Возрастные особенности детей 12 13 лет: Доклад к родительскому собранию «Возрастные особенности детей 12-13 летнего возраста» | Учебно-методический материал (6 класс) по теме:
Доклад к родительскому собранию «Возрастные особенности детей 12-13 летнего возраста» | Учебно-методический материал (6 класс) по теме:
Доклад «Возрастные особенности детей 12-13 летнего возраста»
Подростковый возраст — остро протекающий переход от детства к взрослости. С одной стороны, для этого сложного периода показательные негативные проявления, дисгармоничность в строении личности, вызывающий характер его поведения по отношению к взрослым. С другой стороны, подростковый возраст отличается и множеством положительных факторов: возрастает самостоятельность ребенка, более разнообразными и содержательными становятся отношения с другими детьми и взрослыми, значительно расширяется сфера его деятельности и т. д. Главное, данный период отличается выходом ребенка на качественно новую социальную позицию, в которой формируется его сознательное отношение к себе как члену общества.
Важнейшей особенностью подростков является постепенный отход от прямого копирования оценок взрослых к самооценке, все большая опора на внутренние критерии. Представления, на основании которых у подростков формируются критерии самооценки, приобретаются в ходе особой деятельности — самопознания. Основной формой самопознания подростка является сравнение себя с другими людьми — взрослыми, сверстниками.
Поведение подростка регулируется его самооценкой, а самооценка формируется в ходе общения с окружающими людьми. Но самооценка младших подростков противоречива, недостаточно целостна, поэтому и в их поведении может возникнуть много немотивированных поступков. Первостепенное значение в этом возрасте приобретает общение со сверстниками. Общаясь с друзьями, младшие подростки активно осваивают нормы, цели, средства социального поведения, вырабатывают критерии оценки себя и других, опираясь на заповеди «кодекса товарищества». Внешние проявления коммуникативного поведения подростков весьма противоречивы. С одной стороны, стремление во что бы то ни стало быть такими же, как все, с другой — желание отличиться любой ценой; с одной стороны, стремление заслужить уважение и авторитет товарищей, с другой — бравирование собственными недостатками. Страстное желание иметь верного близкого друга сосуществует у младших подростков с лихорадочной сменой приятелей, способностью моментально очаровываться и столь же быстро разочаровываться в бывших «друзьях на всю жизнь».
Главное значение получаемых в школе отметок состоит в том, что они дают возможность занять в классе более высокое положение. Но если положение можно занять за счет проявления других качеств — ценность отметок падает. Учителей ребята воспринимают через призму общественного мнения класса. Поэтому подростки идут на конфликт с учителями, нарушают дисциплину и, чувствуя молчаливое одобрение одноклассников, не испытывают при этом неприятных субъективных переживаний.
Подросток во всех отношениях обуреваем жаждой «нормы» — чтобы у него было «как у всех», «как у других». Но для этого возраста характерна как раз диспропорция, то есть отсутствие «норм». Разница в темпах развития оказывает заметное влияние на психику и самосознание.
Сравнивая развитие рано (акселераты) и поздно созревающих мальчиков-подростков: можно прийти к выводу, что первые имеют ряд преимуществ перед вторыми. Мальчики-акселераты увереннее чувствуют себя со сверстниками и имеют более благоприятный образ «Я». Раннее физическое развитие, давая преимущества в росте, физической силе и то по, способствует повышению престижа у сверстников и уровня притязаний.
Именно в этот период происходит интенсивное развитие внутренней жизни; наряду с приятельством возникает дружба. Меняется содержание писем, которые теряют свой стереотипный и описательный характер, в них появляются описания переживаний; делаются попытки вести интимные дневники и начинаются первые влюбленности.
«Подростковый комплекс» Резко выраженные психологические особенности подросткового возраста получили название «подросткового комплекса». «Подростковый комплекс» включает перепады настроения — от безудержного веселья к унынию и обратно — без достаточных причин, а также ряд других: полярных качеств, выступающих попеременно. Чувствительность к оценке посторонними своей внешности, способностей, умений сочетается с излишней самонадеянностью и безапелляционными суждениями в отношении окружающих. Сентиментальность порою уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость — с развязностью, желание быть признанным и оцененным другими — с показной независимостью, борьба с авторитетами, общепринятыми правилами и распространенными идеалами — с обожествлением случайных кумиров, а чувственное фантазирование — сухим мудрствованием. Подростки исключительно эгоистичны, считают себя центром вселенной и единственным предметом, достойным интереса, и в то же время в один из последующих периодов своей жизни они не способны на такую преданность и самопожертвование. Они могут страстно любить и оборвать эти отношения так же внезапно, как и начали. С одной стороны, они с энтузиазмом включаются в жизнь сообщества, а с другой — охвачены страстью к одиночеству. Иногда их поведение по отношению к другим людям грубо и бесцеремонно, хотя сами они неимоверно ранимы. Их настроение колеблется между сияющим оптимизмом и самым мрачным пессимизмом. Иногда они трудятся с не иссякающим энтузиазмом, а иногда медлительны и апатичны.
Реакция эмансипации Реакция эмансипации — специфически-подростковая поведенческая реакция. Она проявляется стремлением высвободиться из-под опеки, контроля, покровительства старших — родных, учителей, вообще людей старшего поколения. Она может распространяться на установленные старшими порядки, правила, законы, стандарты их поведения и духовные ценности. Потребность высвободиться связана с борьбой за самостоятельность, за самоутверждение как личности. Эта реакция у подростков возникает при чрезмерной опеке со стороны старших, при мелочном контроле, когда его лишают минимальной самостоятельности и свободы, относятся к нему как к маленькому ребенку.
Проявления реакции эмансипации весьма разнообразны. Она может ощущаться в каждодневном поведении подростка, в желании всегда и везде поступать по-своему, самостоятельно. Одна из крайних форм проявления этой реакции — побеги из дому и бродяжничество, обусловленное желанием «пожить свободной жизнью».Большинство подростков в ответ на вопрос о том, как они принимают решения в повседневной жизни, утверждают, что испытывают трудности, общаясь с родителями, часто конфликтуют с ними. Конфликты могут возникать по поводу повседневных привычек (одежды, времени отсутствия дома). Зачастую они связаны со школьной жизнью (низкая успеваемость, не сделанные уроки, необходимость подготовки к экзаменам) и, наконец, с системами норм и ценностей. Желание снять эмоциональную зависимость от родителей гораздо больше выражено у мальчиков, чем у девочек.
Современный подросток Он видит перспективу своей полезности для других в обогащении собственной индивидуальности. Но расхождение между стремлениями подростка, связанными с осознанием своих возможностей, утверждением себя как личности, и положением ребенка-школьника, зависимого от воли взрослого, вызывает углубление кризиса самооценки. Даже по сравнению с началом 1970-х годов появилось больше подростков, у которых преобладает негативная самооценка, что влияет на общий жизненный тонус детей. Четко проявляется неприятие оценок взрослых независимо от их правоты. Причина кроется прежде всего в отсутствии должных условий для удовлетворения обостренной потребности подростка в общественном признании. Это оборачивается искусственной задержкой личностного самоопределения, находит отражение, в частности, в тяге к интимно-личностному и стихийно-групповому общению со сверстниками, к появлению разного рода подростковых компаний, неформальных групп. В процессе стихийно-группового общения устойчивый характер приобретают агрессивность, жестокость, повышенная тревожность, замкнутость и прочее.
На основе готовности к труду у подростка формируется осознанное стремление применить свои возможности, проявить себя, включая качественно новые отношения с обществом, выражая свою общественную сущность. Чувство взрослости подростка Чувство взрослости, занимающее одно из самых существенных мест во внутренней позиции подростка, состоит в том, что он уже не хочет, чтобы его считали ребенком, он претендует на роль взрослого. Но реализовать данную потребность в серьезной деятельности школьник, как правило, не может. Отсюда стремление к «внешней взрослости», которая проявляется в изменении внешнего облика в соответствии с модой взрослых» в преувеличенном интересе к проблемам пола, курении, употреблении спиртных напитков и т. д. Следует учесть, что повышенное внимание подростка к своей внешности связано с вполне определенными особенностями психического развития ребенка в этот период, со сменой ориентации подростков со взрослых на сверстников. Поэтому подростку очень важно отвечать тем нормам, которые приняты в их среде. Учитель должен развивать в подростках «социальную взрослость» путем включения их в самоуправление, в активную общественно полезную деятельность.
Ценностные ориентации подростков У подростков наблюдается стремление более углубленно понять себя, разобраться в своих чувствах, настроениях, мнениях, отношениях. Жизнь подростка должна быть заполнена какими-то содержательными отношениями, интересами, переживаниями. Именно в подростковом возрасте начинает устанавливаться определенный круг интересов, который постепенно приобретает известную устойчивость. Круг интересов является психологической базой ценностных ориентаций подростка. Развивается интерес к психологическим переживаниям других людей и к своим собственным.
Оценка труда, вложенного в учение Учащийся рассчитывает, что оценке должен подлежать не только итог его труда, но и его собственный вклад, отличный от достигнутого другими. Он рассматривает результат своего труда как объективное свидетельство личных достижений. И когда его достижения не признаются учителем, учащийся переживает это как психологический дискомфорт, источник которого в пренебрежении другими людьми тем, что, по его убеждению, надежно закреплено в достигнутом им результате. Если на начальном этапе обучения (для младших школьников) основным критерием вложенного ими в дело труда служит израсходованное время, то на следующем этапе (в третьем-четвертом классах) наряду с фактором времени выдвигаются другие критерии, характеризующие отношение к делу, с которым оно выполнялось: добросовестность, старательность, усидчивость и прочее. И, наконец, на последнем этапе (до восьмого класса) в структуре оценки учащимся своего труда определяющими становятся такие критерии, как степень трудности и проблемности решаемой задачи, самостоятельность и творчество, проявленные в процессе ее решения, выход за пределы заданных стандартов.
Оставляя без внимания изобретательность школьника, нахождение им самостоятельных способов выполнения задания, внесение элементов новизны, учитель не разграничивает ролевое (в смысле выполнения роли учащегося) и личностное в поведении ребенка и тем самым не использует оценку с целью формирования у детей личностно-творческого начала их учебного труда. Личность не только формируется, но и самоутверждается в труде. В тех случаях, когда между ее собственной оценкой достигнутых результатов и оценками этих же результатов со стороны «значимых других» намечаются расхождения, учащийся начинает испытывать ущербность, что отрицательно сказывается на общем развитии его личности. Подростковый кризис В 12–14 лет в психологическом развитии многих детей наступает переломный момент, известный под названием «подросткового кризиса». Внешне он проявляется в грубости и нарочитости поведения подростка, в стремлении поступать наперекор желанию и требованию взрослых, в игнорировании замечаний, замкнутости и т. д. Подростки, как правило, претендуют на роль взрослого человека. Их не устраивает отношение к себе как к детям, они хотят полного равноправия со взрослыми, подлинного уважения. Иные отношения их унижают и оскорбляют.
Школьная дезадаптация в подростковом возрасте Подростковый возраст наиболее чреват возникновением разнообразных нарушений у детей, в том числе и нарушений учебной деятельности. У подростков количество случаев психогенной школьной дезадаптации по сравнению с младшими школьниками возрастает.Это объясняется громадным скачком в развитии психики. Психогенная школьная дезадаптация младших подростков, как правило, связана с нарушениями общения школьников с кем-то из значимых для них людей. Чаще всего это нарушения в общении со сверстниками. Общение со значимыми людьми является источником возникновения различных переживаний. Негативные переживания, возникающие при общении подростка с одними людьми, могут компенсироваться позитивными переживаниями, возникающими в ходе общения с другими. Поэтому конфликты с одноклассниками зачастую и не приводят к возникновению психогенной школьной дезадаптации, если подросток компенсирует свои потери в удовлетворяющем его общении с учителями или родителями, также связанном со школой. Вероятность возникновения дезадаптации возрастает, если подростку не будет предоставлена возможность для компенсаторного общения или если он обретет его в асоциальной среде. С другой стороны, удовлетворяющее младшего подростка общение с товарищами является одним из лучших средств компенсации нарушений его общения в семье и с учителями.
Формы негативного отношения подростков ко взрослым В 12-13 возрасте пути компенсации неудовлетворенности своим положением в системе взаимоотношений со взрослыми обычно следующие: стремление к снижению ценности желаемого общения; стремление к замещающей деятельности; погружение в мир фантастических образов; фрустрация в форме агрессии или ухода от общения. Для старших подростков более свойственны такие формы негативного отношения к взрослому, как реакция оппозиции (демонстративные действия негативного характера), реакция отказа (неподчинение требованиям), реакция изоляции (стремление избежать нежелательных контактов). Преодоление конфликтов между подростками Овладение нормами дружбы — важнейшее приобретение ребенка в подростковом возрасте. Преодоление конфликтов между одноклассниками заключается в создании таких объективных условий в коллективе, когда каждый подросток будет поставлен перед необходимостью развивать в себе качества хорошего товарища. Хорошие результаты дает совместная деятельность и переживание конфликтующими сторонами успеха общей деятельности. Организуемая деятельность должна быть значимой для коллектива и соответствовать возможностям включенных в нее подростков.
Доклад «Оскорбления: что за ними скрыто?»
Оскорбления: что за ними скрыто?
Оскорбления — это отравленные стрелы, и можно использовать их только против врагов, но никак не против детей. Если мы скажем: “Какой некрасивый стул!” — со стулом ничего не случится. Он не чувствует ни оскорбления, ни смущения. Он стоит там, куда его поставили, независимо от характеризующего его прилагательного. Однако когда неуклюжим, или глупым, или некрасивым называют ребенка, с ним кое-что происходит. Он страдает, злится, испытывает ненависть, желание отомстить. В связи с этим у него появляется и чувство вины, которое, в свою очередь, приводит к тревоге. Вся эта “цепная реакция” делает ребенка и его родителей несчастными.
Когда ребенку все время повторяют: “Какой ты неуклюжий!” — он может в первый раз ответить: “Вовсе нет!” Но, в общем, дети прислушиваются к мнению родителей, и, в конце концов, ребенок и сам поверит, что неуклюж. Упадет, например, во время игры и сам себе скажет: “Какой я неуклюжий!” Потом ребенок начнет избегать подвижных игр, требующих ловкости, потому что отныне он уверен в своей неповоротливости.
Когда родители и учителя повторяют ребенку, что он глуп, в конце концов, он этому поверит и в результате на самом деле станет неудачником.
Родительский гнев
Гнев, как и простой насморк, — весьма насущная проблема, игнорировать ее нельзя. Мы не всегда можем предупредить проявления гнева, хотя он обычно возникает в сходных ситуациях и развивается как бы в заданной последовательности. Нам кажется, что гнев всегда вспыхивает неожиданно, внезапно.
В гневе мы словно теряем рассудок: мы обращаемся с детьми, как со своими врагами, оскорбляем их, кричим и наносим удары “ниже пояса”. Когда же вспышка ярости проходит, мы осознаем свою вину и торжественно обещаем себе, что это больше не повторится. Но вскоре гнев вспыхивает снова, и наших хороших намерений как не бывало: мы набрасываемся на детей — на тех, кому с момента их рождения посвятили всю свою жизнь.
Не стоит давать обещаний, которые не можешь выполнить: это только подольет масла в огонь. Гнев подобен урагану: от него никуда не денешься, но к нему надо быть готовым.
В воспитании детей родительскому гневу отведено особое место. В самом деле, если в нужный момент не рассердиться, то ребенок подумает, что мы смотрим на его проступок сквозь пальцы. Лишь те, кто махнул рукой на своего ребенка, исключают гнев из арсенала воспитательных средств. Конечно, не стоит беспричинно обрушивать на ребенка лавину гнева. Нужно научить его понимать, когда гнев означает серьезное предупреждение: “Моему терпению есть предел”.
Родители должны помнить, что гнев слишком дорого им обходится, чтобы метать громы и молнии направо и налево. Гнев не должен возрастать во время его проявления. Нужно так выражать свой гнев, чтобы родителям это приносило какое-то облегчение, ребенку — урок, но ни в коем случае не давало вредных побочных эффектов ни для той, ни для другой стороны.
Путь к миру и покою
Первый шаг. Прежде всего, нужно вслух назвать свое чувство. Это будет сигналом, предупреждением для всех, кого это чувство затрагивает: “Осторожна! Пора остановиться!”
— Я очень недовольна.
— Я рассердилась.
Если это не помогло разрядить “грозу”, идем дальше.
Второй шаг. Выражаем свой гнев с возрастанием его силы.
— Я сержусь.
— Я очень сердита.
— Я очень, очень сердита.
— Я разгневана.
Иногда одного выражения наших чувств (без объяснений) достаточно, чтобы ребенок подчинился. Если же этого не произошло, надо перейти к следующему этапу.
Третий шаг. Здесь необходимо пояснить причины своего гнева, назвать свою реакцию на события — в словах и желаемых действиях.
— Когда я вижу, что твои ботинки, носки, рубашки и свитеры разбросаны по всей комнате, я начинаю злиться, я сержусь не на шутку! Хочется открыть окно и выбросить все это прямо на улицу!
— Я приготовила хороший обед. По-моему, он заслуживает похвалы, а не презрения.
Такой подход позволяет родителям дать выход своему гневу, при этом никому не причиняя вреда. Как раз наоборот: дети увидят, что гнев можно выражать очень спокойно. Ребенок должен понять, что и его собственный гнев вполне поддается такой “разрядке”.
Уж этому, казалось бы, нас учить не надо – ругаться мы все умеем. А потом долго ругаем себя. Но оказывается, что критика тоже может быть как созидательной, так и разрушительной. Созидательная критика это лишь указание на то, что и как нужно сделать, в ней нет места отрицательной оценки личности ребенка.
Десятилетний Паша нечаянно пролил за завтраком стакан молока.
- Мать: Ты уже не маленький, а стакан держать не умеешь! Сколько раз я тебе говорила — будь осторожней!
- Отец: Он всегда был неуклюжим, таким и останется.
Да, Паша пролил стакан молока, но едкие насмешки здесь совершенно неуместны: они могут стоить родителям гораздо большего — потери сыновнего доверия. Не время высказывать ребенку, что ты о нем думаешь, если он провинился. В этом случае нужно осудить только его поступок, но никак не его самого.
Например, в ситуации с пролитым молоком есть и другой выход – спокойно дать ребенку еще один стакан молока и тряпку. Не сомневайтесь – сын или дочь будут вам благодарны за то, что вы не стали устраивать «разборку» и дали ему возможность самому исправить свою оплошность.
Буря! Скоро грянет буря!
Во многих семьях ссоры между родителями и детьми развиваются в заранее известной последовательности. Вот ребенок что-нибудь сделал или сказал не так — и отец с матерью неминуемо произносят обидные для него слова. Конечно, на них дети отвечают еще хлеще. Родители начинают кричать, угрожать — недалеко и до порки. И в доме разражается гроза.
Девятилетний Толик играл чайной чашкой.Мать: Ты разобьешь ее! Уже бывало так, и не раз! Толик: Нет, не разобью. Тут чашка упала на пол и разбилась.
- Мать: Вот уж руки-крюки! Скоро всю посуду в доме перебьешь!
- Толик: У тебя тоже руки-крюки! Ты уронила папину электробритву, и она разбилась.
- Мать: Как ты говоришь с матерью! Грубиян!
- Толик: Ты сама грубиянка, ты первая начала!
- Мать: Замолчи сейчас же! И отправляйся в свою комнату!
- Толик: Не пойду!
Доведенная до белого каления, мать схватила сына в охапку и сильно отшлепала. Пытаясь освободиться, Толик оттолкнул мать. Та не удержалась на ногах и, падая, разбила стеклянную дверь, поранив осколками руку. При виде крови Толик страшно перепугался и выбежал вон из дома. До позднего вечера его не могли найти. Легко представить себе, как переволновались взрослые.
Неважно, научился ли Толик осторожно обращаться с посудой. Зато он получил отрицательный урок — как не стоит вести себя с матерью. Проблема вот в чем: можно ли было ее избежать, повернув ситуацию иначе?
Увидав, что сын играет чашкой, мать могла бы взять ее и поставить на место, а мальчику дать что-нибудь другое, например мяч. Или когда чашка уже разбилась, мама могла бы помочь сыну убрать осколки, сказав что-нибудь вроде: “Чашки легко бьются. Кто бы мог подумать, что от этой чашечки будет столько осколков!” Удивленный и обрадованный Толик, скорее всего, тут же попросил бы у матери прощения за свой поступок. А мысленно он сделал бы вывод: “Чашки — не для игры”.
Родители должны помочь своим детям почувствовать разницу между простой неприятностью и трагедией или катастрофой. Часто бывает, что и сами родители реагируют на события неадекватно. А ведь сломанные часы — это не сломанная нога, разбитое окно — не разбитое сердце! И говорить с детьми нужно примерно так:
-Я вижу, ты опять потерял перчатку. Жаль, ведь она стоит денег. Печально, что и говорить, хоть это и не трагедия.Если сын потерял перчатку, не стоит из-за этого терять хорошее настроение. Если он порвал рубашку, не стоит в отчаянии рвать на себе одежды, подобно героям древнегреческих трагедий.
Особенности подросткового возраста
Подростковый возраст — сложный и во многом противоречивый период жизни ребенка. Резкие изменения, происходящие в физическом и психологическом облике, особенно бросаются в глаза родителям и педагогам. Подростковый возраст — период кризиса в развитии личности ребенка.
Особенности личности подростка можно довольно точно охарактеризовать в двух словах — стремление к самостоятельности. Оно накладывает отпечаток на все стороны личности, поведение, чувства.
Итак, подросток уже не ребенок, вместе с тем он еще не взрослый. Он не терпит ограничений своей самостоятельности, нередко проявляет резко отрицательное отношение к требованиям взрослых. Чаще всего конфликты подростка со взрослыми возникают в тех семьях, где родители не замечают повзросления сына или дочери, продолжают смотреть на них как на «маленьких».
Для подростка характерно разнообразие интересов, что при правильном воспитании может оказать серьезное влияние на развитие его способностей и склонностей. Знания подростка углубляются, он начинает изучать научные дисциплины, у него появляется повышенный интерес к отдельным предметам.
В 12–13 лет появляется интерес к собственной жизни, к качествам своей личности. Этот интерес значительно возрастает в юношеском возрасте. Первоначально суждения подростка о себе в значительной степени повторяют суждения о нем других людей. На вопрос «Откуда ты знаешь о чертах своего характера?» подростки прямо отвечают, что они знают о своих качествах от родителей, учителей, товарищей, но позднее начинают замечать их и сами. Всё же они раньше начинают оценивать других людей, чем самих себя.
В оценке других подростки часто допускают некоторую поспешность и категоричность. Так, они часто оценивают людей по их отдельным поступкам или качествам, распространяя эту оценку на личность в целом. В результате во многих случаях выносится неверное суждение о достоинствах человека, его положительных и отрицательных качествах. Суждения подростков не всегда бывают объективными. Например, они говорят о грубости или скрытности товарищей, но не замечают этого за собой. Далеко не все подростки самокритичны, отличаются умением честно и открыто признавать свои ошибки.
Подросток чувствителен к оценке его окружающими. Отсюда известная ранимость, колебания в настроении. Случайная удача или похвала со стороны взрослых может привести подростка к переоценке себя, к излишней самоуверенности, зазнайству. Даже временная, случайная неудача может вызвать неверие в свои силы, развить чувство неуверенности, робости, застенчивости. Поэтому требуется особый такт со стороны родителей, учителей и воспитателей при общении с подростками.
В подростковом возрасте обострена боязнь прослыть слабым, несамостоятельным, маленьким. Чтобы показать свою самостоятельность, подросток нередко проявляет упрямство и грубость, хотя он и может осознать, что был не прав.
По сравнению с младшими школьниками подростки обнаруживают потребность в самовоспитании, что можно объяснить их возросшей сознательностью, а также стремлением походить на взрослых. Они уже в какой-то мере владеют такими средствами самовоспитания, как самоубеждение, самоконтроль, особенно стремятся к развитию физических и волевых качеств. Предоставленные самим себе, подростки не всегда идут по правильному пути самовоспитания, прибегая к весьма наивным, ребяческим средствам (например, подносят спичку к руке, чтобы испытать свое мужество и терпение, или ложатся без пальто в снег, чтобы закалить себя, и т.п.). Важно показать подростку, в чем заключается смысл самовоспитания и какими средствами это достигается.
Подростковый возраст — в высшей степени сложный и противоречивый период становления человеческой личности, требующий от родителей и педагогов больших усилий, напряженного труда. В то же время это возраст неповторимой прелести: бурной энергии, жажды познания, страстного искания истины.
Основные правила, которые необходимо учитывать родителям при взаимодействии с подростком
Правила, ограничения, требования, запреты обязательно должны быть в жизни каждого подростка. Это особенно полезно помнить родителям, желающим как можно меньше огорчать детей и избегать конфликтов с ними. В результате они идут на поводу у собственного ребенка. Это попустительский стиль воспитания.
Правил, ограничений, требований, запретов не должно быть слишком много, и они должны быть гибкими. Это правило предостерегает от другой крайности — воспитания в духе «закручивания гаек», авторитарного стиля общения.
Родительские установки не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка (в движении, познании, упражнении, общении со сверстниками, мнение которых они уважают больше, чем мнение взрослых).
Правила, ограничения, требования должны быть согласованы взрослыми между собой. В противном случае дети предпочитают настаивать, ныть, вымогать.
Тон, которым сообщены требование и запрет, должен быть дружественным, разъяснительным, а не повелительным.
О наказаниях. От недоразумений никто не застрахован, и настанет момент, когда вам нужно будет отреагировать на явно плохое поведение подростка. Наказывая подростка, правильнее лишать его хорошего, чем делать ему плохо.
Важно помнить, что гораздо легче предупредить появление трудностей, чем потом преодолевать их.
Источник: статья педагога-психолога Елены БАРКОВСКОЙ (статья опубликована в № 10/2008 журнала “Школьный психолог” ИД “Первое сентября”)
Ваша дочь в 12: вехи
Написано WebMD Редакционными участниками
. Обзор Renee A. Alli, MD 3 мая 2021 г.
В этой статье
- Показание
- Медиа
Вы знаете, что их ждет: подростковые годы и все взлеты и падения, которыми они славятся. Если вы чувствуете облегчение от того, что на торте вашей дочери еще нет 13 свечей — еще один год — вы можете подумать еще раз. Некоторые из этих изменений, возможно, уже происходят.
Половое созревание
Если оно еще не началось, половое созревание не за горами. Как только это начнется, у вашей дочери начнется всплеск роста. Они станут выше, их бедра могут расшириться, а талия сузиться. Их грудь начнет развиваться, и у них начнут расти волосы в местах, которых у них никогда раньше не было, – в области лобка, под мышками и на ногах. Благодаря гормонам все начинает меняться.
Эмоции вашей дочери могут застать вас врасплох. В какой-то момент им кажется, что они могут все. В следующий раз они чувствуют себя неудачниками. Они радуются, потом грустят, потом снова радуются. Они хотят обниматься, а затем отвергают все формы привязанности с вашей стороны. Будьте позитивны и поддерживайте. Как и всем детям, им нужно знать, что вы рядом с ними.
Их мозг физически настолько велик, насколько это возможно, но он не перестанет созревать, пока им не исполнится 20 лет. Префронтальной коре, отвечающей за контроль импульсов и организационные навыки (планирование, рассуждение и решение проблем), еще предстоит пройти несколько лет, прежде чем она полностью разовьется. Но теперь они могут выражать свои чувства и мыслить абстрактно — такими понятиями, как справедливость, равенство, политика и гражданское право. Они лучше решают проблемы и логику. Планирование и обдумывание последствий могут оставаться проблемой
Становимся более общительными
Это потому, что их социальная осведомленность набирает обороты. Время переходов и противоречий. Они центр своей собственной вселенной, но предпочитают проводить время с друзьями. Они развивают свою индивидуальность, но отчаянно пытаются приспособиться.
Используйте это в своих интересах, чтобы помочь им научиться принимать правильные решения. Подчеркните правильное решение, которое они приняли в школе или в социальной деятельности, например в спорте, и цените их индивидуальность. Приведите свои собственные примеры с друзьями. Задавайте вопросы об их мыслительном процессе и о том, как, по их мнению, он прошел. Это дает им столь необходимую самооценку, когда им приходится принимать более жесткие решения. И, в качестве бонуса, это настраивает вас на прочную основу.
Повышенная социальная активность также означает сильное воздействие давления со стороны сверстников. Они принимают решения об использовании социальных сетей, табаке, алкоголе, наркотиках и различных уровнях зрелости и интереса к сексу. Возможно, вы говорили с ними об этих темах в прошлом, но пришло время вернуться назад, потому что они видят их новыми глазами. Спросите их, что они видят и что они думают об этом. Разыграйте несколько ситуаций, в которых им, возможно, придется принять трудное решение. Напомните им, где вы находитесь с границами и последствиями.
Они могут быть чувствительными и угрюмыми, но это нормально. Депрессия выглядит иначе. Если он потерял интерес к занятиям, которые ему обычно нравятся, кажется взволнованным или беспокойным или пренебрегает своим внешним видом, возможно, пришло время поговорить с врачом или специалистом в области психического здоровья.
Депрессия может принимать форму злоупотребления наркотиками, расстройства пищевого поведения или членовредительства. Изменения в химическом составе их мозга также могут вызывать психические заболевания, такие как тревожные расстройства.
Интернет и социальные сети
То, с чем они сталкиваются в сети, имеет такое же значение, как и то, что они переживают в реальной жизни (или в реальной жизни, как они говорят). Подростки хитры и знают множество способов обойти родительский контроль, поэтому важно поддерживать разговор о безопасности в Интернете. Поговорите с ними о том, как они представляют себя в Интернете, и о том, как это может повлиять на поступление в колледж, будущую работу и многое другое. Изучите формы социальных сетей, которые они используют — проверьте их учетные записи и поговорите с ними о том, чем они делятся и почему.
Руководство по здоровью и воспитанию детей
- вехи малыша
- Детешон разработки
- Поведение и дисциплина
- БЕЗОПАСНОСТЬ
- здоровые привычки
- Все направляющие темпы
K -8 (5-12 лет)
9 0002. Ребенок | Рост и развитие | Физическое развитие | Когнитивное развитие | Эмоциональное и социальное развитиеОт поступления в школу до достижения половой зрелости, возраст от 5 до 12 лет — это время большого прогресса и развития для вашего ребенка. Хотя изменения могут быть более постепенными, мышление, эмоции и тело вашего ребенка будут продолжать развиваться.
Более частое общение со сверстниками делает вашего ребенка более подверженным заболеваниям. По этой причине важно, чтобы ваш ребенок продолжал посещать педиатра для регулярных осмотров и быть в курсе любых детских и подростковых прививок. Знайте, когда звонить врачу, если у вашего ребенка разовьется общее заболевание или если вы чувствуете, что у вашего ребенка может быть нарушение развития.
По мере того, как ваш ребенок становится более самостоятельным и проводит меньше времени дома, не забывайте устанавливать четкие границы и поощрять здоровые привычки, в том числе ложиться спать вовремя. Продолжайте читать ребенку и планируйте время, проводимое всей семьей, чтобы способствовать когнитивному и языковому развитию. Братья и сестры играют важную роль в развитии друг друга и построении отношений, поэтому необходимо решать любые проблемы, связанные с соперничеством между братьями и сестрами, по мере их возникновения.
Разговор с ребенком
По мере того, как личность, навыки и особые таланты вашего ребенка проясняются, находите новые возможности и поощряйте его интересы. Предоставление положительного подкрепления позволяет вашему ребенку понять, что вы гордитесь его или ее достижениями, что, в свою очередь, может помочь повысить самооценку.
В этом возрасте в организме вашего ребенка происходят значительные изменения. Обязательно отвечайте на любые вопросы об изменении тела или эмоций вашего ребенка честно и открыто. Разговоры о сексуальности должны быть постоянными, чтобы ваш ребенок мог усвоить нужную информацию в нужное время.
Поговорите со своим ребенком о воздержании от табака, наркотиков и алкоголя до того, как он пойдет в среднюю школу, и помните, что вы являетесь для него лучшим примером. При необходимости постарайтесь бросить курить и пить только в умеренных количествах. Поддержание активного интереса к жизни и друзьям вашего ребенка поможет вам лучше распознавать признаки опасности.
Рост и развитие
Дети в возрасте от пяти до 12 лет постепенно прогрессируют более медленными темпами, чем в течение первых пяти лет жизни. Тем не менее, физическое, интеллектуальное, эмоциональное и социальное развитие может вызвать огромные изменения в вашем ребенке от одного возраста к другому.
Все дети разные. Всегда спрашивайте своего педиатра, если у вас есть вопросы или опасения.
Физическое развитие
Ваш ребенок будет продолжать наращивать силу и развивать мышечную координацию, что позволит ему больше заниматься физическими упражнениями, от ударов по мячу до обучения танцам. Хотя все дети могут проявлять одинаковый интерес к спорту, крайне важно, чтобы вы поощряли физическую активность как часть распорядка дня вашего ребенка.
Примерно в возрасте 11 лет дети вступают в подростковый возраст и претерпевают ряд физических изменений. Незадолго до полового созревания у девочек происходит всплеск роста, который может временно привести к отставанию мальчиков в росте. У девочек также начнет развиваться грудь и начнутся месячные, а у мальчиков начнут расти волосы на лице. У обоих вырастут лобковые волосы.
Половая зрелость может начаться раньше или позже, в зависимости от ребенка. Во время этого перехода очень важно убедить вашего ребенка, что его или ее собственное развитие нормально, даже если друзья и сверстники переживают его с разной скоростью.
Когнитивное развитие
В возрасте от 6 до 10 лет дети лучше понимают и обдумывают некоторые элементы проблемы. Однако они по-прежнему склонны думать очень конкретно и только о вещах, которые могут испытать на себе.
После 10 лет мышление ребенка начинает развиваться и воспринимать более абстрактные и символические идеи. Он или она также лучше поймут последствия, даже если он или она могут еще не понять, как эти последствия повлияют на его или ее собственную жизнь.
Эмоциональное и социальное развитие
Покидая дом в школу, ваш ребенок столкнется с совершенно новым миром социального взаимодействия и ответственности.