерживающие и высококвалифицированные педагоги. Наша команда профессионалов имеет доступ к самым последним исследованиям и индивидуализирует образовательный опыт, чтобы удовлетворить речевые, академические, социально-эмоциональные, мелкую моторику, общую моторику и сенсорную обработку целей каждого учащегося. Дети учатся речи и языку быстрее всего в первые пять лет жизни. Закрепление базовых навыков обучения в наиболее активный период развития мозга вашего ребенка максимизирует рост, когда он готовится к поступлению в начальную школу.

Подготовка мозга к чтению

Чтение не является естественной или автоматической функцией мозга. Согласно исследованиям, основанным на фактических данных, прежде чем ребенок научится читать, должны быть построены схемы, специфичные для чтения. Речевая школа Атланты поддерживает построение читающего мозга как связующую нить, которая проходит через все наши школы и программы.

Первые годы жизни ребенка закладывают основу для обучения на протяжении всей жизни, делая ранние взаимодействия и опыт первостепенными для их развития. Как и все программы Speech School, Stepping Stones фокусируется на всей образовательной среде вашего ребенка, чтобы он мог развить важные навыки, необходимые для полной реализации своего потенциала в последующие годы.

ПРОГРАММА STEPPING STONES PROGRAMME


Все программы Atlanta Speech School имеют доступ к отдельным специалистам по реабилитации, логопедам, специалистам по чтению, эрготерапевтам, специалистам по обучению и школьным психологам. Программы не предназначены для детей с аутистическим спектром, тех, у кого есть социально-прагматические языковые расстройства или значительные недостатки внимания/поведенческой регуляции, которые могут помешать ребенку получить доступ к учебной программе.

3-4 года — tykeTALK

3-4 года — tykeTALK
  • Дом
  • Возраст и этапы
  • Вехи общения
  • 3-4 года

Основные этапы развития речи и языка в возрасте 3-4 лет:

  • Дети используют 900-1000 различных слов.
  • Дети используют предложения из трех или более слов: (например, «Я хочу пойти», «Сегодня я иду в школу»).
  • Дети задают такие вопросы, как «Кто это?», «Куда это делось?» и «Что у тебя есть?»
  • Дети рассказывают о переживаниях, которые у них были в прошлом (например, «Помнишь, мы были в гостях у бабушки?»).
  • Дети любят рассказывать простые истории.
  • Дети могут произносить не все звуки правильно, а ставить звуки в начале и в конце слов.
  • Дети говорят достаточно ясно, чтобы люди за пределами их ближайших родственников могли понимать их большую часть времени.
  • Детям нравится изображать из своих игрушек: (например, притворяться, что готовит еду, кормит любимую куклу).
  • Дети больше внимания обращают на печать, как на страницах в книгах, которые вы читаете вместе, так и на вывесках и списках.
  • Дети следуют указаниям, состоящим из двух частей, например «Иди на кухню и возьми свой рюкзак». без жестов.

Как превратить повседневную рутину в возможности для изучения языка

  • Изучение языка происходит в течение всего дня. На этом этапе дети учат язык очень быстро и во время всего, что они делают в течение дня.
  • Занимаясь своими повседневными делами, постарайтесь найти время, чтобы поощрять творчество детей, притворяясь. Дети могут представить себя официантом в ресторане или родителем любимой куклы.
  • Детям на этом этапе нравится быть помощником. Дайте им небольшую работу по дому. Это помогает им чувствовать себя хорошо, а также дает им возможность выучить совершенно новый словарный запас.
  • Во время еды, одевания и купания дети рассказывают о том, чем они занимаются, какую одежду и еду предпочитают. Вы можете использовать лексику, например: «Арбуз сочный, а бананы мягкие».
  • Вы можете спланировать, что будете есть на ужин, и побудить детей присоединиться к разговору. Они могут говорить о еде, которая им нравится, и вы можете помочь им говорить о категориях продуктов (например, «Яблоки — это фрукты», «Кукуруза — это овощи»).
  • Дайте детям выбор в течение дня. Это помогает им стать более независимыми и дает им возможность использовать свои слова и предложения. (например, «Что бы ты хотел надеть сегодня? Идет дождь, как ты думаешь, что тебе нужно?»).
  • Дети в этом возрасте знают большинство слов песен, которые вы пели, и с удовольствием лидируют в пении. Не волнуйтесь, если слова не совсем правильные. Это пение, обмен, чередование и новые слова и действия, которые являются наиболее важными. Когда вы повторяете эти песни много раз, дети со временем узнают правильные слова. Вы можете выучить новые песни и стишки, посетив свой районный Центр раннего развития Онтарио , где проводятся бесплатные программы для младенцев, малышей и дошкольников, а также проводятся семинары для родителей.
  • Дети в этом возрасте выглядят так, будто читают слова в своих любимых книгах. Если вы читали книгу много раз, дети выучили слова и получают огромное удовольствие, «читая книгу» вам. Поощряйте детей узнавать о печати, указывая на буквы на странице. Не беспокойтесь об обучении букв на этом этапе.
  • Дети в этом возрасте любят петь песни и участвовать в песне. Такие песни, как «Row, Row, Row Your Boat» и «The Eensy Weensy Spider», обеспечивают как развлечение, так и возможности для изучения языка. После того, как вы много раз спели песню или стишок с детьми, подождите, пока они вставят слова в определенные моменты песни. Вы можете выучить новые песни и стишки, посетив свой районный Центр раннего развития Онтарио, где есть программы для младенцев, малышей и дошкольников, а также бесплатные семинары для родителей.
  • Дети в этом возрасте любят читать книги куклам и мягким игрушкам. Чтение книг с детьми каждый день поможет развитию их речи.
  • В библиотеках проводятся уроки рассказов для детей дошкольного возраста. Это прекрасная возможность для вас узнать о различных детских книгах и познакомиться с другими родителями в веселой интерактивной среде. Посещение публичной библиотеки для чтения детских рассказов — хороший способ найти идеи для чтения с детьми и познакомиться с другими родителями. Рассказы в библиотеках и другие мероприятия указаны на веб-сайтах библиотек, таких как Лондонская публичная библиотека, Библиотеки округа Миддлсекс, Библиотеки округа Элгин и Библиотеки округа Оксфорд.

Каковы наилучшие способы поощрения речи и языка на данном этапе?

  • Все дети нуждаются в разнообразном опыте. Когда они идут в парк, в библиотеку или просто играют с разными игрушками, им есть о чем поговорить.
  • Чем больше у детей опыта, тем больше у них шансов выучить новые слова.
  • Дети в этом возрасте уже начинают говорить как взрослые, но иногда им нужно дополнительное время, чтобы обдумать слова, которые они произносят. Дайте им время проявить себя.
  • Детям будет легче выражать себя, если вы поможете им выучить слова для чувств. Это может привести к меньшему разочарованию для вас обоих.
  • Дети используют более длинные предложения. Вы хотите использовать полные предложения с правильной грамматикой. Дети могут по-прежнему использовать детскую грамматику (например, «Я сделал это»).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *