4 лет

Развитие детей 3 4 лет: Что должен знать и уметь ребенок в 3-4 года

“Речевое развитие детей 3 – 4 лет”

  1. Информация
  2. Родителям
  3. “Речевое развитие детей 3 – 4 лет”

“Речевое развитие детей 3 – 4 лет”

                                                   “Речевое развитие детей 3 – 4 лет”


Характерные особенности развития речи детей в 3 – 4 года
1. Ребенок 3х лет практически не допускает аграмматизмов в речи.
2. Почти не использует звукоподражаний и облегченных вариантов слов.
3. Связь слов в предложении выражена с помощью окончаний и предлогов. Ребенок начинает употреблять союзы и использует почти все основные части речи.
4. Правильно применяет приставочные глаголы – приехал, уехал, выехал и т.п.
5. Звукопроизношение еще не полностью соответствует норме. В речи ребенка практически отсутствуют шипящие и сонорные звуки, но твердые и мягкие дифференцируются большинством детей.
6. Слова со сложной слоговой структурой и со стечениями согласных детьми могут произноситься искаженно.
7. В словарном запасе появляются не только слова чисто бытовой тематики, а уже встречаются слова оценочного значения, слова-обобщения (теперь не тарелка и ложка, а посуда, а так же одежда, игрушки и пр.), синонимы (весёлый, радостный). Ребенок уже оперирует некоторыми родовыми понятиями.

8. Появляется словотворчество – ребёнок пробует сам образовывать нужные ему слова (кататься на карусели – каруселиться, копаем лопаткой, значит она – копатка). 
9. Замечает неправильное произношение в речи других детей, даже если сам эти звуки произносит неправильно.
10. Если у ребёнка сформировано положительное отношение к книгам, то он любит слушать знакомые сказки и стихи. Хорошо запоминает текст и практически дословно воспроизводит его, хотя свободно пересказать своими словами сказку он еще не может.
11. Ребенок хорошо понимает содержание несложных сюжетных картинок.

Нормы речевого развития детей 3 – 4 лет
Несмотря на то, что все показатели очень индивидуальны, существуют нормы речевого развития детей 3 – 4 лет.


1. Ребёнок должен знать и проговаривать собственные имя, отчество и фамилию.
2. Называть имена близких родственников и друзей.
3. Воспринимать образы и описывать увиденную ситуацию.
4. Говорить простыми предложениями, постепенно переходя на более сложные.
5. Распределять в своей речи предметы по группам: посуда (сковорода, стакан, тарелка, чашка), одежда (платье, куртка, юбка, штаны).
6. Находить признаки предмета: окно прозрачное, стул деревянный, лимон кислый.
7. Называть действия: мальчик ест, кошка мяукает, дети кричат.
8. Точно повторять услышанное, пересказывать (допуская непоследовательность).
9. Разговаривать громко и тихо.

Отклонения в речевом развитии ребёнка 3 – 4 лет.
Вас должны насторожить следующие показатели:
1. Ребёнок часто проявляет беспокойство, раскачивает туловище из стороны в сторону. 
2. Наблюдается сильное течение слюны.
3. Говорит слишком быстро («взахлёб») или медленно (словно нарочито растягивая слова).


4. Речь ребёнка не разборчива.
5. Нет элементарных предложений с подлежащими, сказуемыми, дополнениями.
6. Не выполняет простые словесные команды (открой шкаф и возьми книгу, пойди на кухню и принеси чашку и т.п.).
7. Не играет с другими детьми или не кормит куклу из тарелки, а ставит куклу в тарелку и т.д.
8. Говорит «ма» вместо «мама» или относит слово «мама» к другим лицам. Вместо «девочка» говорит «де», «зайчик» – «за», «иди» – «ди», «смотри» – «апи». 
9. Употребляет слова-фрагменты, т.е. такие в которых сохранены только части слова: «ако» – «молоко», «дека» – «девочка».
10. “Глотает” окончания слов.
11. Произносит фразы исключительно из книг или мультфильмов.
12. Не строит собственные предложения, только повторяя фразы за взрослыми.

Методы развития.
Приведенные ниже рекомендации помогут родителям развить и улучшить речевые навыки детей. Данные приёмы просты и эффективны, их нетрудно освоить самостоятельно.

1. Постепенно увеличивайте словарный запас ребенка. Учите с ним новое слово и закрепляйте его в лексиконе на протяжении нескольких дней.
2. Общайтесь на разные темы, доступные возрасту ребёнка.
3. Знакомьте ребёнка с новыми предметами и явлениями и их характеристиками, рассказывайте что и как, зачем и почему происходит.
4. Говорите не только как называются сами предметы, но и их составные части (платье – воротник, рукава, карман, пояс…).
5. Обращайте внимание на правильность произносимых слов. Поправляйте ребёнка корректно.
6. Обучайте ребёнка говорить правильные окончания в словах.
7. Знакомьте с предлогами и учите правильно их употреблять.
8. Читая сказку, уделяйте внимание голосу, интонации, тембру, выразительности. 
9. Рассматривайте и комментируйте картинки в книгах, задавайте вопросы к ним.
10. Рассказывайте на прогулке обо всём, что видите.
11. Спрашивайте о прошедшем дне, услышанной истории, просмотренном мультике. Обсуждайте героев сказок, сюжет. Задавайте наводящие вопросы.
12. Читайте стихи, отгадывайте загадки, пойте песенки.
13. Не забывайте о мелкой моторике, работайте с мелкими деталями (пазлы, конструктор, песок, глина, пластилин). Научитесь завязывать шнурки, застегивать пуговицы.
14. Играйте в словесные игры: «Кто говорит?», «Что где лежит?», «Это съедобное или нет?», «Чем отличаются предметы?», «Опиши предмет», «Какой, какая, какое» и т.д. (см. приложение).
15. При любых успехах и достижениях не забывайте хвалить и поощрять ребёнка.

Речевые игры.

«Кто как разговаривает?»
Цель: расширение словарного запаса.
Ход игры: родитель называет животное, ребёнок отвечает, как то или иное животное подаёт голос:

Корова мычит
Тигр рычит
Змея шипит
Комар пищит
Собака лает
Волк воет
Утка крякает
Свинья хрюкает
Вариант 2. Родитель спрашивает: «Кто рычит?», «А кто мычит?», «Кто лает?», «Кто кукует?» и т.д.
Можно играть с мячом.

«Что где лежит?»
Цель: расширение словарного запаса, ориентировка в пространстве.
Ход игры: родитель называет предмет и предлагает ребёнку ответить, куда его можно положить.  
– Мама принесла хлеб и положила его в … (хлебницу).
– Маша насыпала сахар … Куда? (В сахарницу).
– Вова вымыл руки и положил мыло …Куда? (В мыльницу).

«Это съедобное или нет?»
Цель: расширить словарный запас, тренировать речевое внимание.
Ход игры: родитель бросает ребенку мяч и называет любое слово (существительное), ребенок должен решить: поймать его (значит съесть) или нет. 

«Чем отличаются предметы?»
Цель: учить различать предметы по характерным признакам, расширять словарный запас.
Ход игры: родитель предлагает рассмотреть две игрушки (сначала разные, потом всё более похожие). Ребенок перечисляет отличия.
Два медведя, один большой черный, другой маленький коричневый. 
– Назови, кто это и чем они отличаются.
– Это медведи. Один медведь большой и черный, а второй маленький и коричневый.

«Опиши предмет»
Цель: расширять словарный запас, развивать логическое мышление.
Ход игры: родитель предлагает ребенку описать какой-либо знакомый ему предмет. Сначала используются предметы, находящиеся перед глазами ребёнка (игрушки, мебель, одежда). В ходе игры родитель учит ребёнка давать развернутую характеристику предмета (сначала называем класс предмета, его составные части, потом форму, цвет, размер, материал, функции предмета). Необходимо использовать предметы и слова, доступные пониманию ребёнка, наглядно демонстрировать всё, о чём рассказывается. Задавать наводящие вопросы, помогать (в случае затруднения) с ответом. Игру можно организовать в форме сказки.

СКАЗКА О СТУЛЕ
Жил-был стул. Это был совсем старый стул. Вместе с другими стульями он стоял около стола. Однажды мимо проезжал зайка на детской машинке. Он ехал так неосторожно, что стукнулся о ножку стула. Потерев шишку на голове, малыш возмутился: «Ты кто? Чего ты дерешься?»
«Я – мебель, – ответил стул, – и вовсе я не дерусь! Это ты о мою ножку стукнулся». «Ничего себе ножка! Целый столб! Да еще и не один!» — воскликнул зайка. «Конечно, – ответил стул, – у меня их целых четыре штуки».
«А зачем тебе столько ножек? – поинтересовался зайчик, – ты же не ходишь!» «Да, к сожалению, я не хожу, – грустно согласился стул, — но мне надо крепко стоять на ногах, чтобы люди, которые на меня садятся, не падали». «Гляди-ка! – изумился заяц, – на тебя еще и садятся?» «Конечно, ведь для этого я и нужен, – важно пояснил стул, – у меня есть широкое сиденье, на котором удобно сидеть, и высокая спинка, чтобы не упасть». «Вот ты какой полезный, – восхитился зайка. – А я думал, что ты как стол, только меньше. Ведь Ваня всегда кладет на тебя игрушки или книжки. А Ванина мама забирается на тебя с ногами, когда ей надо достать что-нибудь с верхней полки. А ты, оказывается, такой же, как кресло и табурет, ведь на них тоже сидят!»

«Какой, какая, какое»
Цель: расширять словарный запас.
Ход игры: родитель предлагает ребёнку поиграть со словами.
– Я назову предмет, а ты скажи какой он.
– Яблоко какое?
– Круглое, красное, большое, вкусное и т.д.
Сначала используются предметы, находящиеся перед глазами ребёнка (игрушки, мебель, одежда).

Взрослый задает наводящие вопросы.

3-4 года

Развитие детей от 3 до 4 лет

 

В данном разделе мы поможем Вам узнать и определить уровень развития вашего ребенка, а именно , что должен знать и уметь делать Ваш ребенок в возрасте от 3 до 4 лет.
    

Что должен знать и уметь 3 летний ребенок.

    Данная статья предназначена для вашего ознакомления и дает примерные нормы степени сформированности психических процессов вашего ребенка в этом возрасте. Вы можете проверить его потенциальные возможности в разных областях знаний, узнать, в каких областях знаний Ваш ребенок преуспевает, а в каких требуется дополнительное внимание и время.

Математика
Ребенок в возрасте от 3 до 4 лет должен уметь:

1. Ребенок должен уметь считать до трех и показывать соответствующее количество пальчиков на руке.
2. Ребенок должен уметь владеть понятиями: один – много, большой – маленький, высокий – низкий и т.

д.
3. Ребенок должен знать основные цвета (красный, желтый, зеленый, синий, белый, черный) .
4. Ребенок должен знать основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник).
5. Ребенок должен уметь сравнивать предметы по величине, цвету, форме. Уметь сравнивать количество предметов.
6. Ребенок должен уметь подбирать пару к предмету с заданным признаком.

 

 

Логическое мышление
-Развитие Мышления, Памяти, Внимания
Ребенок в возрасте от 3 до 4 лет должен уметь:

1. Ребенок должен уметь складывать разрезанную картинку из 2-4 частей.
2. Ребенок должен уметь находить и объяснять несоответствия на рисунках.
3. Ребенок должен уметь находить лишний предмет и объяснять почему он сделал такой выбор.
4. Ребенок должен уметь находить сходства и различия между предметами.
5. Ребенок должен уметь запоминать 2-3 картинки.
6. Ребенок должен уметь запоминать 3-4 слова, которые взрослый повторил несколько раз.
7. Ребенок должен уметь запоминать и повторять движения, которые показал взрослый 1-2 раза,
8. Ребенок должен уметь запоминать какую-либо деталь или признак предмета.
9. Ребенок должен уметь не отвлекаясь, в течение 5 минут выполнять задание.
10. Ребенок должен находить парные предметы. Уметь из группы предметов выбирать нужный.
11. Ребенок должен уметь обращать внимание на свойства и признаки предметов, находить сходства и различия между предметами.

Развитие Речи
Ребенок в возрасте от 3 до 4 лет должен уметь:

1. Ребенок должен уметь не только зрительно воспринимать образы, но и описывать увиденное.
2. Ребенок легко формирует простые предложения, постепенно переходит к сложным (из 5-6 слов).
3. Ребенок должен уметь разделять предметы по группам: мебель, посуда, одежды и т.д.
4. Ребенок должен уметь называть по одному признаку каждого предмета.
5. Ребенок должен знать названия основных действий людей и животных  (лежит, сидит, бежит и т. д.)
6. Ребенок должен уметь повторять за взрослым стишки и песенки.
7. Ребенок должен знать свое имя и фамилию.
8. Ребенок должен уметь управлять силой голоса, говорить громко – тихо.

Окружающий мир
Ребенок в возрасте от 3 до 4 лет должен уметь:

1. Ребенок должен знать названия и уметь показывать  домашних (корова, коза, лошадь, кошка, собака и т.д.) и диких (волк, заяц, лиса и т.д.) животных.
2. Ребенок должен знать названия 3-4 птиц (воробей, ласточка, ворона), 3-4 рыб (кит, сом, акула) и 3-4 насекомых (кузнечик, бабочка, пчела).
3. Ребенок должен знать названия основных растений: 3-4 деревьев (береза, дуб, яблоня) и 3-4 цветов (ромашка, тюльпан, роза).
4. Ребенок должен знать, что такое овощи, фрукты, ягоды, грибы.
5. Ребенок должен иметь представление о материалах, из которых изготовлены окружающие предметы.
6. Ребенок должен знать части суток – утро, день, вечер, ночь.
7. Ребенок должен уметь называть явления природы – дождь, снег, ветер.

Навыки обихода
Ребенок в возрасте от 3 до 4 лет должен уметь:

1.Ребенок должен уметь самостоятельно одевать вещи (без застежек).
2. Ребенок должен уметь разрезать ножницами бумагу.
3. Ребенок должен уметь пользоваться карандашами, фломастерами, ручками и т.д. Уметь рисовать кружочки, точки, линии.
4. Ребенок должен уметь обводить и раскрашивать картинки.
5. Ребенок должен знать основные правила гигиены.

 

вех развития для 3-летних | Понятно

В течение этого года дети внезапно превращаются из малышей в дошкольников. Но они не приобретают все дошкольные навыки сразу или даже с одинаковой скоростью. Если у вас есть трехлетний ребенок, вы можете задаться вопросом, на что способны большинство детей в этом возрасте.

У Центров по контролю и профилактике заболеваний (CDC) есть список вех, который он обновил со многими изменениями в 2022 году. Агентство перенесло некоторые вехи в разные возрастные диапазоны, что вызывает сомнения у некоторых экспертов.

Приведенные ниже вехи CDC помогут вам узнать, чего ожидать. Если ваш ребенок не встречает достаточное количество из них, это может указывать на возможные задержки в развитии.

Вы также можете узнать больше о: 

  • Как развиваются координация и двигательные навыки в разном возрасте
  • Как развиваются социально-эмоциональные навыки в разном возрасте

Социально-эмоциональные вехи

    минут после 10 спадов 10
        вы уходите (если у него тревога разлуки)
      • Замечает других детей и присоединяется к ним, чтобы играть

      Вехи языка/коммуникации

      • Разговаривает с вами в разговоре, используя не менее двух двусторонних обменов
      • Спрашивает «кто», «что», «где» », или вопросы «почему», например «Где мама/папа?»
      • Говорит, какое действие происходит на картинке или в книге, когда его спрашивают, например, «бегает», «ест» или «играет».
      • Называет имя, когда его спрашивает знакомый человек. большую часть времени

      Когнитивные вехи (обучение, мышление, решение проблем)

      • Копирует круг, когда вы показываете им, как
      • Избегает прикосновения к горячим предметам, таким как плита, когда предупреждается

      Вехи физического развития

      • Нанизывает предметы вместе, например, большие бусы или макароны
      • Надевает одежду без посторонней помощи, например, свободные штаны или куртку
      • Использует вилку

      Все дети развиваются по собственному расписанию. Но если после трехлетнего возраста ваш ребенок не может делать многие из этих вещей, важно выяснить, почему. Поговорите с поставщиком медицинских услуг вашего ребенка о возможностях оценки поддержки специального образования в вашей местной школе.

      Посмотрите вперед на вехи развития для 4-летних.

      Основные выводы

      • К концу этого года дети обычно задают много вопросов «почему».

      • К 4 годам дети обычно говорят достаточно ясно, чтобы незнакомые люди могли понять, что они говорят.

      • Если ваш ребенок не достигает многих вех, это может указывать на задержку развития.

        Похожие темы

        • Признаки и симптомы

        Расскажите нам, что вас интересует

        Об авторе

        Об авторе

        Аманда Морин — бывший директор «Руководства для родителей по специальному обучению» и «Руководства по всему» идейное лидерство в Understood. Как эксперт и писатель, она помогала создавать Understanded с первых дней его существования.

        Вехи для 4-летних | HealthLink BC

        Тема Содержание

        • Обзор темы
        • Сопутствующая информация
        • Кредиты

        Обзор темы

        Дети обычно развиваются в естественной предсказуемой последовательности от одной вехи развития к другой. Но каждый ребенок растет и приобретает навыки в своем собственном темпе. Некоторые дети могут отставать в одной области, например в языке, но отставать в другой, например в сенсорном и моторном развитии.

        Вехи обычно делятся на пять основных областей: физический рост, когнитивное развитие, эмоциональное и социальное развитие, развитие речи, а также сенсорное и моторное развитие.

        Физический рост и развитие

        Ваш ребенок растет в своем собственном темпе, и здоровый рост у всех детей разный. Естественный темп роста вашего ребенка может быть медленнее или быстрее, чем в приведенном ниже примере.

        Большинство детей в возрасте 4 лет:

        • Набрали около 2 кг (4,4 фунта) и выросли примерно на 7,5 см (3 дюйма) с момента своего третьего дня рождения.

        Мышление и рассуждение (когнитивное развитие)

        Большинство детей в возрасте 4 лет:

        • Могут назвать свое имя и фамилию.
        • Понимает принцип счета и может знать некоторые числа.
        • Лучше понимать концепции времени.
        • Может назвать несколько цветов.
        • Поймите разницу между одинаковыми и разными вещами.
        • Осознают свой пол и могут определять пол других.
        • Поймите, что события связаны, хотя их интерпретация не всегда может быть логичной. Например, ребенок может понять логику, согласно которой стекло может разбиться, если его ударить камнем. Но он или она все еще может бросить камень, думая, что на этот раз он не разобьется (магическое мышление).
        • Знайте разницу между фантазией и реальностью. Но они все еще играют в «притворство», которое становится все более изобретательным. Они также могут стирать фантазию и реальность, когда испытывают стресс или сильные эмоции. У них могут развиться новые страхи в результате активного воображения.

        Эмоциональное и социальное развитие

        Большинство детей в возрасте 4 лет:

        • Считают себя полноценными людьми с телом, разумом и чувствами.
        • Осознают, что им может быть причинен физический вред, из-за чего иногда они очень чувствительны к своему телу.
        • Заинтересованы в новых впечатлениях.
        • Сотрудничайте с другими детьми и, с помощью, договаривайтесь о разрешении конфликтов.
        • Чередуйте требования и сотрудничество.
        • Оденьтесь и разденьтесь сами.
        • Притворись мамой или папой во время игры.
        • Заметно более самостоятельны.

        Развитие речи

        Большинство детей в возрасте 4 лет:

        • Используют предложения из 5-6 слов.
        • Говорите достаточно ясно, чтобы незнакомцы могли их понять.
        • Может описать то, что с ними произошло.
        • Пойте песни.
        • Расскажите короткую историю, а также вспомните ее части.

        Сенсорное и моторное развитие

        Большинство детей в возрасте 4 лет:

        • Стоят на одной ноге.
        • Легко двигаться вперед и назад.
        • Может подниматься и спускаться по лестнице, не держась ни за что.
        • Катайтесь на трехколесном велосипеде или велосипеде с тренировочными колесами.
        • Бросать мяч сверху и иногда ловить отскочивший мяч. Они также могут пинать мяч вперед.

        К 4 годам большинство детей могут использовать свои руки и пальцы (мелкая моторика), чтобы:

        • Построить башню из 10 блоков.
        • Нарисуйте круг и квадраты.
        • Нарисуйте человека из 2-4 частей.
        • Используйте ножницы.
        • Напишите несколько заглавных букв.

        Кредиты

        • Об этой странице
        • Общая обратная связь
        • Ссылка по электронной почте
        • Услуги физической активности

        Мы ценим ваши отзывы. Комментарии, отправленные через форму ниже, могут помочь нам исправить ошибки в содержании страницы, избавиться от ошибок интерфейса и обновить веб-сайт HealthLinkBC, чтобы он лучше соответствовал потребностям людей, которые его используют.

        Чтобы оставить отзыв об этой веб-странице, введите свои комментарии, предложения, комплименты или вопросы в форму ниже.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *