4 лет

Окружающий мир для детей 4 лет: Окружающий мир для детей 4 лет ❤️ IQsha.ru

Развивающие занятия с детьми 3-4 лет ” Окружающий мир”

Занятия для детей 3 — 4 лет (часть 1)

Развивающие занятия с детьми 3 — 4 лет «Окружающий мир»

Автор И. Бушмелёва. Художник Н.Губарева.

В возрасте 3-4 лет ребенок должен без затруднения определять время суток.

Задание для ребенка: Внимательно посмотри на картинку и скажи, что перепутал художник, что нарисовал не правильно, почему?

Ребенок в возрасте 3-4 лет обычно уже знает, что разным транспортом управляют разные люди. Подскажите ему название профессий «машинист», «танкист», чтобы эти слова обогатили словарный запас вашего малыша.

Задание для ребенка: Подбери пару. Каким транспортом управляет тот или иной водитель?

Ребенок должен ответить на ваши вопросы. Важно представить все в форме игры.

Задание (вопросы) для ребенка:

1. Утром солнце встает, а вечером… (садится)

2.  Прошёл дождь, и на асфальте появились… (лужи)

3. У берёзы листья, а у сосны… (иголки)

4. Зимой часто идёт белый, пушистый… (снег)

5. Вода течет из крана. А когда она замерзает, то превращается в …(лёд)

6. Лёд мягкий или твердый? (твердый). Он может литься, как вода? (нет). Он холодный или тёплый? (холодный). А вода холодная или теплая? (бывает холодная и теплая).

Ребенок в 3,5-4 года должен отличать животных, которые могут жить в городских квартирах от животных, живущих в деревне.

Занятие с ребенком: посмотри внимательно, какие из этих животных живут в деревне.

Учим ребёнка распознавать дерево по его листьям. Изучаем названия цветов.

Задание для ребенка: посмотри на листья, с какого дерева они упали (береза, клен, ива)? Как называются эти цветы (ромашка, роза, тюльпан, василек)?

Ребенок 3-4 лет конечно уже знает диких животных (по сказкам, картинкам, стихам). Он должен уметь описать животное и рассказать некоторые его особенности.

Занятие с ребенком: На картинке нарисованы животные, назови их. Кто из них, где живет, что любит кушать,  какого цвета шкурка, кто больше? А как называются «ноги» волка (лапы)? А нос слона (хобот)? У какого животного самая большая шея, уши, зубы?

Ребенок в 3-4 года должен уметь отделить овощи от фруктов и озвучить то, что одни плоды относятся к овощам (растут в огороде) , а другие к фруктам (растут на деревьях). 

Задание для ребенка: На чудо — дереве выросли плоды. Назови их. Посмотри и скажи, какие плоды не растут на деревьях. А где они растут?

Ребенок в возрасте 3-4 лет уже знает о том, что есть взрослые и малыши. А вот как они правильно называются?

Занятие с ребенком: Скажи пожалуйста, кто нарисован на этой картинке (животные, звери)? Обрати внимание, что это родители и их малыши. Ты знаешь, как они называются? (слон (слониха) — слоненок, медведь (медведица) — медвежонок, кот (кошка) — котенок, тигр (тигрица) — тигренок).

Read more: http://bebiklad.ru/testyi/zanyatiya-dlya-detey-3-4-let#ixzz4JStC78iy


 

Непосредственно образовательная деятельность

Образовательная область «Познание»

Тема «Осень»

для детей 4-5 лет ( средняя группа)

                                                                                 Воспитатель:

                                                                                   Лихацкая Е.А.

с.Благодатное

2012 г.

НОД   – Образовательная область «Познание»

Тема «Осень»

Цель: Систематизировать знания детей об осенних изменениях в природе учить самостоятельно, находить их.

Задачи:

Образовательная:

Продолжать вызывать приятные воспоминания, связанные с восприятием красоты осенней природы.

Развивающая:

Закреплять знания детей об осенних изменениях в природе. Уточнять представление о цветовой гамме осеннего леса, о разных породах деревьев.

Воспитывающая:

Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, эмоционально-эстетические чувства, отзывчивость, доброту.  

Материалы:  осенние листья березы, клена, дуба, тополя. Картинки с изображением леса осенью. Игрушка – кукла Катя,  макеты деревьев, корзинки, листики тополя, березы, клена, дуба.

Методы и приемы: словесный, наглядный, практический, игровой. ( Показ предметных картинок и иллюстраций с изображением осенней природы. Рассказ воспитателя. Использование художественного слова. Проведение дидактических игр: «Собери картинку», «Так не бывает», «Покажи и назови части дерева»,«Что лишнее»

 , «С какого дерева листок?». Подвижная игра «Собери листики в корзинку». Пояснения. Сюрпризный момент.) 

Предварительная работа: Экскурсия вокруг детского сада. Рассматривание деревьев разных пород. Упражнения на узнавание деревьев по форме листьев. Рассматривание репродукций И. Левитана, И. Шишкина. Чтение стихов об осени и заучивание их наизусть. Проведение дидактических игр «Найди свое место», «На что похожее», «Скажи ласково» и др.

Содержание ОД:

Игровая мотивация. В гости к детям приходит кукла Катя.

Воспитатель:

– Сегодня у нас не совсем обычное занятие. Посмотрите, группа украшена разноцветными листьями. Давайте вспомним какое сейчас время года?(Осень) Такие пестрые листья – один из признаков осени. Назовите, пожалуйста, другие признаки осени. ( Осенью становится холоднее. День становится короче, а ночь – длиннее. Насекомые погибают или прячутся от холода. Перелетные птицы улетают на юг и т.д.)

Рассматривание картин с изображением признаков осени.

Воспитатель: Ребята, а знаете ли вы какие-нибудь стихотворения об осени!

Дети: рассказывают знакомые им стихотворения

Кукла катя дарит детям конвертики, дети пытаются отгадать что в них, проводится игра

Игра «Собери картинку» 

Воспитатель предлагает детям собрать  картинки на тему «Осень»

Игра «Так не бывает»

Воспитатель предлагает детям посмотреть на картинку и ответить: что может быть и чего не может быть осенью.

Воспитатель: Какие красивые картинки вы собрали, молодцы! Осень чудесное время года. Природа дарит деревьям разные краски.

– В лесу растут деревья, кустарники, грибы, ягоды, живут разные звери.

Давайте вместе все отправимся в лес.

Ребята посмотрите что я нашла. Это корзина  с осенними листиками и рассыпает листики на полу.

Скажите листики с каких деревьев вы видите?

Дети: С березы, тополя, дуба, клена.

Упражнение «Покажи и назови части дерева»

Воспитатель показывает на картинке корни, ствол, ветки, листья, плоды дети называют их

Упражнение «Что лишнее»

Воспитатель предлагает  картинки где необходимо найти лишний предмет, и объяснить почему  он лишний

Воспитатель:   Давайте немного поиграем с ними, берите их в ручки. Представьте, что вы – листочки! Сейчас мы будем летать, кружиться и медленно опускаться на землю.

Проводиться речь с движениями «Листики»

Мы листики осенние,                               покачивание руками над головой

На ветках мы сидим                                

Дунул ветер – полетели.                          бег, и руки в стороны

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели.                             присесть

Ветер снова набежал

И листочки все поднял

Закружились, полетели

И на землю снова сели                              присесть

Воспитатель: Посмотрите, ребята, когда мы пришли в лес, на деревьях были листочки, а сейчас они опали, деревья стоят голые. Подул ветер,  и листья оторвались от своих веточек.

·         Как называется это явление?

Дети: листопад.

Воспитатель:  

А давайте устроим листопад, подбросим листики вверх. Смотрите, на осенней полянке много опавших листьев. Я предлагаю их собрать.

Дидактическая игра «С какого дерева листок?»

Воспитатель дает задание каждому ребенку задание собрать листья определенного дерева:

– Алеша, собери листья березы.

– Даша , собери листья клена.

– Денис, собери листья дуба.

– Вика, собери листья тополя.

Пока дети собирают листья, педагог читает отрывок из стихотворения   Н. Найденовой «Листопад»:

День осенний так хорош!

    Сколько листьев соберешь!

Золотой большой букет –

                                                        Нам от осени привет.

-Алеша, ты собрал листочки с березы, значит, какие листочки у тебя в руке?

(Березовые листочки.)  

Воспитатель: Какие они?

Дети:

 желтые, березовые.

Воспитатель:Верно. Они с березы. А по каким признакам ее можно узнать? Что ее отличает от других деревьев?

Дети: белая кора.

Воспитатель:конечно же, у березы белая кора, белый ствол. Про нее говорят: белоствольная. Она стройная. У нее длинные тонкие ветви.

Воспитатель:– А у тебя, Даша,  какие листики?

(У меня кленовые листочки.)

Воспитатель: на что похож листочек?

Дети: на ладошку.
Воспитатель:Как он называется?

Дети: кленовый листочек

Воспитатель: какого цвета осенние кленовые листочки?

Дети: красные, рыжие.

Воспитатель:

– Денис, какие листья ты собрал? (Я собрал дубовые листья.)

Воспитатель:Какие они?

Дети: дубовые, желтые.

Воспитатель:– А какие листочки собрала  Вика? (Я собрала тополиные листочки.)

Проводиться игра «Собери листики в корзинку»

Дети раскладывают каждый вид листиков в отдельную корзинку. Высыпим листики под каждое деревце вместе с куклой Катей, чтобы корни были в тепле всю зиму.

Итог ОД,  кукла Катя дарит детям памятные медальки, похвала детей.

 

 

Цель: закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.

Задачи:

1.    Закрепить умения устанавливать связь между признаками в природе и умения отстаивать свою точку зрения, делать выводы.

2.    Учить детей называть приметы осени, изменения в природе, использую образные слова и выражения.

3.    Закрепить навык образования прилагательного от существительного.

4.    Продолжать развивать память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения.

5.    Воспитывать любовь к природе, заботливое отношение к животным.

Развивающая среда:

  • Стулья расставлены полукругом по количеству детей.
  • Доска с таблицей, фломастер, шкатулка.
  • Ларчик с овощами и фруктами, письмо, мячик.
  • Две ветки в вазах.
  • Иллюстрация картин “Ранняя осень”, “Поздняя осень”.
  • Магнитофон, аудиозапись «звуки пробуждающегося леса».

Словарная работа

  • Термометр, золотая, величавая, очаровательная, разноцветная, ранняя, поздняя.

Педагогические технологии: ТРИЗ, музыкальное воздействие.

Здоровьесберегающие технологии: ароматерапия, динамическая пауза.

ХОД:

Воспитатель: Сегодня мы с вами совершим путешествие. А куда вы узнаете, если отгадаете загадку:

Воспитатель:

Прошла по лугам,

По лесам, по полям.

Припасы она заготовила нам,

Упрятала их в погреба, в закрома,

Сказала: За мною нагрянет зима.

Дети: Осень. Открывается дверь и выглядывает мордочка зайца. Он приносит письмо.

Воспитатель: Посмотрим от кого же это письмо?

Детский сад № 204 детям группы «Затейники».

Обратный адрес: Заячья поляна пригородного леса.

Здравствуйте! На заячьей поляне состоялось собрание зайцев. Мы хотели принять решение: пора ли нам менять серые шубки на белые. Получилось так, что одна половина считала, что пора, а другие зайцы говорили что рано.

Одни говорили, что осень заканчивается, другие говорят, что зима уже наступила. Мы не знаем, что делать. Посоветуйте, пожалуйста. Мы не можем понять, кончается осень или нет? Говорят, что зима идет к нам через ваш город. подскажите когда она будет в лесу.

Только мы просим, представьте убедительные доказательства. Ведь менять шубки дело для зайцев не простое.

Воспитатель: Этот вопрос очень даже интересный. Но мы с вами постараемся на него ответить. Дети, зайцам повезло, сейчас мы совершим путешествие в осень и сможем помочь зайчикам принять правильное решение.

Воспитатель: Вы смотрите по телевизору прогноз погоды, диктор рассказывает про температуру воздуха, направление ветра, осадки. Осадки? Что это такое? (дождь, снег, туман). Воспитатель записывает.

Воспитатель: Дети, а как можно узнать какая будет погода? (посмотреть телевизор, послушать радио, по термометру).

Игра “Погода осенью”

У меня разноцветный мяч: мяч осенний и волшебный,

Будет в руки к вам скакать и вопросы задавать.

Воспитатель: Дети, а какая бывает погода осенью:

  • Когда идет дождь – дождливая.
  • Когда дует ветер – ветреная
  • Холодно – холодная
  • Пасмурно – пасмурная
  • Сыро – сырая
  • Хмуро – хмурая
  • Ясно – ясная

Воспитатель: Отлично. Вы правильно говорите, о погоде. Хочется похвалить, что говорили четко, внятно, интересно.

Воспитатель: А как вы думаете, вся осень бывает одинаковая? Какие периоды осени вы знаете?

Дети: (Ранняя, поздняя)

Воспитатель: Вы видите несколько картин с изображением осени. Покажите, какая на них изображена осень.(Дети показывают и называют)

Воспитатель: Вы знаете, каждое время года состоит из 3 месяцев. Назовите месяцы осени.

Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Воспитатель: Молодцы! Вы правильно назвали месяцы. А что происходит с природой осенью?

Дети: Погода теплая, на деревьях разноцветные листочки, летают серебряные нити паутины, дуют холодные ветры, желтеет и высыхает трава, идет теплый и моросящий дождь, на небе серые облака, по утрам бывают туманы, лужи покрываются корочкой льда, созревают желуди, орехи, поспевают клюква.

Дети: Дни короче, ночь длиннее, солнце светит мало, ветер срывает листья с деревьев, идет мелкий холодный дождь, небо серое, травы буреют, цветы вянут, ночью заморозки, деревья покрываются инеем, насекомые исчезли, солнце светит редко.

Дети: Листья все облетели и почернели, сосны и ели стоят зеленые, травы побурели, небо в свинцовых тучах, идут долгие холодные дожди со снегом, ночью мороз лед на лужах, земля промерзла, ветки деревьев звенят и покрываются инеем.

Воспитатель: Молодцы вы точно назвали осенние месяцы и рассказали об изменениях в природе. Да, осень бывает прекрасна. С давних времен люди складывали стихи, песни, сочинили загадки и пословицы. Послушайте, я расскажу вам о приметах осени.

Приметы осени

Осень подойдет неслышно,

Тихо встанет у ворот.

В огороде листик вишни,

На дорогу упадет.

Это первая примета,

Что от нас уходит лето.

А вторая куст малины,

В нитях белой паутины.

 

Чуть короче станет день,

Потемнеют облака,

Словно их накроет тень,

Станет пасмурной река –

Третья верная примета:

Осень бродит близко где-то

Ранним утром на поляны,

Лягут белые туманы.

А потом уж жди, не жди

Моросящие дожди

Пеленой затянут просинь

Значит, наступила осень. У нас в детском саду есть копилка народных мудростей, дети складывают в нее пословицы и приметы времен года. А вы хотите положить туда свои знания? (Да).

В круг ребята становитесь,

Крепче за руки держитесь.

Я шкатулочку возьму,

И приметы соберу.

Воспитатель: Открывает крышку, а дети называют приметы и пословицы.

Пословицы

1.    Коли ясно, то и осень прекрасна.

2.    Осень идет, и дождь за собой ведет.

3.    Красна весна цветами, а осень пирогами.

4.    От осени к лету, поворота нету.

5.    Лето со снопами, осень с пирогами.

6.    Грибок в кузовок – зимой будет пирожок.

Приметы

1.    Осенью паутина на ясную погоду.

2.    Гром в сентябре – теплая осень.

3.    Если орехов много, а грибов нет – зима будет снежная, суровая.

4.    Большие муравьиные кучи – к мягкой зиме.

5.    Когда гусь улетает, снег выпадает.

Воспитатель: Дети, вы замечательно все говорили, наша шкатулочка пополнилась вашими мудростями. Мне понравились ответы, вы назвали много интересных примет, позволяющих предсказать погоду.

(Дети садятся на стульчики)

А сейчас прочитайте стихотворение “Осень”, написанное на таблице.

Плакали ночью желтые клены,

Вспомнили клены, что были зелены.

С желтой березы тоже капало,

Значит, береза тоже плакала.

Воспитатель: Как вы думаете, почему плакала береза?

Дети: (Жалела, что кончилось лето, что опадают листочки).

Воспитатель: А почему у деревьев опадают листочки?

Дети: (Мало солнца, стало холодно)

Воспитатель: Дети, а можно ли что – либо сделать, чтобы листочки остались на дереве?

Дети: (Приклеить, пришить).

Воспитатель: А будут ли, такие листочки держатся?

Дети: (Нет, скрутятся, почернеют, будут не красивые, опадут).

Воспитатель: Представьте себе, что вы листочки, подул ветер, и вы закачались (звучит музыка, дети танцуют).

Физминутка “Листочки”.

Осенние листочки закружились.

Веселый ветер зашумел над ними,

Весело они летели

И на землю сели.

Вот ветер снова тихо набежал,

Вдруг листочки красивые поднял.

Весело они летели

И на землю сели.

Ой, как много на ковре листочков. А давайте поиграем в игру.

Раскрась листья в соответствии со значками

Подойдите к столам и раскрасьте листья в соответствии со значками. Будьте внимательны, посмотрите где стоит значок.

Воспитатель: Умницы, мне не удалось поймать вас в ловушку. Вы точно определили листья.

Воспитатель: Из ваших ответов, я поняла, что осень вам нравиться, а какие красивые слова вы могли бы сказать про осень.

Игра осенние слова

Дети: Золотая, печальная, хмурая, красивая, разноцветная, дождливая, долгая, затяжная, пестрая, теплая, холодная, ранняя, поздняя, средняя, хорошая, дивная, задумчивая, замечательная, интересная, величавая, унылая, очаровательная, тихая, невеселая, таинственная, скучная, грустная, ласковая.

Воспитатель: Вот подошло наше путешествие к концу. Расставаясь с осенью, давайте поиграем с лесным эхом.

Эхо лесное, спросить могу?

Ау-ау-ау!

Куда это листья лесные пропали?

Опали-опали-опали:

Птички певички, давно ли галдели?

Летели, летели, на юг улетели:

Белки и зайцы, про вас не знаем?

Линяем, линяем, линяем:

Так что же творится в лесу? – спросим.

Осень, осень, осень.

Итог занятия

Воспитатель: Дети, подумайте и скажите, что мы напишем зайцам.

Дети: Осень наступила. Уже выпадает снег по ночам. Пора менять шубки на белые, а то лиса или волк заметят. Деревья голые, травка повяла, исчезли насекомые жуки, червяки, улетели птицы на юг.

Воспитатель: Я рада, что вы сами нашли убедительные доказательства, что осень прошла через наш город и направилась в лес. Сегодня после прогулки мы напишем зайцам ответ. Дети, а кто сегодня на занятии был самым активным? Чьи ответы вам понравились. А кому понравились свои ответы и почему? (Ответы детей)

Воспитатель: Молодцы, вы старались, я довольна вами. У меня для вас небольшой секрет: осень прислала нам посылочку. Примите от нее послание. Осень прислала вам листочки, которые вы можете раскрасить.

Источник: http://doshvozrast.ru/konspekt/poznovrazv45.htm

 

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Социализация»

Цель: Продолжать пополнять знания о временах года. Развивать память, воображение, логическое мышление. Воспитывать умение работать в коллективе.

Материалы и оборудование: круг с временами года, кормушка с птицами, карандаши, бумага для рисования.

Содержание НОД:

Ведущий: Ребята, сегодня мы совершим прогулку по временам года. Посмотрите, у меня есть волшебный круг со стрелочкой.

– Давайте скажем: Стрелка, стрелка повернись, где нам надо остановись.

– Ребята, на какое время года показывает стрелка?

– Зима. Как вы догадались?

Игра «Кто больше назовет признаки зимы»

(дети перечисляют признаки зимы).

– Послушайте внимательно, и отгадайте мою загадку.

Назовите-ка, ребятки,

Месяц в этой вот загадке:

Дни его – всех дней короче,

Всех ночей длиннее ночи.

На поля и на луга

До весны легли снега.

Только месяц наш пройдет,

Мы встречаем Новый год.

– Какие еще зимние месяца вы знаете?

– А сейчас мы с вами поиграем в игру, мы будем находить слова со словом снег (снеговик, снегопад, снежинка, снежок и т. д.)

– Хорошо мы знаем про зиму, дальше попросим нашу стрелочку: Стрелка, стрелка повернись, где нам надо остановись.

– Ребята, на какое время года показывает стрелка?

– Весна. Как вы догадались?

Игра «Кто больше назовет признаки весны»

(дети перечисляют признаки зимы)

– Ребята посмотрите сюда, вот кормушка, какие птицы на ней сидят (дети перечисляют птиц), а какие птицы к нам весной прилетают? (грачи, скворцы. ..)

Игра «Четвертый лишний?»

– Голубь, ласточка, скворец, кукушка. Кто лишний? – голубь, так как он зимующая птица.

  • Ворона, воробей, голубь, скворец.
  • Соловей, жаворонок, воробей, ласточка.
  • Сорока, грач, снегирь, синица.
  • Лебедь, цапля, голубь, аист.

– Раньше в народе смотрели на прилет птиц, и определяли, какая будет весна: – Народная примета: Ранний прилет грачей и жаворонков – к теплой весне.

– Продолжим нашу игру «Стрелка, стрелка повернись, где нам надо остановись»

– Ребята, на какое время года показывает стрелка?

Лето.

Игра «Кто больше услышит примет о лете в этом стихе»

Если в небе ходят грозы,

Если травы расцвели,

Если рано утром росы

Гнут былинки до земли,

Если в рощах над калиной

Вплоть до ночи гул пчелиный,

Если солнышком согрета

Вся вода в реке до дна –

Значит, это уже лето!

Значит, кончилась весна!

Продолжим нашу игру «Стрелка, стрелка повернись, где нам надо остановись»

– Ребята, на какое время года показывает стрелка?

Осень.

– Наша Настя для вас приготовила сюрприз, выучила стихотворение:

Осень М. Ивенсен

Падают, падают листья –

В нашем саду листопад. ..

Желтые, красные листья

По ветру вьются, летят.

Птицы на юг улетают –

Гуси, грачи, журавли.

Вот уж последняя стая

Крыльями машет вдали.

В руки возьмем по корзинке,

В лес за грибами пойдем,

Пахнут пеньки и тропинки

Вкусным осенним грибом.

– Осень это время года, когда мы собираем урожай.

Игра «Назови овощи и фрукты»

– Вот ребята, мы с вами вспомнили все времена года. А теперь нарисуйте свое любимое время года.

Источник: http://doshvozrast.ru/konspekt/poznovrazv127.htm

 

Конспект занятия по окружающему миру для детей 3-4 лет

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Родничок»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сценарий организованной образовательной деятельности

ООД «Познавательное развитие»: ознакомление с окружающим миром

возрастная группа 3-4 года

Тема: «Путешествие в волшебный лес»

 

 

 

 

 

 

 

Составил:

ВерхозинаА. Н. воспитатель группы №5

общеразвивающей направленности

 для детей 3-4 лет

 

 

 

 

 

 

Тамбов, 2017

Цель: Продолжать ознакомление детей 3-4 лет с обитателями леса, дикими животными.

Обучающие  задачи:

1.Закреплять знания детей о диких животных леса.

2.Формировать умение различать животных и их детенышей, соотносить их название.

3. Расширить знания детей о диких животных.

Развивающие задачи:

Развивать психические процессы детей: внимание, память, мышление. Способствовать развитию связной речи.

Воспитательные задачи:

Воспитывать чувство любви к окружающему миру, бережное отношение к обитателям живой природы.

Предварительная работа:

Рассказывание и чтение детям русских народных сказок о диких животных, оформление книжной выставки «Русские народные сказки» в книжном уголке группы, изготовление лэпбука на тему «Дикие животные леса».

Методы и приемы: игровой; наглядный; словесный.

Материалы и оборудование: доска; магнитофон.

Демонстрационный материал: мягкие игрушки(лиса, заяц, волк, медведь, белка), искусственные елки, картинки лисы, зайца, волка, медведя, белки, изображенные в своих домах.

I. Вводная часть – 2 минуты.

·                   организационный момент.

II. Основная часть – 10 минут.

·                   загадывание загадок;

·                   сравнение животных;

·                   игра «Зайчики»;

·                   знакомство с названиями и рассматривание домиков животных;

·                   дидактическая игра «Найди маму и папу».

           III. Заключительная часть – 3 минуты.

·                   рассказ детей о животных;

·                   рефлексия.

Ход ООД:

I. Вводная часть

Воспитатель: Дорогие ребята!   Сегодня  к нам пришли   гости.     Поздороваемся  с  ними.

(Дети здоровываются с гостями.)

Воспитатель: Ребята,  у нас необычный день, мы с вами отправимся путешествовать в лес, чтобы познакомится с его жителями.А в путешествие отправимся с вами на нашей веселой машине. Все занимайте свои места в ней.

(Воспитатель с детьми садятся в машину из стульчиков.) Звучит веселая мелодия. По окончанию песни все выходят и оказываются в сказочном лесу.

II. Основная часть

Воспитатель: 

Вот мы с вами в и приехали в лес. А вы знаете, как шумит лес.

Дети: Нет.

Воспитатель: Сейчас мы с вами услышим шум леса. (Звукозапись «Шум леса»)

Воспитатель: Ребята, какие звуки вы услышали?

Ответы детей.

Воспитатель:  Ребятки,  посмотрите вокруг и скажите а  какое  время  года сейчас?

 Ответы  детей.

Воспитатель: Правильно осень. А что изменилось с наступлением осени?

Ответы  детей.

Воспитатель: Посмотрите , кто это смотрит на нас с ветки дерева?

Дети: Сова.

Воспитатель: Да -это сова, которая подготовила для нас загадки, разгадав которые, мы узнаем каких животных можно встретить в лесу.

(Воспитатель читает загадки от совы.)

Воспитатель: 

Косолапый и большой,

Спит в берлоге он зимой.

Любит шишки, любит мёд,

Ну-ка, кто же назовет?

Дети: Медведь.

Воспитатель достает медведя из под елки.

Воспитатель: Внимательно посмотрите на него и расскажите какой он.

Дети описывают: Большой,  косолапый,  сильный,  коричневый .

Воспитатель: 

А вот следующая загадка.

Серый, страшный и зубастый

Произвел переполох.

Все зверята разбежались.

Напугал зверят тех…

Дети: Волк.

Воспитатель: Расскажите какой волк.

(Воспитатель берет волка и показывает детям).

Дети описывают: У волка шерсть  грубая, жёсткая, по  цвету серый, по  размеру  большой,  сильный.

Воспитатель: 

Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Хвост пушистый – краса,

А зовут ее – …

Дети: Лиса.

(Воспитатель берет лису и показывает детям).

 

Воспитатель: Ребята, а какая лисичка? Расскажите.

Дети: рыжая,  пушистая, красивая,  а  по  характеру хитрая.

Воспитатель:

Кто по ёлкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы?

Дети : Белка

(Воспитатель берет белку с ветки елки и показывает детям).

Воспитатель: Посмотрите на белочку, что можно про нее сказать.

Дети: Белка красивая , рыжая, с пушистым хвостом.

Воспитатель: Ребята, белка рыжая, но зимой она меняет шубку на серую.

Воспитатель: У косого нет берлоги,

Не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги,

А от голода – кора.

Дети: Заяц.

(Воспитатель берет зайца из-под куста и показывает детям).

Воспитатель: Посмотрите на зайца. Опишите его.

Дети: У него длинные уши, большие задние лапы и маленький хвостик-комочек. Заяц быстро бегает.

Воспитатель: Посмотрите на животных и скажите чем похожи они друг на друга?

Дети: У них есть морда, четыре лапы, один хвост, два глаза, два уха, тело покрыто шерстью.

Воспитатель: А чем же они отличаются?

Дети: размером, окраской.

Воспитатель: Ребята а сейчас мы с вами поиграем и представим , что мы  зачики.

Игра «Зайчики»

Зайка беленький сидит                        

И ушами шевелит.                                

Вот так, вот так                                     

Он ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть,                          

Надо лапочки погреть

Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп,

Надо лапочки погреть.

Зайке холодно стоять

Надо зайке поскакать.                          

Скок-скок, скок-скок,

Надо зайке поскакать.

Волчок зайку испугал,     

Зайка прыг и ускакал.                          

Воспитатель: Молодцы. Ребята, как вы думаете у диких животных есть дома в лесу?

(Ответы детей)

Воспитатель: У каждого животного есть свой дом, только эти дома у вссех разные. Дом медведя называется берлога, у волка – логово, у лисы – нора, а заяца дом называется нора, как у лисы .

 (Воспитатель выставляет картинки с изображением домиков животных)

Воспитатель: А как вы думаете, кто может жить вместе с ними?

 (Ответы детей) 

Воспитатель: Правильно, у всех животных есть детеныши. Посмотрите  на полянку, детеныши играли на полянке и так заигрались, что потерялись. Помогите им найти своих родителей

Дидактическая игра «Найди маму и папу»

Дети расставляют картинки и вместе с воспитателем произносят:

Медведь- медвежонок, медвежата.

Волк- волчонок, волчата.

Лис – лисенок, лисята.

Заяц– зайчонок, зайчата.

Белка –бельчонок, бельчата.

Воспитатель:

Вот и закончилось наше путешествие.

С лесом надо нам прощать

В детский садик возвращаться.

Все занимайте свои места в машине.

(Дети с воспитателем садятся в машину и под музыку возвращаются в детский сад).

III. Заключительная часть

Рефлексия.

Воспитатель: Ребята вам понравилось путешествие?

Ответы детей.

Воспитатель: Каких животных  мы встречали в осеннем лесу?

Ответы детей.

Воспитатель: Что интересного и нового вы узнали?

Ответы детей.

Воспитатель: На память о нашем путешествии я дарю раскраски, чтобы вы все запомнили и всем рассказали о нашем путешествии (Воспитатель дает детям раскраски «Дикие животные»).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Детское понимание мира

И Пиаже, и Выготский считали, что дети активно пытаются понять окружающий их мир. Совсем недавно специалисты по развитию дополнили это понимание, изучив, как дети организуют информацию и развивают свои собственные теории о мире.

Теория-Теория есть склонность детей создавать теории для объяснения всего, с чем они сталкиваются . Эта концепция подразумевает, что люди естественным образом склонны находить причины и давать объяснения тому, почему что-то происходит. Дети часто задают вопросы о том, что они видят или слышат вокруг себя.

Когда предоставленные ответы не удовлетворяют их любопытство или слишком сложны для понимания, они создают свои собственные теории. Точно так же, как ученые строят и пересматривают свои теории, дети делают то же самое со своими интуитивными представлениями о мире, сталкиваясь с новым опытом (Gopnik & Wellman, 2012). Одна из теорий, которую они начинают создавать в раннем детстве, сосредоточена на психических состояниях; как своих, так и чужих.

Теория разума относится к способности думать о мыслях других людей . Это ментальное чтение мыслей помогает людям понимать и предсказывать реакции других, тем самым играя решающую роль в социальном развитии. Одним из распространенных методов определения того, достиг ли ребенок этой умственной вехи, является задание на ложное убеждение, описанное ниже.

Рисунок 4. 17

Исследование началось с остроумного эксперимента Виммера и Пернера (1983), которые проверили, могут ли дети пройти тест на ложные убеждения (см. рис. 4.17). Ребенку показывают иллюстрацию Салли, которая кладет мяч в корзину и выходит из комнаты. Пока Салли нет в комнате, появляется Энн, берет мяч из корзины и кладет его в коробку. Затем ребенка спрашивают где Салли думает, что мяч находится, когда она возвращается в комнату. Будет ли она искать сначала в коробке или в корзине ? Правильный ответ: она посмотрит в корзину, потому что она положила его туда и думает, что он там; но мы должны сделать вывод из этого ложного убеждения вопреки нашему лучшему знанию о том, что мяч находится в коробке. Это очень трудно для детей в возрасте до четырех лет из-за когнитивных усилий, которые это требует. Трехлетним детям трудно отличить то, что они когда-то считали правдой, и то, что они знают сейчас. Они уверены, что то, что они знают сейчас, это то, что они знали всегда (Birch & Bloom, 2003).

Даже взрослым необходимо продумать эту задачу (Epley, Morewedge, & Keysar, 2004). Чтобы добиться успеха в решении этого типа задач, ребенок должен отделить то, что он или она «знает», что это правда, от того, что кто-то другой может «посчитать» правдой. В терминах Пиаже они должны отказаться от тенденции к эгоцентризму. Ребенок также должен понимать, что действиями и реакциями людей руководит то, во что они «верят», а не то, что является реальностью. Другими словами, люди могут ошибочно поверить в то, что является ложным, и будут действовать, основываясь на этом ложном знании. Следовательно, детям до четырех лет редко удается решить такую ​​задачу (Wellman, Cross & Watson, 2001).

Исследователи, изучающие развитие теории разума, были обеспокоены чрезмерным акцентом на овладении ложными убеждениями как на первичном показателе того, достиг ли ребенок теории разума. Веллман и его коллеги (Wellman, Fang, Liu, Zhu & Liu, 2006) предполагают, что теория сознания состоит из ряда компонентов, каждый из которых имеет свою собственную временную шкалу развития (см. Таблицу 4.2).

Таблица 4.2 Компоненты теории сознания

Компонент

Описание

Различные желания

Понимание того, что два человека могут иметь разные желания относительно одного и того же объекта.

Различные верования

Понимание того, что два человека могут иметь разные представления об объекте.

Доступ к знаниям (знание/незнание)

Понимание того, что люди могут иметь или не иметь доступ к информации.

Ложное убеждение

Понимание того, что кто-то может придерживаться убеждений, основанных на ложной информации.

Скрытые эмоции

Понимание того, что люди не всегда могут выражать свои истинные эмоции.

Двухлетние дети понимают разнообразие желаний, но, как отмечалось ранее, только в возрасте четырех или пяти лет дети понимают ложные убеждения, и часто только в среднем детстве они понимают, что люди могут скрывать свои истинные чувства. . Отчасти потому, что детям в раннем детстве трудно скрывать, что они на самом деле чувствуют.

Те, кто в раннем детстве в США, Австралии и Германии, развивают теорию разума в описанной выше последовательности. Тем не менее, китайские и иранские дошкольники получают доступ к знаниям раньше, чем различные убеждения (Shahaeian, Peterson, Slaughter & Wellman, 2011). Shahaeian и его коллеги предположили, что культурные различия в воспитании детей могут объяснить это изменение. Родители в коллективистских культурах, таких как Китай и Иран, подчеркивают соответствие семейным и культурным ценностям, большее уважение к старшим и приобретение знаний и академических навыков больше, чем автономию и социальные навыки (Frank, Plunkett & Otten, 2010). . Это могло бы уменьшить степень семейного конфликта мнений, выраженных в семье. Напротив, индивидуалистические культуры поощряют детей думать самостоятельно и отстаивать собственное мнение, и это может увеличить риск конфликта убеждений, выражаемых членами семьи. В результате дети в индивидуалистических культурах получат представление о разнообразии убеждений раньше, в то время как дети в коллективистских культурах получат доступ к знаниям раньше в последовательности. Роль конфликта в содействии развитию теории разума может объяснять более раннее начало понимания ложных убеждений у детей, имеющих братьев и сестер, особенно старших братьев и сестер (McAlister & Petersen, 2007; Perner, Ruffman & Leekman, 19).94).

Это осознание существования теории разума является частью социального интеллекта, например, признание того, что другие могут иначе думать о ситуациях. Это помогает нам осознавать себя или осознавать, что другие могут думать о нас по-разному, и помогает нам понимать других или сочувствовать им. Более того, эта способность читать мысли помогает нам предвидеть и предсказывать действия людей. Осознание психических состояний других важно для коммуникативных и социальных навыков.

Разговор с детьми о различиях и сходствах

Узнайте, как способность детей замечать различия и сходства вокруг них является ключом к их развитию. В этом кратком обзоре домашние посетители узнают, как взрослые могут помочь детям наблюдать за миром. Откройте для себя самую актуальную информацию, чтобы ответить: «Что говорят исследования?»; “Как это выглядит?”; и «Попробуй это!» Кроме того, найдите Connecting at Home, ресурс, который предлагает простые советы для семей, которые помогут детям замечать и обрабатывать окружающий мир.

Скачать PDF

Исследовательские заметки

Дети замечательно умеют замечать различия в мире. Это важная стратегия развивающего обучения. Взрослые могут поддерживать детей, когда они понимают различия, говоря с ними о том, что они наблюдают.

The Take Home

  1. Замечание различий между объектами, людьми и местами является частью развития ребенка.
  2. Взрослые могут поддерживать обучение детей, поощряя их замечать и размышлять о различиях в мире.
  3. Дети используют свои наблюдения, чтобы выяснить, как они должны относиться к другим и как другие должны относиться к ним.

Что говорят исследования?

  • Дети постоянно замечают различия в окружающем их мире. Это полезная стратегия, когда дети познают мир. Благодаря этому процессу критического наблюдения младенцы начинают формировать категории. Например, обнаружение различий в листьях на дереве помогает детям лучше узнать природу. Замечание различий между людьми помогает детям построить свою собственную социальную идентичность.
  • Разговоры о различиях — эффективный способ уменьшить предубеждения и расизм. Исследования показывают, что подход, основанный на «дальтонизме», или притворство, что различий не существует, неэффективен. На самом деле, если взрослые не помогут детям обработать свои наблюдения, у детей возникнут собственные представления о том, что означают эти различия.

Как это выглядит?

  • Дети могут спросить, почему один лист на дереве коричневый, а остальные зеленые. Они также могут спросить об отличиях окружающих их людей, таких как цвет кожи, ежедневные занятия и распорядок, язык и физические способности. Когда они говорят: «Эта женщина говорит забавно», они на самом деле просто дают вам понять, что замечают что-то другое. Взрослые могут помочь детям понять различия, которые они замечают.
  • Когда взрослые поощряют естественную склонность детей замечать различия, они дают детям понять, что делать наблюдения о мире — это нормально. Это связано с более поздней способностью детей использовать цикл исследования и научные рассуждения.
  • Действия взрослых влияют на отношение детей к различиям больше, чем то, что они говорят. Например, ищите детские книги, в которых представлены дети разного пола, культурной группы и способностей. Это показывает детям, что все гендеры, культурные группы и способности ценятся.

Попробуй!

  • Подумайте о своем взаимодействии с родителями и коллегами, когда замечают или указывают на культурные различия. Не всем взрослым комфортно говорить о расовых и культурных различиях по разным причинам. Взрослые могут использовать такие инструменты, как саморефлексия, рефлексия сверстников и рефлексивный контроль, чтобы думать и говорить о своем собственном опыте ощущения себя другим, чтобы помочь детям обработать то, что они наблюдают.
  • Распознавайте, когда дети замечают различия между людьми, и направляйте обсуждение. Например, если ребенок говорит, что инвалидная коляска сверстника делает его похожим на робота, вы можете сказать: «Некоторые люди передвигаются на инвалидных колясках, некоторые используют свои ноги. Оба могут идти туда, куда хотят! Но люди в инвалидных колясках такие же люди, как и вы». Поговорите. Будьте открыты к вопросам детей и проявляйте любопытство к различиям, которые они замечают. Вам не нужно знать все ответы. Очень важно быть готовым к разговору.
  • Взрослые подтверждают наблюдательность ребенка, поощряя его замечать и размышлять над тем, что он видит. Вы или родитель можете спросить: «Что произойдет, если мы поставим эту бутылку с водой в холодильник?»
  • Читать книги. Расскажите о различиях, которые появляются в книгах, которые вы читаете с детьми. Можно сказать: «У этой девушки рыжие волосы. Ее волосы выглядят иначе, чем каштановые волосы этой девушки. У меня тоже каштановые волосы. У тебя светлые волосы. Волосы бывают разных цветов».
  • Включите мероприятия, связанные с различными культурами, полами, физическими и умственными способностями, в свои запланированные учебные мероприятия. Предложите детям и семьям найти в своем доме игрушки, соответствующие культурным традициям.
  • Подумайте о своих личных предубеждениях и мировоззрении. Как они влияют на вашу работу? Размышления о личных предубеждениях и мировоззрении поощряют уязвимость и изменения как в личном, так и в профессиональном плане.

Узнать больше

  • Департамент здравоохранения и социальных служб, Управление здравоохранения меньшинств
  • Поддержка готовности к школе и успеха молодых афроамериканских мальчиков

Домашнее общение

Детям важно замечать различия и сходства в мире. Так они учатся. Вовлекайте детей в разговоры о различиях и сходствах между людьми, местами и вещами. Будьте открыты для их вопросов и наблюдений.

Разговор

Будьте открыты для вопросов вашего ребенка и интересуйтесь различиями. Спросите их, что они думают. Они узнают, разговаривая с вами.

Connect

Поговорите с ребенком о ваших семейных традициях. Почему вы едите то, что делаете в определенные праздники? Что в вашем доме представляет вашу культуру? Какие традиции вы соблюдаете? Почему они имеют смысл? Исследуйте еду и музыку из других культур и сообществ.

Распознать и направить

Направляйте и поддерживайте разговор, когда ваш ребенок узнает различия между людьми.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *