4 лет

Дидактические игры по развитию речи для детей 3 4 лет: Картотека игр по развитию речи 3-4 года | Картотека по развитию речи (младшая группа):

Содержание

Картотека игр по развитию речи 3-4 года | Картотека по развитию речи (младшая группа):

                                                    Игры по развитию речи

Что за предмет?
Цель: учить называть предмет и его описывать.
Ход.
Ребёнок вынимает из чудесного мешочка предмет, игрушку, называет его (это мяч). Вначале игрушку описывает воспитатель: «Он круглый, синий, с жёлтой полосой и т.д.»

Угадай игрушку
Цель: формировать у детей умение находить предмет, ориентируясь на его основные признаки, описание.
Ход.
На обозрение выставляются 3-4 знакомые игрушки. Взрослый сообщает: он обрисует игрушку, а задача играющих, прослушать и назвать этот предмет.
Примечание: сначала указываются 1-2 признака. Если дети затрудняются 3-4.

Кто больше увидит и назовёт
Цель: учить обозначать словом и действием части и признаки внешнего вида игрушки.
Ход.
Взрослый: У нас в гостях кукла Оля. Оля любит, когда её хвалят, обращают внимание на её одежду. Доставим кукле удовольствие, опишем её платье, туфельки, носочки.

Назови как можно больше предметов
Цель: упражнять детей в чётком произношении слов.
Ход.
Взрослый предлагает детям посмотреть вокруг себя и назвать как можно больше предметов, которые их окружают (назвать только те, что находится в поле их зрения)
Взрослый следит, чтобы дети правильно и чётко произносили слова, не повторялись. Когда малыши не смогут больше ничего назвать сами, Взрослый может задавать им наводящие вопросы: «Что висит на стене?» и т.д.

Олины помощники
Цель: образовывать форму мн. Числа глаголов.
Материал: кукла Оля.
Ход.
– К нам пришла кукла Оля со своими помощниками. Я их вам покажу, а вы угадайте, кто эти помощники и что они помогают делать Оле.
Кукла идёт по столу. Взрослый указывает на её ноги.
– Что это? (Это ноги)
– Они Олины помощники. Что они делают? (Ходят, прыгают, танцуют и т.д.)
Далее указывает на другие части тела и задаёт аналогичные вопросы, дети отвечают (руки берут, рисуют…; зубы жуют, кусают, грызут…; глаза смотрят, моргают…)

Разноцветный сундучок
Цель: учить детей при согласовании существительных среднего (женского) рода с местоимением ориентироваться на окончание слова.
Материал: шкатулка, предметные картинки по количеству детей.
Ход.

Взрослый:

Я картинки положила
В разноцветный сундучок.
Ну-ка, Ира, загляни-ка,
Вынь картинку, назови.

Дети вынимают картинку и называют, что на ней изображено.

Скажи, какой?
Цель: Учить детей выделять признаки предмета.
Ход.
Взрослый вынимает из коробки предметы, называет их, а дети указывают на какой-либо признак этого предмета.
Если дети затрудняются, воспитатель помогает: «Это кубик. Какой он?»

«Волшебный кубик»
Игровой материал: кубики с картинками на каждой грани.
Правила игры. Ребёнок бросает кубик. Затем он должен изобразить то, что нарисовано на верхней грани, и произнести соответствующий звук.
Ход.
Ребёнок вместе с воспитателем произносит: «Вертись, крутись, на бочок ложись», – и кидает кубик. На верхней грани – например, самолёт. Взрослый спрашивает: «Что это?» и просит съимитировать гул самолёта.
Аналогично разыгрываются и другие грани кубика

«Необычная песенка»
Правила игры.  Ребёнок распевает гласные звуки на мотив любой знакомой ему мелодии.
Ход.
Взрослый Однажды жуки, бабочки и кузнечики поспорили, кто лучше всех споёт песенку. Первыми выступили большие, толстые жуки. Они важно пели: О-О-О. (Дети пропевают мелодию на звук О). Затем выпорхнули бабочки. Они звонко и весело запели песенку. (Дети исполняют ту же мелодию, но на звук А). Последними вышли музыканты-кузнечики, они заиграли на скрипочках – И-И-И. (Дети напевают эту же мелодию на звук И). Тут на полянку вышли все и начали распевку со словами. И сразу же все жуки, бабочки, кузнечики поняли, что лучше всех поют наши девочки и мальчики.

«Эхо»
Правила игры. Взрослый громко произносит любой гласный звук, а ребёнок повторяет его, но тихо.
Ход.
Взрослый громко говорит: А-А-А. ребёнок-эхо тихо отвечает: а-а-а. И так далее. Можно так же использовать сочетание гласные звуков: ау, уа, эа и т.д.

«Садовник и цветы»
Цель: закрепить знания детей о цветах (лесных ягодах, фруктах и т. д.)
Ход.
Пять, шесть играющих сидят на стульях, расставленных по кругу. Это цветы. У них всех есть название (можно, чтобы играющие выбрали картинку-цветок; ведущему показывать нельзя). Ведущий-садовник говорит: «я так давно не видел чудесный белый цветок с жёлтым глазком, похожим на маленькое солнышко, не видел ромашку». Ромашка встаёт и делает шаг вперёд. Ромашка, поклонившись садовнику, говорит: «Благодарю Вас, дорогой садовник. Я счастлива, что вы захотели взглянуть именно на меня». Ромашка садится на другой стул. Игра продолжается до тех пор, пока садовник не перечислит все цветы.

Содержание этой игры можно легко изменить: «»Садовник и фруктовые деревья», «Лесовик и лесные ягоды», «Дрессировщик и его звери» и т.д.

«Кто больше действий назовёт»
Цель: активно использовать в речи глаголы, образовывая различные глагольные формы.
Материал. Картинки: предметы одежды, самолёт, кукла, собака, солнце, дождь, снег.
Ход.
Приходит Неумейка и приносит картинки. Задача детей подобрать слова, которые обозначают действия, относящиеся к предметам или явлениям, изображённым на картинках.
Например:
– Что можно сказать о самолёте? (летит, гудит, поднимается)
– Что можно делать с одеждой? (стирать, гладить, зашивать)
– Что можно сказать о дожде? (идёт, капает, льёт, моросит, стучит по крыше)
И т.д.

 «Разбуди кота»
Цель. Активизировать в речи детей наименование детёнышей животных.
Материал. Элементы костюма животных (шапочка)
Ход.
Кто-то из детей получает роль кота. Он садится, закрыв глаза, (как бы спит), на стул в центре круга, а остальные, по желанию избрав роль какого-либо детёныша животного, образуют круг. Тот, на кого укажет жестом Взрослый, подаёт голос (издаёт звукоподражание, соответствующее персонажу).
Задача кота: назвать, кто его разбудил (петушок, лягушонок и т.д.). Если персонаж назван правильно, исполнители меняются местами, и игра продолжается.

«Ветерок»
Цель. Развитие фонематического слуха.
Ход.
Дети встают в круг. Педагог произносит разные звуки. Если услышите звук, например, у, поднимите руки и медленно покружитесь.
Произносятся звуки у, и, а, о, у, и, у, а. Дети, услышав звук у, делают соответствующие движения

«Буратино-путешественник»
Цель. Ориентироваться в значении глаголов.
Материал. Кукла Буратино.
Ход.
Буратино – путешественник. Он путешествует по многим детским садам. Он расскажет о своих путешествиях, а вы отгадаете, в каких комнатах детского сада или на улице он побывал.
– Зашёл в комнату, где дети засучивают рукава, намыливают руки, вытираются.
– Зевают, отдыхают, спят…
– Пляшут, поют, кружатся…
Был Буратино в детском саду, когда дети:
– приходят, здороваются… (Когда это бывает?)
– обедают, благодарят…
– одеваются, прощаются…
– лепят снежную бабу, катаются на санках

Игры для развития речи для детей 3-4 лет: упражнения, шаблоны для скачивания

Если наблюдать за компанией детей-трёхлеток, можно удивиться, насколько отличаются их речевые навыки. Одни без проблем выражают свои мысли, делают умозаключения о предметах и явлениях. Другие с трудом выговаривают слова, ограничиваются односложными или двусложными предложениями. Дело в том, что у норм речевого развития в 3 года очень широкий диапазон. В статье расскажем, чему пора научиться малышу в 3-4 года, предложим игры и упражнения на развитие речи.

Аудио-версия статьи “ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ” Тег audio не поддерживается вашим браузером. Скачать. ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ

Содержание

Нормы речевого развития детей 3-4 лет

Игры на увеличение словарного запаса

  • Лото «Свойства предметов»
  • Карточки-противоположности
  • «Четвёртый лишний»
  • «Логические парочки»
  • Игра «Съедобное-несъедобное» с мячом

Игры на развитие силы голоса

Игры на развитие связности речи

  • Пазлы из 3-4 деталей
  • «Закончи фразу»
  • «Что перепутал художник»
  • «Хороший-плохой»
  • Определяем последовательность картинок

Игры на фонематический слух

  • «Поймай звук»
  • «Эхо»
  • Чистоговорки
  • «Звуковое мемори»
  • «Волшебная палочка»

Игры на развитие грамматических категорий

  • «Цветной сундучок»
  • «Один-много»
  • «Сенсорный мешок»
  • «Чей хвост?»
  • Склонение существительных

Речевое развитие трёхлетки предполагает большой вариант упражнений и игр. Ребёнок в этом возрасте активно пополняет словарный запас, учится правильно использовать грамматические категории, а также составлять связные предложения. Надолго внимание малыша не удержать, 15-20 минут – предел усидчивости ребёнка в 3 года. Поэтому детям больше подходят не занятия за партой, а игры, в том числе, активные, на свежем воздухе.

Развивать речь ребёнка можно во время всех бытовых дел: на пути в детский сад, во время повседневных игр и чтения сказок перед сном. Чтобы определить, в каком направлении развивать речь ребёнка, нужно понимать нормы развития в этом возрасте.

Нормы речевого развития детей 3-4 лет

Если ребёнок уже начал говорить и у него не выявлено задержки речевого развития, то, скорее всего, он молчит только когда спит. То есть, трёхлетки очень много говорят – по делу и без него, с ошибками и чисто, осмысленными предложениями и несуществующими фразами. 

Вот усреднённые нормы речевого развития детей 3-4 лет:

  • Знает и говорит свои имя и фамилию, возраст, имена родственников.
  • Обобщает предметы в группы, например, одежда, овощи и фрукты, звери, игрушки.
  • Умеет рассуждать о предметах или явлениях, описывать их, делать простые выводы.
  • Называет признаки предметов, например, яблоко зелёное, сладкое, сочное.
  • Говорит простыми предложениями, используя подлежащее, сказуемое и одно-два второстепенных члена предложения.
  • Использует глаголы.
  • Регулирует громкость своего голоса.
  • Замечает неправильное произношение звуков в собственной речи – ближе к 4 годам.
  • Повторяет за взрослым предложения и может рассказать в общих чертах сюжет истории.
  • Активный словарный запас быстро пополняется – в среднем, он достигает 800-1000 слов к 3 годам и увеличивается за последующий год ещё вдвое. Пассивный словарь значительно шире, ребёнок знает значения многих слов, что говорит об усвоении родного языка.
  • Улучшается фонематический слух. Ближе к 4 годам дети учатся различать слова, отличающиеся одной фонемой.

Во всех этих направлениях ещё можно и нужно работать, совершенствуя навыки. Со временем дети будут расширять свой словарный запас, совершенствовать навык связной речи. Особое внимание стоит уделить развитию грамматических категорий, то есть связности слов в предложениях. Так как дети к этому периоду говорят практически всеми частями речи, то их нужно научить изменять их форму по числу, роду, склонению, спряжению, времени.

Также стоит пополнять активный словарный запас, работать над памятью и мелкой моторикой – она напрямую связана с речью. Не зря многие упражнения на развитие речи проходят совместно с совершенствованием мелкой моторики, например, с прописями или раскрасками.

К особенностям речевого развития в 3-4 года и трудностям можно отнести:

  • Появление словотворчества. Дети активно придумывают новые слова, используя суффиксы и приставки из других слов, соединяя корни, используя за основу буквально всё, что было услышано.
  • Сокращение длинных слов. Пропускается, как правило, или начало, или середина.
  • Перестановка букв в середине слова.
  • Пропуск согласных звуков при их стечении.
  • Неправильное произношение сонорных и шипящих.
  • Смягчение согласных там, где стоит твёрдый звук.

В течение года, занимаясь с ребёнком, вы заметите, что он будет пропускать всё меньше звуков, станет реже переставлять слоги. К 4 годам при правильном развитии его речь станет чище и совершеннее, она наполнится новыми словами и более сложными синтаксическими конструкциями.

Развивая речь, нужно уделить внимание не только словесным играм. Важно развивать и другие умения:

  • Логика помогает составлять логично построенные предложения, осмысленные высказывания. Она необходима при выполнении таких заданий, как расставить картинки по порядку и рассказать по ним историю.
  • Память и внимание. Чем лучше ребёнок будет воспринимать и запоминать информацию и детали, тем больше слов он будет использовать в речи, лучше будет составлять пересказ истории. Большинство норм языка ребёнок не изучает, а просто запоминает. И хорошая память – это прямая дорога к так называемой «врожденной грамотности».
  • Мелкая моторика отвечает за координацию движений пальцев рук. Участок мозга, отвечающий за мелкую моторику, находится очень близко с тем, который распознаёт и синтезирует речь. Поэтому дети, любящие перебирать крупы и быстро осваивающие точные движения руками, скорее начинают говорить.

Поэтому большинство игр и упражнений будут не только увеличивать словарный запас и тренировать произношение, но и совершенствовать логику, память, внимание, мелкую моторику.

Игры на увеличение словарного запаса

Родители наращивают словарный запас малыша каждый раз, когда разговаривают с ним во время прогулки или дома, рассказывают обо всех предметах и явлениях, которые они видят, читают вместе книжки. Скороговорки, загадки, пословицы, пересказ мультфильмов – всё это может стать основой для обсуждения новых слов.

В повседневной жизни учите детей сравнивать предметы, находить общие и отличные черты. Чаще посещайте новые места, ведь в них можно встретить что-то неизвестное: предметы, явления, события, а это материал для беседы.

Лото «Свойства предметов»

Распечатайте материалы для лото, скачать их можно по ссылке ниже.

Карточки со словами разрежьте по пунктирной линии, всего их будет 72 штуки. Всем участникам игры раздайте по одинаковому количеству карточек с предметами. Играть можно как с компанией детишек, так и наедине с ребёнком, тогда половина картинок будет перед родителем.

Скачать лото

Взрослый достаёт карточку со словами и зачитывает их. Ребёнок находит предмет, к которому подходят все три свойства в одной карточке, и закрывает его, как в обычном лото. Например, хрупкий, прозрачный и стеклянный – стакан. Побеждает тот, кто первый закроет все 6 картинок в карточке, хотя, в этой игре явно важнее не победа, а участие.

Карточки-противоположности

Распечатайте карточки с антонимичными словами. Сперва просто смешайте их и попросите ребёнка найти ту или иную карточку по картинке на ней. Затем из стопки карточек пусть ребёнок найдёт противоположность тому предмету, который показываете вы.

Скачать карточки

Когда все пары подобраны, можно взять карточки на прогулку. На улице с ними удобно играть в находилки. Вытянули карточку «холодный» и начали искать, что холодного может найтись на улице? Потом можно взять пару противоположностей и по очереди называть, к чему она подходит. К примеру, взяли «быстрый/медленный» и начали перечислять, что бывает быстрое, а что – медленное.

«Четвёртый лишний»

Игра направлена на группировку предметов, изучение обобщающих слов, а также на развитие логики. Из четырёх предметов на картинке ребёнок должен определить то, которое отличается по свойствам, а потом объяснить свой выбор. Например, среди фруктов попался овощ.

Карточки для игры можно скачать тут:

Скачать карточки

«Логические парочки»

Игра развивает логику, память, внимание и увеличивает словарный запас. Для игры вам понадобятся картинки с логическими парами, например, гриб и лукошко, ключ и замок. Скачать их можно по ссылке ниже.

Скачать карточки

Сперва познакомьте ребёнка с картинками, пусть он найдёт логические пары. Возможно, ему вспомнятся ещё какие-то ассоциации, поддерживайте его в этом, подумайте, как продолжить каждый ряд новыми словами, вместе.

Потом потренируйте память. Выложите на стол 3-4 пары, пусть ребёнок постарается их запомнить. Затем уберите каждую вторую парную карточку, малышу нужно будет самому вспомнить, какие картинки там были. Постепенно можно увеличивать количество логических пар на столе.

Игра «Съедобное-несъедобное» с мячом

Играть можно один на один с ребёнком или в компании детей, главное условие игры – чтобы все участники умели отбивать мяч. Правила просты: ведущий встаёт напротив игроков и по очереди кидает всем мяч, сопровождая бросок словом. 

Участник должен поймать мяч, если сказанное слово съедобное (фрукты, овощи, блюда, напитки), и отбить его, если оно несъедобное. Ведущий меняется с игроком местами, когда тот ошибается, например, ловит «несъедобный мяч».

Игры на развитие силы голоса

Игры направлена на то, чтобы ребёнок учился менять громкость, тембр голоса и скорость речи. Несколько вариантов игр:

  • «Мамы и малыши». Играть можно с изображениями животных или игрушками. Взрослый показывает собачку со словами: «Как говорит собака? Она громко лает: гав-гав-гав», гавкать нужно низким тембром, ребёнок повторяет также. Потом показываем щенка: «А щенок лает тоненьким голоском: гав-гав-гав», соответственно, тембр голоса должен быть выше, голос тоньше. Ребёнок старается повторить. Таким образом можно перебрать разных зверушек, это же поможет повторить, кто лает, кто блеет, а кто ржёт.
  • «Вьюга». Ветер воет «у-у-у». Попросите ребёнка показать, как воет ветер. Теперь произносите команды: «поднялась вьюга» – громкое «у-у-у», «вьюга кончается» – тихое «у-у-у», «вьюга кончилась» – тишина. Важно, чтобы ребёнок снижал и увеличивал силу и громкость голоса плавно, для этого можно «дирижировать» рукой: чем она выше, тем сильнее вьюга.
  • «Быстро-медленно». Играть также можно с игрушками или картинками. Например, берём барабан и рассказываем: «Барабанщик стучит по барабану бом-бом-бом (медленно). Музыка стала быстрее, как стучит барабанщик? Бом-бом-бом (быстрее). Очень-очень быстро звучит барабан: бом-бом-бом». Ребёнок должен повторять звучание предмета с такой же скоростью. Таким же образом можно менять скорость капель дождя, прыжков зайца, стука колёс поезда и так далее. Здорово, если при этом вы вместе с ребёнком будете имитировать движения предметов руками.
  • «Позови друга». Расставьте игрушки на разном расстоянии от ребёнка. Его задача – позвать всех к столу фразой «Зайчик (мишка, кукла), иди кушать». Чем дальше стоит игрушка, тем громче нужно говорить, но при этом не переходить на крик.
  • «Испорченный телефончик». Классическая игра предполагает несколько участников, но в упрощённый вариант можно играть и вдвоём с ребёнком. По очереди тихо говорите на ухо слово или словосочетание, второй игрок должен произнести его громко. Можно выбирать смешные словосочетания или задать тематику игры, например, «что ты любишь на обед». И перечислять шёпотом варианты на ухо. Осторожно: игра может вызвать хохот!

Интонации хорошо развивает чтение книг по ролям и создание домашнего театра. Конечно, читать ребёнок в 3 года ещё не умеет, но реплики зверушек из «Теремка» может запомнить. А писк мышки-норушки сильно отличается от рёва медведя.

Игры на развитие связности речи

Ребёнку часто бывает трудно перейти от произношения отдельно стоящих слов к целым фразам и предложениям. Слова часто стоят не на своём месте или вовсе забываются. Говорить предложениями – целая наука, помогите ребёнку в этом!

Пазлы из 3-4 деталей

Можно соединять животное с детёнышем, а также с местом обитания и едой. Когда ребёнок соединит пазл, обязательно поговорите о каждом животном. По собранной картинке можно сделать небольшой рассказ: что ест, где живёт зверёк.

Скачать пазлы

Дополните рассказ своими сведениями, например, как говорит каждое животное (коза блеет, собака лает), какую пользу приносит людям (корова даёт молоко, овца – шерсть). Можно купить пластиковые, деревянные, картонные пазлы или распечатать на бумаге по шаблону.

«Закончи фразу»

Взрослый начинает предложение, а ребёнок его продолжает. Это непросто, потому что ему понадобится, во-первых, придумать слово, во-вторых, поставить его в нужную форму, в-третьих, следить за сюжетом. Связывайте фразы в 2-3 так, чтобы они составляли короткий сюжет, отталкивайтесь от ответов ребёнка.

Например:

  • Мама: Утром Серёжа проснулся и пошёл в…
  • Ребёнок: детский сад.
  • М: Там он встретил…
  • Р: воспитательницу.
  • М: Воспитательница позвала его…
  • Р: кушать кашу.

«Что перепутал художник»

Картинки с логическими ошибками называются нелепицы. Для возраста 3-4 года нужно брать простые картинки с одной заметной ошибкой. 

Скачать картинки

Задача ребёнка простая: посмотреть на картинку, объяснить, что перепутал художник, а главное, рассказать, как должно быть правильно. Задание развивает логику, память, а также увеличивает словарный запас и способствует связности речи. Картинки-нелепицы можно скачать по ссылке.

«Хороший-плохой»

Для игры подойдёт любая простая сказка, например, «Красная Шапочка». После прочтения предложите ребёнку объяснить, какой герой хороший, а какой плохой. 

Но нужно не только давать определение, а объяснить, почему. Например, Красная Шапочка хорошая, потому что она несёт бабушке гостинец.

Определяем последовательность картинок

Построение логической фразы всегда опирается на определение последовательности слов, событий. Научиться правильно выстраивать последовательности можно по простым картинкам. 

Скачать карточки

Распечатайте, разрежьте их и попросите ребёнка расставить их по очереди. Затем спросите, что происходит на картинках. Если малыш уже приступил к изучению цифр, то можно разложить и нумерацию картинок.

Игры на фонематический слух

С этими играми ребёнок научится прислушиваться к тому, что звучит со всех сторон – это и слова, и звучание разных предметов. Различая разные звуки, ребёнок учится их дифференцировать в чужой речи и, впоследствии, в своей.

«Поймай звук»

Игра направлена на вычленение звуков, их различение на слух. Сажаем ребёнка перед собой и говорим: «Сегодня будут работать наши ушки. Им нужно слушать и узнавать звук. 

Когда ты услышишь звук «У», лови его в ладошки руками – хлопай». Затем закройте рот листом бумаги, чтобы малыш ориентировался только на слух. Произносите гласные звуки, протягивая их, радуйтесь «пойманным» ребёнком звукам.

Грибник потерялся в лесу, он кричит «АУ», а эхо ему вторит. Сейчас ребёнок будет играть за эхо, которое передразнивает грибника. Произносите разное сочетание гласных, а ребёнок будет их повторять.

Чистоговорки

Короткие стишки помогают оттачивать произношение определённого слога. Это отличный способ закрепить различение мягких и твердых фонем, для этого чередуйте сперва одно звучание, затем другое. 

Скачать чистоговорки

Например, со-со-со, затем се-се-се. Карточки с чистоговорками можно скачать по ссылке выше, при частом повторении ребёнок сам будет рассказывать стишок, глядя на картинку.

«Звуковое мемори»

Вам понадобится много (не менее 10) одинаковых коробочек или непрозрачных контейнеров. Отлично подходят коробки из-под спичек или яйца из-под киндеров. В них нужно засыпать какие-то мелкие предметы так, чтобы коробочки составили пары. 

Можно засыпать: песок, горох, пшено, скрепки, бисер, пуговки, стразы и другие мелочевки. Задача ребёнка простая – трясти коробочки, прислушиваться с звучанию и находить звуковые пары.

«Волшебная палочка»

Возьмите деревянную палочку и покажите, как она может заставлять предметы звучать. Постучите палочкой по разным предметам – по мягкой мебели, металлической кастрюле, деревянной ножке стола. 

Возьмите палочку с собой на прогулку, чтобы проверить её волшебство и услышать ещё больше звуков.

Игры на развитие грамматических категорий

Возраст от 3 до 4 лет – самый важный для правильного грамматического согласования слов внутри фразы. Сперва ребёнок осваивает согласование прилагательное+существительное по роду и числу, затем более сложные сочетания: с глаголами, числительными, а также с существительными в косвенных падежах.

«Цветной сундучок»

Попросите ребёнка собрать цветной сундучок с сокровищами. Это коробка, в которую нужно положить свои игрушки и другие предметы одного цвета. После того, как первое задание будет выполнено, нужно рассмотреть сокровища и сделать их «опись».

Для этого по очереди доставайте игрушки и предметы, называя их. Конечно, вместе с выбранным цветом. Например, если ребёнок собирал синий сундук, «опись сокровищ» может выглядеть так: «Синий мяч, синяя кукла, синее перо, синие колготки». Таким же образом поступите с другими цветами.

«Один-много»

Раскладывая карточки с одним и несколькими предметами, можно закрепить образование словосочетаний во множественном числе. 

Скачать карточки

Показывайте одну карточку и говорите, что на ней нарисовано: «У меня одна лягушка», доставайте вторую со словами: «У тебя много лягушек». Потом можно усложнить игру, считая предметы. Согласование слов будет меняться: «Один заяц, два зайца, пять зайцев». Скачать карточки можно по ссылке выше.

«Сенсорный мешок»

Соберите в непрозрачный пакет разные небольшие предметы. Они должны быть разными по тактильным ощущениям, изготовлены из разных материалов, например, резиновый мячик, пластиковая вилка, деревянный кубик, стеклянный стакан, металлическая ложка, шерстяные носки, меховой воротник, бумажная тетрадь и так далее.

Задача ребёнка – с закрытыми глазами достать предмет, потрогать его, определить, из чего он сделан. Если с закрытыми глазами ребёнок затрудняется с ответом, снимите повязку. Проговаривайте каждый раз: мячик из резины – резиновый мячик. Дополнительно можно описать и другие характеристики предмета: металлическая ложка холодная, пластиковая вилка острая.

«Чей хвост?»

Это игра с прищепками, поэтому она не только развивает умение создавать притяжательные прилагательные, но и направлена на мелкую моторику.  

Скачать картинки

Ребёнку нужно прикрепить хвосты животным, проговаривая каждый раз: «Это хвост лисы. Чей хвост? Лисий». Картинки для скачивания по ссылке выше.

Склонение существительных

Конечно, ребёнок не будет заучивать падежные окончания. Но интуитивно он уже учится подбирать правильные окончания. Тренировать и закреплять это умение можно, играя в вопрос-ответ. Задавайте вопросы так, чтобы получить ответ в нужном падеже:

  • Винительный: Кого увидела собака на дереве? Белку. Что несёт мальчик в портфеле? Книжки.
  • Предложный: На ком красное платье? На девочке. На чем катается мальчик? На самокате.
  • Дательный: Кому мальчик наливает молоко? Кошке. К чему девочка пришивает пуговицу? К кофте.
  • Творительный: С кем гуляет девочка? С собакой. Чем мама режет капусту? Ножом.
  • Родительный: У кого котята? У кошки. Чего много на яблоне? Яблок.

Этими играми не ограничиваются занятия на развитие речи с трёхлеткой. Ребёнок в период 3-4 лет представляет собой очень плодородную почву – сколько семян посадишь, столько ростков и взойдёт. Поэтому так важно много говорить с ребёнком, читать и, конечно, играть в игры на развитие речи.

15 интерактивных языковых занятий для дошкольников

  • Поделиться
  • Электронная почта

Развитие речи является важной частью общения в раннем возрасте.

Дети начинают учить язык очень рано. Те забавные воркующие звуки, которые родители издают своим детям, являются первыми шагами на пути развития речи.

В первые годы дети должны развивать как свои рецептивный и выразительный язык .

Вот несколько замечательных языковых занятий для дошкольников.

Как развивать речь посредством деятельности

Язык — это то, что дети усваивают по мере взросления и обучения. Лучший способ развивать речь — это взаимодействие.

Чтобы взаимодействовать с детьми, нужно проводить с ними время, а лучшие возможности для обучения открываются во время игры.

Этот пост содержит партнерские ссылки на образовательные продукты, которые я лично рекомендую. Если вы покупаете через один из них, я получаю комиссию без каких-либо дополнительных затрат для вас. Прочтите условия для более подробной информации.

15 Интерактивные языковые занятия для дошкольников

Вот несколько простых и веселых языковых заданий.

1. Рассказывание историй

Книги и рассказывание историй — один из лучших способов поощрения речи.

Читайте истории, соответствующие возрасту, или просто рассказывайте истории по картинкам. Начните ранний книжный опыт с настольными книгами и используйте сенсорные книги, чтобы побудить ваших детей трогать и чувствовать предметы на картинках.

Моими абсолютными фаворитами и самыми познавательными являются все книги Джулии Дональдсон и доктора Сьюза .

Нет конца путям, которые вы можете исследовать, и языку, который вы можете развивать с помощью книг.

2. Выпечка

Кухня предлагает много языковых возможностей. Это шанс поощрить языковое развитие, пока вы готовите что-нибудь вкусненькое.

Подсчет, взвешивание и измерение – все это неотъемлемая часть выпечки.

Выпечка печенья из мягкого теста, которое можно раскатать и вырезать, вероятно, является одним из лучших занятий по выпечке для дошкольников. После того, как вы испекли печенье, вы можете проявить творческий подход и украсить его глазурью и посыпкой.

Завершите сеанс «пекарь-пекарь» чаепитием и поделитесь своим печеньем с остальными членами семьи.

3. Конструкторы

Выбирайте конструкторы, соответствующие возрасту. Лего — одна из лучших игрушек (вот отличный набор), но, возможно, вашему юному дошкольнику удобнее кубики.

Игра в кубики является жизненно важной частью обучения. Выберите набор деревянных брусков хорошего качества .

Конструкторы дают вам возможность поговорить о размере и форме. Используйте строительные игрушки, чтобы следовать инструкциям и строить башни или замки. Затем играйте с тем, что вы построили.

4. Музыкальные игры

Дети любят двигаться под музыку и играть в музыкальных игр .

Вот несколько идей:

  • Играйте под песни, чтобы танцевать, и хлопайте в ладоши в такт.
  • Играйте на музыкальных фигурках и подпевайте музыке.
  • Принесите ударные инструменты, если они у вас есть.
  • Сделайте свой собственный шейкер из фасоли в контейнере.
  • Узнайте о звуке — громкие и тихие, быстрые или медленные, веселые или грустные песни.
  • Пойте известные песни для развития речи.

5. Коробка для переодевания

Коллекция переодевания подтолкнет к фантазийным и ролевым играм. Дети могут притворяться кем-то другим и использовать новую лексику в своей воображаемой роли.

Найдите старые шляпы и шали в благотворительных магазинах или посетите магазины для вечеринок, чтобы купить парики и забавные маски. Присоединяйтесь к веселью и одевайтесь.

6. Книги с картинками

Книги с картинками и научно-популярные книги открывают большие возможности для развития речи.

Многие книжки с картинками посвящены определенным темам. Глядя на страницу о ферме, например, вы учитесь разнообразить словарный запас, связанный с фермами.

Узнайте, чем интересуются ваши дети. Ищите разные темы и поощряйте указывать на картинки и называть их.

Некоторые книжки с картинками представляют собой книги-головоломки со спрятанными предметами на картинках или картинки-найди отличия . Эти книжки с картинками развивают навыки наблюдения, а также стимулируют речь.

7. Садоводство

Выходить в сад и ценить природу — отличный способ увеличить словарный запас. Изучение растений и уход за ними — ценные жизненные навыки.

Если у вас нет доступа к саду, попробуйте вырастить что-нибудь в горшке или вырастить травы на кухне. Посещение парка или заповедника будет стимулировать изучение словарного запаса на свежем воздухе.

8. Кукольные спектакли

Игра с марионетками и создание кукольных спектаклей прекрасно развивают речь.

Дети могут свободно разговаривать через своих кукольных друзей. Держать марионетку в каждой руке — это возможность для разговора между двумя марионетками.

Дети любят устраивать кукольные представления. Они могут рассказать любимую сказку с помощью кукол и развлечь всю семью.

Сделайте своих собственных марионеток или используйте набор ручных марионеток как эти .

9. Сумки Touchy-Feely

Это очень хороший способ побудить детей описывать предметы.

Вам понадобится матерчатый мешок, чтобы положить в него мелкие предметы, чтобы их не было видно. Выберите предметы в доме, например, маленький мячик, чайную ложку, карандаш и так далее.

Предметы кладутся в сумку, и ваш ребенок опускает руку в сумку, чтобы потрогать одну из них. Затем вам описывают товар. Вы должны угадать, что это такое.

10. Игры с песком и сенсорные лотки

Сенсорный словарный запас развивается благодаря игре с песком и сенсорным лоткам. Сенсорный лоток, наполненный различными предметами, поощряет речь, когда ваши дети прикасаются к предметам на лотке и говорят о них.

Выбирайте вещи разной фактуры и размера. Смешайте их для сортировки опыта. Ищите такие вещи, как пуговицы, пробки, камушки, макароны, блоки и Lego.

Песочница под тенистым деревом — это всегда тема для разговора и возможность копать, строить и играть с песочными игрушками.

11. Веселье с бумажными тарелками

Бумажные тарелки настолько универсальны, что вы можете делать с ними множество занятий и поделок. Имейте кучу в запасе на дождливые дни.

Держите коробку с творческими отходами, такими как наклейки, клей, шерсть, кусочки войлока, старые журналы, цветная клейкая бумага и маркеры и марки . Пусть ваши дети экспериментируют с изготовлением масок и других творческих поделок.

12. Фантазийная игра дома

Создание фантастических сценариев дома действительно поощряет речь и помогает детям получить разнообразный социальный опыт, не выходя из дома.

Вот несколько идей для фэнтезийной игры:

  • Оборудуйте магазин и поиграйте в «магазин».
  • Устройте чаепитие и пригласите друга нарядиться.
  • Сыграйте свадьбу или вечеринку или просто сыграйте в «домик».

Присоединяйтесь к языковому опыту.

13. Детские стишки и пальчиковые игры

Произнесение рифм и разучивание игры пальцами помогает развивать речь посредством повторения и запоминания слов рифмы. Повторение очень важно в изучении языка.

Если вы не знакомы с извечными любимцами , купите диск или послушайте песни на YouTube.

Вождение автомобиля — идеальное время, чтобы поиграть в детские стишки (и словесные игры). Совместное пение забавных песенок увеличит словарный запас вашего ребенка в увлекательной игровой форме.

14. Рисование

Дети любят рисовать, и это отличная возможность узнать о цветах. Это может быть грязно, но обучение уборке добавляет еще одно измерение в развитие словарного запаса, особенно если вы используете веселые песни для уборки.

Существует множество различных способов использования краски. Попробуйте рисовать пальцем или печатать красками. В этой статье о художественной деятельности есть еще примеры.

Нарисовать картинку — отличный способ помочь детям выразить свои чувства, обсуждая картинку.

15. Карточные игры

Существует множество карточных игр, которые способствуют развитию словарного запаса . Подходящие пары (набор для скачивания в конце поста), снэпы и счастливые семьи — вот лишь некоторые из них.

Игра в карты развивает социальное взаимодействие и словарный запас, связанный с игрой. Прежде чем начать игру, убедитесь, что у ваших детей есть словарный запас, необходимый для использования карточек.

Советы по развитию языковых навыков

Ключом к развитию речи является взаимодействие, а вместе с взаимодействием приходит и поощрение. Вот несколько советов, которые помогут поощрять детей в развитии речи.

  • Обращайте внимание на своих детей, когда они разговаривают с вами.
  • Хвалите хорошую речь и словарный запас.
  • Помогите с новыми словами, повторяя их.
  • Добавляйте фразы или слова и увеличивайте словарный запас (например, ваш ребенок говорит «мой мяч», а вы говорите: «да, твой мяч большой»).
  • Никогда не высмеивайте ошибки – аккуратно исправьте, правильно повторив предложение.
  • Используйте телевизор и экраны экономно.
  • Проверьте своих детей на ушные инфекции.
  • Говорите о том, что вы делаете, занимаясь своими повседневными делами.
  • Будьте хорошим образцом для подражания.

Дети учат новые слова с невероятной скоростью. Они как маленькие губки впитывают каждое услышанное слово.

Какая радость быть частью их опыта изучения языка!

Получите БЕСПЛАТНЫЙ доступ к печатным головоломкам, историям, наборам заданий и многому другому!

Присоединяйтесь к программе Empowered Parents +, и вы получите загружаемый набор из печатных головоломок, игр и рассказов , а также набор «Обучение через игру» , который включает целый год занятий для детей от 3 до 6 лет. старые
Бесплатный доступ навсегда.

Регистрация бесплатной учетной записи Grow выполняется быстро и легко. Она позволит вам добавлять в закладки статьи для последующего чтения на этом веб-сайте, а также на многих веб-сайтах по всему миру, использующих Расти .

  • Поделиться
  • Электронная почта

9 Игры, книги и приложения для развития речи для малышей

Выберите тему

Самый популярный

29 нравится

14 февраля 2022 г. Как логопед и автор блога для Speech Blubs мне довольно регулярно задают вопросы о том, какие игры, книги и приложения для малышей могут использовать родители дома для развития речи и языковых навыков.

Эти материалы предназначены для детей с диагностированной задержкой речи, но также могут быть использованы для детей с нарушениями артикуляции (не могут произносить звуки, необходимые для четкой речи).

От практики SLP до вашего дома

Если вы читали мои блоги, то знаете, что я мама трехлетней девочки Норы и семимесячного мальчика Николаса.

Многие из этих предметов я купил для своих детей, чтобы улучшить их речь и словарный запас. Моя дочь «типична» и ее речь считается «продвинутой» для ее возраста, а мой сын, ну… мой сын просто любит кричать и держаться за руки в этот момент, НО его речь соответствует его возрасту (например, гласная звуки, дует и использует свой голос).

Я говорю вам об этом, потому что знаю, как важно для родителя видеть, что ваш ребенок успешен, И иметь возможность общаться. Предметы помогли не только моим детям, но и ученикам, с которыми я работаю в раннем вмешательстве и на частной практике.

Ускорьте развитие речи вашего ребенка!

Улучшите языковые и коммуникативные навыки с помощью увлекательного обучения!

Начать бесплатную пробную версию

Игры для развития речи для малышей

1.

Sneaky Snacky Squirrel

Sneaky Snacky Squirrel — это игра для детей от 3 лет, которые готовятся к дошкольному образованию. Чтение не требуется, и это здорово! Он учит вашего ребенка цветам, следованию направлению и навыкам поворота. Вы также можете поработать над подсчетом, потому что для победы в играх нужно собрать определенное количество желудей.

2. Раздави поросенка

Подбери поросенка — игра, в которой обучают счету, числам, цветам и базовому словарному запасу. Вы продолжаете кормить свинью различными предметами (возможность научить словарному запасу) и давить на ее живот, пока она не “лопнет”. Количество раз, которое вы толкнете его в живот, зависит от числа, которое выпадет на кубике.

3. Hi Ho Cherry-O

Hi Ho Cherry-O — очень распространенная дошкольная игра, в которую я часто играю со своей дочерью. Эта игра обучает счету, повороту, распознаванию цветов и даже навыкам раннего сложения и вычитания . Это очень похоже на игру Sneaky Snacky Squirrel, но с вишнями.

4.

What’s in the Cat’s Hat

What’s in the Cat’s Hat — еще одна замечательная игра от доктора Сьюза. Они создали кучу крутых игр для детей, но эта мне больше всего нравится как мама и терапевт. Он работает с вопросами , памятью и отзывом, очередностью, выполнением указаний и дедуктивными рассуждениями . Все это важные навыки, которые понадобятся детям в дошкольных учреждениях, детском саду и в начальной школе.

Книги для развития речи для малышей

1.

Утка и гусь

Утка и гусь Тэда Хиллса — отличная книга для развития речи у маленьких детей. Эти двое всегда что-то замышляют и поощряют много слов по пути. (Бонус? У них действительно сухое чувство юмора, которое я очень люблю и ценю.)

Эти книги всегда ориентированы на ранние языковые навыки, такие как пространственные понятия и вопросы «да/нет» , чтобы назвать несколько, не будучи книгой, посвященной исключительно этим понятиям. . Как правило, существует ситуация «проблема/решение», которая создает отличные возможности для упорядочивания, пересказа и прогнозирования для малышей.

2.

Книги для осязания

Книги для осязания существовали НАВСЕГДА, но они должны быть в этом списке. У них есть фотографии из реальной жизни, минимум слов и возможности текстуры, чтобы увеличить словарный запас, ответить на вопросы «WH», описать и изложить мнение .

3. Книги для малышей Priddy

Книги для малышей Priddy — это мои любимые книги как мамы и путешествующего логопеда. Когда я проводил раннее вмешательство, я рекомендовал их каждой семье, и это были (почти) единственные книги, которые я брал с собой домой.

Книги разделены на категории, а также есть несколько выпусков «первого слова». Бонус? Они используют настоящие фотографии во всех своих книгах. Моя дочь до сих пор любит подсказывать нам слова для картинок и не откажется от своей книги, поэтому нам пришлось купить Николасу его собственный *вставьте закатанный глаз*. «Первым словом ребенка будет папа » Джимми Фэллона — это новая книга, которую я только что подарил своему сыну на Рождество. Мало того, что Джимми Фэллон очень смешной, так еще и его книге 9 лет.0015 отлично подходит для обучения названиям и звукам животных, большим/маленьким, вопросам да/нет и повторяющимся словам .

5. Книга/песни для игры пальцами

Книга/песни для игры пальцами очень хороши, и существует множество различных вариантов. Эти самые любимые у моей дочери. На самом деле, у нас есть около 4 звуковых книг Wheels on the Bus, потому что все они делают разные вещи. Вы не ошибетесь с тем, что выберете!

Помимо этого — Speech Blubs — лучший друг вашего ребенка в обучении

Приложение Speech Blubs — это обучающий инструмент, который помогает детям дошкольного возраста быстро начать говорить. Это приложение, одобренное SLP, основано на науке о зеркальных нейронах и видеомоделировании, чтобы заставить детей говорить.

Родителям также нравится, потому что он предлагает качественное смарт-экранное время . Родители могут заниматься со своим ребенком, позволить ему / ей быть ответственным и регулярно практиковаться с ними, играть в ролевые игры, как будто завтра не наступит, делать много фотографий и подкупать своего ребенка цифровыми конфетами.

Посмотреть эту публикацию в Instagram

@speechblubs на ее 2-летнем осмотре сказали, что ей может понадобиться логопед!? Ну посмотри на нее сейчас! Так много работает, благослови ее! Это приложение @speechblubs потрясающее, веселое и такое увлекательное. Как видите, ей это нравится! Ее онлайн-оценка рекомендует 5-10 минут в день. Она хочет использовать его намного больше, и менее чем за неделю набрала так много …. Раньше Панарна была наной, и пицца была для нее невозможна, чтобы она сюсюкала вокруг. Спасибо @speechblubs, вы получаете от нас 10/10. #реклама (пролистните, чтобы увидеть, как она снова отчитывает меня!!!) #minidivaprincess . . . . #learningapp #toddlerfun #luvtoshare854 #mamz88 #unitycircle1 #speechblubs #speechtherapy #toddlerlearnng #learningisfun #viral #shessoadorable #cutestkids #cheekykids #pizza #learningnumbers #toddleinfluencer #mamasandpapas #babiescare #toddlervideologhairstyles #babyfmixedlerbunches #curlykids #curlykids #videoreview #toddlerreview #movincommup

Сообщение, опубликованное сестрами-моделями/инфлюенсерами (@freyajoss_and_babyellahope)

Speech Blubs состоит из 25 разделов с более чем 1500 видами деятельности (включая новые слова еженедельно, построение предложений, числа, цвета). , песни и т. д.), а главное, в роликах участвуют дети.

Ребенку больше нравится использовать это для речевой деятельности, чем если бы я сам моделировал звуки. Использование детей в нем для моделирования звуков и устных моторных звуков гораздо более увлекательно для вашего малыша.

@LarissaCasamento

Практические способы его использования родителями: это на ходу

  • и даже создание распорядка перед школой.
  • Вот увидите, дети очень увлекаются! Speech Blubs поможет превратить вокализации вашего ребенка в лепет (мы называем их «бубны»), а затем в слова!

    Бесплатная оценка!

    Пройдите этот тест и получите отчет о достижениях вашего ребенка и индивидуальный план обучения.

    Начать оценку

    Есть вопрос к нашим логопедам?

    2-летний 3-летний 4-летний Развитие речи

    Взгляды автора полностью принадлежат ему или ей и могут не отражать взгляды Blub Blub Inc.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *