2 лет

Развитие детей от 2 лет до 3 лет: Особенности развития ребенка в 2–3 года

Содержание

Развитие ребенка в 2 – 3 года, что должен уметь ребенок в 3 года

Двухлетний ребенок уже многое умеет, но и большего хочет. Он активно познает окружающий мир, а развитие ребенка в 2 года 1 месяц и его физические возможности позволяют ему:

  • хорошо бегать и прыгать, внезапно останавливаться и менять направление или скорость движения;
  • без помощи взрослого и опоры на перила подниматься по ступенькам, поочередно переставляя ноги;
  • открывать и закрывать двери;
  • собирать игрушки для прогулки и возвращать их на место после;
  • кататься на трехколесном или же двухколесном велосипеде со вспомогательными боковыми колесами;
  • кататься на самокате.

Умные родители.
Самым важным в познавательном процессе маленького сокровища будет здравый нейтралитет. Вы рядом, чтобы подсказать, что это и зачем, объяснить преимущества или недостатки, указать на опасность или же дать зеленый свет для исследования, но при этом вы не запрещаете все на каждом шагу, давая ребенку возможность проявлять интерес и с удовольствием исследовать неизвестное.

Полезные игрушки.
Велосипед, самокат, тачка, беговелы и велобеги, машинки и велосипеды-ходунки, коляски для кукол и электромобили – все, что поможет ребенку передвигаться быстрее, комфортнее для достижения цели.

Интерес к познанию

Во всех окружающих предметах ребенок начинает видеть что-то новое, проявляет самостоятельность и творческий подход. Развитие ребенка в 2 года 2 месяца подталкивает малыша и дает возможность ему:

  • умело делать пасочки, строить башни из песка или кубиков;
  • собирать пирамидки и складывать сортеры – соответственно различать цвета и формы предметов;
  • брать в руки все новое, чтобы рассмотреть, изучить, разобрать при необходимости;
  • включать все знакомое в игру вместе с другими предметами;
  • соотносить изменения в природе – в листве на деревьях, цвете неба, в растениях на клумбах, ручейках или снежинках, сезонные изменения температуры воздуха со сменой времени года;
  • понимая отличия в погоде, осознавть, почему все именно так одеты;
  • творчески подходить к использованию любых предметов, включая и свои игрушки.

Умные родители.
Предоставьте своему малышу возможность безопасно изучать мир. Проводите с ним больше времени вместе, участвуйте в играх, помогайте в исследованиях, указывайте возможные опасные моменты, объясняя причинно-следственные связи. Будьте спокойны и убедительны, учите малыша воспринимать все новое с интересом, без боязни, но при этом быть осторожным. На прогулке, если вы не в компании сверстников ребенка и их мам, говорите с ним, а не по мобильному. Это хорошее время пообщаться вдвоем.
Малыш будет слушать вас, впитывать все как губка и понимать, что он для вас интересная компания, он любим и не обделен вниманием.

Полезные игрушки.
Все разнообразие игрушек для песочницы продолжает быть актуальным, как и раньше, и понадобится с запасом – наборы для песочницы, лопатки, ведерки, грабли, пасочки, мыльные пузыри, машинки, детские бассейны, спасательные круги, жилеты, нарукавники для плавания.

Читать онлайн «Развитие ребенка и уход за ним от рождения до трех лет» – Литрес

© ООО «Издательство «Мир и Образование», 2019

* * *

Дорогие родители!

Ребенок – уникальное существо, обладающее огромнейшими возможностями и способное достичь всего, чего только пожелает! Ваша задача – терпеливо, с любовью и уважением помочь ему развить все самое лучшее, что в нем заложено.

Воспитание ребенка – настоящее искусство и нелегкий труд.

Всем взрослым ясно: если не заботиться о здоровье малыша с самого рождения, не закалять его, не следить за режимом дня, питанием, вовремя не делать профилактические прививки, вряд ли ребенок станет физически крепким. Поэтому очень важно правильно и своевременно осуществлять эти необходимые процедуры. В данной книге даны подробные рекомендации по уходу за детьми и их воспитанию.

Однако одной заботы о гигиене и соблюдении режима дня мало. С ребенком необходимо заниматься, чтобы раскрыть его способности. Это особенно важно в первые три года жизни, когда его физическое и психическое развитие идет стремительными темпами.

Отдельный раздел книги посвящен раннему развитию детей. Вы узнаете, как найти и развить детские таланты, познакомитесь с наиболее известными развивающими методиками и сможете выбрать то, что подходит именно вам и вашему малышу.

Развитие ребенка и уход за ним – неразделимый процесс. Малыш развивается постоянно, каждую минуту своей жизни. Общайтесь с ним во время пеленания, умывания, смены подгузника, купания, массажа, прогулки. Именно сейчас в ваших руках его будущее. Осознайте это! Если вы хотите вырастить счастливого человека, старайтесь раскрыть и развить безграничные возможности, которые ему даны от рождения.

Желаем вам и вашему малышу совместных радостных открытий!

Особенности раннего развития

Раннее развитие – интенсивное развитие способностей ребенка в раннем возрасте (от рождения до 3 лет). Многие авторы методик раннего развития детей, такие как Глен Доман, Шиничи Сузуки, Сесиль Лупан, Н. А. Зайцев, Б. П. и Е. А. Никитины настаивают на том, что такое развитие не раннее, а как раз своевременное, что традиционная педагогика отстает от современных методик, что потенциал ребенка намного богаче, чем было принято считать.

За последние 20–30 лет изменились общепринятые нормы. Так, раньше практически все дети приходили в школу не умеющими читать, а сейчас никого не удивляет пятилетний читающий ребенок.

Однако дети по-прежнему начинают учиться в школе как раз в тот период, когда рост мозга уже почти закончен (6–7 лет), а до этого они, как правило, посещают детский сад.

Естественно, что в таком возрасте раннее развитие несовместимо с традиционными, садовско-школьными способами обучения.

Раннее развитие подразумевает активную позицию матери по отношению к ребенку в первые годы его жизни (ведь именно она проводит с ним больше всего времени). Это непрерывный кропотливый труд, требующий постоянного участия в жизни ребенка и творческого напряжения.

Как найти и развить таланты в ребенке

Способности – это развитые природные задатки. Талант – наиболее ярко выраженные способности. Поэтому, прежде чем найти талант у ребенка, нужно раскрыть его способности.

Многие родители мечтают вырастить талантливого ребенка. Но это не просто. Зато очень увлекательно.

Имейте в виду, что раскрытие одаренности во многом зависит от социального окружения и обучения, но при этом признается влияние внутренних условий – природных задатков (анатомо-физиологических особенностей).

Удивительные слова написал детский писатель Альберт Лиханов: «Не сумма знаний, не набор рецептов – их вообще не существует, ибо примененное – и удавшееся! – к одному может оказаться – и оказывается – совершенно неприменимым к другим, ибо у каждой звезды свой свет, своя температура, своя атмосфера, а самое главное – своя удаленность от нас. И добиться победы можно, лишь относясь к детям – ко всем детям – как к звездам! Смотреть на дитя и видеть в нем не зримое никому сплетение дарований – вот высшее педагогическое предназначение тех, кто отдает себя высокому делу воспитания».

Помните, каждый ребенок – талантлив и уникален! Нужно только стараться видеть в нем все самое лучшее, что в нем есть и развивать те возможности, которые в нем заложены при рождении.

Прежде всего, взрослым необходимо быть бережными по отношению к малышу. Искусственное «выращивание» и «ускоренное развитие» часто приводят к такому результату, как если бы вы развернули бутон. Тогда ему так и не стать прекрасным цветком.

Когда следует начинать

Конечно, чем раньше начинать развивать способности ребенка, тем лучше. Но не стоит понимать это буквально, т. е. совсем не обязательно сразу же после возвращения из роддома загружать кроху изучением букв, запоминанием цифр и освоением навыков ИЗО. Так как в первую очередь в раннем детстве закладываются основы для развития мозга ребенка, то у малыша просто должна быть возможность активно познавать мир. Потрогал игрушку, рассмотрел мамино лицо, запомнил запах маминого молочка… Все это бесценный опыт, который способствует развитию детского интеллекта. Но помимо умственных навыков ребенку необходимы и эмоциональные впечатления. Согласно исследованиям, если младенца не берут на руки, не ласкают и не хвалят, то его мыслительные процессы замедляются.

Безусловно, в детстве все ребятишки талантливы. Они с удовольствием рисуют, танцуют, поют. Поэтому определение способностей у 2–4-летних малышей обычно не составляет особого труда. Просто наблюдайте за своим ребенком, поддерживайте и стимулируйте его любовь к занятиям.

Как помочь ребенку раскрыть свои способности

♦ Наберитесь терпения и почаще наблюдайте за своим малышом: в какие игры он любит играть, чем ему нравится заниматься и что у него не очень хорошо получается делать. Не стоит строить далеко идущие планы о будущей профессии ребенка. Например, «наш сын обязательно станет военным, ведь у нас династия!» Ваши желания – это одно, а способности и наклонности ребенка – другое.

♦ Окружайте любовью. Ребенок активно развивается, растет эмоционально здоровым и крепким, если ощущает себя любимым и нужным.

♦ Уважительно относитесь к ребенку. Нередко, занимаясь ускоренным развитием интеллекта, взрослые забывают о том, что у малыша есть не только мозг, но и сердце, и душа. Мы можем помогать ему, однако многое зависит и от него самого. Что взрослые действительно могут сделать, так это помочь ребенку обрести себя. Для этого нужно научиться бережному отношению к самым ранним проявлениям детских способностей. Ведь для многих взрослых в порядке вещей весьма неуважительно относиться к ребенку. Иначе при общении с ним они бы не позволяли себе подобных фраз: «Не трогай!», «Уйди отсюда!», «Сейчас же положи, я кому сказала!», «Вот я до тебя доберусь!»

♦ По мнению психологов, до 10 лет ребенка вообще нельзя ругать за интеллектуальные неудачи. Можно высказывать свое недовольство только по поводу его организационных проступков (раскидал свою одежду, не доделал задание и т. п.). А вот хвалить ребенка следует даже за маленькую удачно выполненную работу. Это придает ему уверенности в себе и своих силах.

♦ Дарите свое внимание. Общение с близкими любящими людьми принесут малышу наибольшую пользу. Вовсе не обязательно устраивать ежедневные походы в парк или чтение вслух детских книг. Можно заняться вместе с крохой уборкой или сходить в магазин.

♦ Развивайте самостоятельность. При планировании распорядка дня старайтесь, чтобы временны́е рамки не были слишком жесткими. Постоянные ограничения и спешка мешают развитию изобретательности, фантазии и воображения. Предоставляйте ребенку возможность занимать самого себя, но при этом не теряйте бдительности!

♦ Играйте с малышом. Даже баночка из-под йогурта и несколько камешков будут способствовать развитию ребенка.

♦ Поощряйте познавательную активность. Следите за тем, чтобы предлагаемая вами задача была в меру трудна для малыша. При покупке развивающих книг обращайте внимание, для детей какого возраста они предназначены. Познавательные способности ребенка будут активно развиваться, если степень сложности подобрана для него правильно.

♦ Давайте ребенку прослушивать хорошую музыку. В это время у него формируется фонетический слух, который нужен не только будущим музыкантам. Научившись воспринимать информацию «на слух», в будущем детки без особых сложностей усваивают иностранные языки, пишут школьные диктанты и изложения. Кроме того, благодаря музыке у ребенка происходит становление собственного мнения и эстетического вкуса.

♦ Поддерживайте интерес ребенка к занятиям ИЗО – это лучшее средство для самовыражения маленькой личности.

♦ Для занятий с малышом выбирайте ограниченный круг учебных пособий. Лучше максимально полно использовать что-то одно или несколько со всех сторон, чем развивать ребенка несколькими десятками игр и пособий одновременно. Проявляйте творчество, придумывайте новые задания к знакомым играм. Если ваш малыш с чем-то не справляется, упростите задание до минимума, даже если это и не соответствует инструкции. Сначала выполняйте все задания вместе, а потом пусть ребенок попробует сам.

♦ Все игры и занятия вводите по принципу «от очень простого к простому, от простого к сложному, а потом и к очень сложному».

♦ Не ставьте перед собой четких норм по времени и количеству занятий в день. Тогда, если вам по каким-то важным причинам не удастся выполнить то или иное запланированное занятие, вы не станете себя винить в том, что не можете обеспечить своему малышу полноценное развитие. На самом деле даже небольшое количество занятий лучше, чем ничего.

♦ Старайтесь больше разговаривать с ребенком. Говорите с ним обо всем дома, в метро, на прогулке. Речь взрослого важнее любого методического пособия. Информация, которую вы даете маленькому ребенку, должна быть построена на основе принципа «ребенок и его окружение», и ее границы должны постепенно расширяться в зависимости от возраста ребенка.

 

♦ Если вы хотите дать малышу знания о чем-нибудь, предоставьте ему как можно больше путей получения информации. Давайте ее с разных сторон, освещайте одну тему в играх, плакатах, кубиках, карточках, других пособиях, книгах, фильмах. Помогите своему малышу самому научиться добывать знания. Предоставьте ему в этом процессе свободу творчества.

♦ Если малыш чем-то занимается в течение дня, не перегружайте его просмотром телепередач. Это излишняя для него информация и сильная нагрузка на мозг. Ребенку нужно время и спокойная обстановка, чтобы впитать и усвоить полученные знания и умения.

♦ Для того чтобы раскрыть свои способности, малышу необходимы:

• разнообразнейшие игрушки, дающие тактильные, зрительные, звуковые, обонятельные ощущения;

• специально оборудованные «физкультурные» уголки, которые предоставляют ребенку возможность лучше и раньше овладеть своим телом, хорошо его изучить, быть ловчее, сильнее, крепче, чувствовать себя безопаснее;

• игры, сделанные для него родителями, соответствующие его интересам и возрастным возможностям;

• книги, написанные крупными понятными буквами, с большими картинками, со страницами, которые не сможет испортить даже самый маленький карапуз;

• кубики с буквами или со слогами, в которые ребенок просто играет вместе с мамой.

♦ Постоянные прогулки, экскурсии по интересным местам, беседы, чтение книг.

♦ Радуйтесь каждому успеху вашего ребенка.

♦ Совершенствуйтесь сами. Пусть ваш малыш видит, что учиться и познавать интересно и необходимо. Личный пример – лучшее пособие по воспитанию.

Чего не стоит делать

♦ Не стоит метаться от одного модного увлечения к другому. Малыши быстро привыкают к тому или иному образу жизни, и его смена – всегда небольшая травма. Если вы станете часто менять свои взгляды на развитие и воспитание ребенка, то даже можете нанести урон его психике.

♦ Не ставьте себе цель любой ценой воспитать из своего ребенка вундеркинда. Гоняясь за результатами, можно перегрузить малыша.

♦ Нельзя слепо брать все из того или иного способа обучения. В любой методике что-то может подойти вам и вашему малышу, а что-то нет.

♦ Не привлекайте ребенка к занятиям, если он болен, неважно себя чувствует или у него плохое настроение. Это принесет ему не пользу, а вред.

♦ Не стоит углубляться в каком-то одном направлении, например в чтение или математику, забывая про остальные. Всестороннее развитие гораздо важнее для малыша, чем рекорд в одном из направлений.

♦ Не давайте ребенку те знания, которые в ближайшее время ему не пригодятся. К тому моменту, когда они будут ему нужны, он может их забыть. Лучше потратить драгоценное время на изучение того, что необходимо в первую очередь.

Методика Масару Ибуки

Новаторский метод М. Ибуки родился из его собственного опыта воспитания троих детей и выводов Марии Монтессори, Глена Домана и Шиничи Сузуки.

В своей книге «После трех уже поздно» М. Ибуки доказывает, что с рождения до трех лет происходит закладывание основ, а усвоенные в этот период знания остаются на всю жизнь. В связи с этим задача родителей – способствовать раннему развитию способностей ребенка.

Целью раннего развития не является воспитание гениев. Оно направлено на формирование гармоничной, успешной и счастливой личности.

По мнению М. Ибуки, для того чтобы ребенок, подрастая, свободно говорил на нескольких языках, умел ездить верхом, плавать, играть на каком-нибудь музыкальном инструменте и делать все это на профессиональном уровне, нужно, чтобы его любили, уважали и предоставляли в его распоряжение все то, чему вы бы хотели его научить.

Раннее развитие является фундаментом. И делать его нужно крепким. Ведь без прочного фундамента бесполезно пытаться построить надежное здание.

Учиться хорошо может каждый ребенок, главное – подобрать правильный метод его обучения. Речь идет и о детишках, которых врачи считают отстающими в развитии. О них Масару Ибука говорил: «Раннее развитие не должно обходить их стороной, наоборот, именно в силу их тяжелого положения необходимо определить их недостаток как можно раньше, чтобы с помощью техники раннего развития компенсировать его, насколько это возможно».

Что нужно делать для развития младенца

♦ Почаще берите ребенка на руки.

♦ Кладите малыша с собой в постель.

♦ Успокаивайте малыша, если он заплакал. Нельзя игнорировать его плач.

♦ Чем больше в семье детей, тем лучше они общаются друг с другом. Поощряйте общение детей между собой. Не пугайтесь ссор, они развивают у детей навыки общения.

♦ Отец должен чаще общаться с ребенком.

♦ Присутствие бабушки и дедушки создает стимул для развития.

Что нужно делать для развития ребенка до 3 лет

♦ Воспитывайте ребенка вдвоем. Забота о развитии малыша не должна полностью лежать на маме. Папа тоже должен как можно больше общаться со своим чадом, несмотря на занятость на работе.

♦ Воспитание ребенка – это воспитание себя. Дети подражают не словам, которые слышат, а делам, которые видят. Поэтому следует побуждать ребенка к деятельности собственным примером и быть для него образцом.

♦ Будьте внимательными к детской воле, чтобы не воспитать человека, неуверенного в собственных силах. Важно вселить уверенность в малыша и предоставить ему широкий выбор. Тогда он сам сможет решить, к чему у него лежит душа.

♦ Разговаривайте с ребенком, не искажая слова. Если вы будете общаться с ним на «детском» языке, то правильные языковые навыки не сформируются.

♦ Ребенка нужно воспитывать в любви. Тогда он быстрее адаптируется к обществу, когда вырастет, и будет намного более уравновешенным и добрым.

♦ Будьте внимательными к чувствам ребенка. Цель родителей должна быть в том, чтобы устранить причину расстройства, а не подавлять ее.

♦ Важно в трудной ситуации предоставить крохе право выбора. Например, если ребенок рвет свежий журнал, то вместо того чтобы отругать его или хлопнуть по рукам, можно дать ему старый. Если этого не сделать, а просто отобрать, то тем самым будет подавляться очень важный импульс к деятельности.

♦ Будьте последовательными и помните, что важно, чтобы кроха вырос счастливым и удачливым, а не был всегда первым.

♦ Тренируйте память ребенка. Ему не трудно выучить то, что его интересует. Не стоит волноваться, что он переутомится. Малыш может удерживать в памяти от 100 до 200 коротких стихотворений! Нужно тренировать способности ребенка к запоминанию, пока ему это доставляет удовольствие. Если он забыл строчку, пусть повторит все стихотворение от начала до конца.

♦ Главное – вызвать интерес крохи к предмету обучения. Например, вместо того, чтобы учить малыша считать, заинтересуйте его цифрами.

♦ Малыши – замечательные подражатели и актеры. Начинают они это делать уже в первый год жизни, а на втором и третьем году они подражают сознательно. Поэтому в присутствии ребенка старайтесь следить за своим поведением. Поощряйте кроху фантазировать: попросите его изобразить животное и придумать про него историю.

Учим ребенка рисовать

М. Ибука говорил: «Я бы давал ребенку огромный лист бумаги, чтобы он ползал по нему, рисуя».

♦ В 7–10 месяцев заниматься рисованием можно 2 раза в неделю по 10–15 минут.

♦ Очень важно давать ребенку возможность рисовать и правой, и левой рукой.

♦ Во время подготовительного этапа показывайте крохе краски, называйте их, демонстрируйте сочетания цветов.

♦ Дайте ребенку два карандаша теплых тонов (желтый и оранжевый) и один холодного (зеленый или голубой).

♦ Никогда не просите малыша нарисовать для вас что-нибудь конкретное. Можете предложить несколько вариантов на выбор. Лучше пусть ребенок рисует то, что задумал сам.

♦ Не критикуйте работу маленького художника. Он рисует как умеет, зато с удовольствием. Если же вы будете постоянно его поправлять и осуждать, то он может вообще отказаться от этого занятия.

♦ Не стоит дорисовывать или улучшать что-либо в работах малыша, так как это может погасить в нем искру творчества.

♦ Не следует учить ребенка рисовать какой-либо конкретный образ, так как это может убить его фантазию. Лучше научите его приемам рисования разных форм, работе с материалами.

♦ Поощряйте нестандартные приемы работы или образы. Пусть малыш понимает, что его фантазия – это самое ценное в его рисунках.

Развивают творческие способности также и лепка, вырезание узоров из бумаги и складывание бумажных фигур. Ребенок, который научился лепить и складывать бумажные фигуры в раннем возрасте, сильно опережает своих сверстников в освоении других навыков.

Какими должны быть игрушки и как с ними играть

М. Ибуку ссылается на опыт художника Хироше Манабе, у которого была теория воспитания, испытанная на собственных детях. Он никогда не покупал им готовых игрушек, а давал им наборы деталей, из которых они могли собрать игрушку сами. Дети знали, что им никто не поможет, значит, если они хотят иметь игрушку, то должны собрать ее сами. Поэтому дети старались изо всех сил.

Это – замечательный воспитательный прием, так как он включает в себя «радость достижения», которой лишен малыш, у которого есть только готовые игрушки. При этом важно, чтобы разборная игрушка соответствовала возрастным возможностям ребенка.

Обычно первыми игрушками крохи бывают книжки и кубики. Нередко взрослые навязывают ребенку свои представления о том, как надо с ними играть. А малыш сам знает, как это делать. Поправлять кроху – значит, мешать его творческому развитию или даже лишать его желания играть вообще. Поэтому не стоит настаивать, чтобы он играл «как положено». Для ребенка игровым материалом является все, что он видит и трогает.

Лучше, чтобы малыш играл с одной игрушкой, придумывая с ней разнообразные игры. Благодаря его воображению кусок дерева может преобразиться в сказочный дом. Когда вокруг малыша слишком много игрушек, это его подавляет, и ему трудно сосредоточиться на чем-то одном.

Развиваем музыкальные способности ребенка

♦ Включайте записи детских песенок, классическую музыку. Во время ее прослушивания учите малыша притопывать ножками и похлопывать в такт ручками, кружиться вокруг себя.

♦ Учите кроху одним пальчиком нажимать на клавишу пианино. Если малыш попытается давить на клавиши кулачком, сразу же прекратите игру. На следующий день повторите попытку научить ребенка нажимать на клавиши одним пальчиком. При этом придерживайте его пальчик в своей руке.

♦ Ксилофон, металлофон, колокольчик или барабан могут стать заменителем настоящего инструмента или дополнением к нему. ♦ Усадите ребенка перед собой. Покажите ему два предмета, которые при встряхивании могут издавать звуки, например погремушку и коробочку с орехами. Потрясите их на глазах у малыша, потом спрячьте их под стол или за спину и погремите там, потом достаньте предметы и предложите крохе угадать, что это там звучало.

Постепенно увеличивайте количество звучащих предметов до пяти. Подбирайте предметы, которые издают более или менее похожий звук.

♦ Полезно с 3 лет учить ребенка игре на скрипке. Так вы не только разовьете музыкальные способности малыша, но и поможете ему приобрести уверенность в своих силах.

Развитие малыша в 2-3 года

Развитие малыша в 2-3 года: что происходит

Чувства
Это один из самых важных возрастов для эмоционального развития .

Ваш малыш переживает множество эмоций, одновременно узнавая о чувствах других людей. Истерики — обычное дело, потому что ваш малыш не всегда может сообщить о своих потребностях. Они часто не знают, как выразить словами сильные эмоции, такие как разочарование, гнев, смущение, вина и стыд.

Ваш малыш также начинает понимать, как его поведение влияет на вас и как ваше поведение влияет на него. Ваш малыш может не так расстраиваться, когда вы его покидаете. Но они по-прежнему будут хотеть вашего внимания и могут цепляться за вас, когда они устали или напуганы — или просто хотят обниматься.

Разговор
Около 2 года , малыши могут использовать предложения из 2-3 слов и говорить «я», «ты» и «я». Ваш малыш изучает и использует много слов, и его может быть легче понять, когда он говорит.

В 3 года малыши обычно могут использовать предложения из 3-5 слов или даже больше. Ваш малыш начинает учиться говорить по очереди и, возможно, сможет завязать с вами короткую беседу.

Ваш малыш учится рассказывать о том, что произошло в течение дня. С вашей помощью ваш малыш сможет расставить вещи по порядку, чтобы составить простую историю, например, «Я иду в магазин». «А что вы делали в магазине?» «Купили молока». К 3 годам ваш малыш может рассказать простую «выдуманную» историю, основанную на собственном опыте, но она, вероятно, будет довольно короткой.

В этом возрасте ваш малыш также будет говорить о людях и предметах, которых с ним нет, например, «Бабушка в магазине» или «Мой мячик на дереве».

Мышление
Все, чему малыши научились до сих пор, способствовало развитию их мышления.

Ваш малыш начинает понимать такие понятия, как время и противоположности, например, большое/маленькое и день/ночь. Ваш малыш также начинает указывать на части тела в зависимости от того, что они делают, сортирует предметы и сопоставляет формы и цвета. И ваш малыш начинает запоминать, как выглядят некоторые вещи — например, яблоки кажутся красными и круглыми.

Ваш малыш решает проблемы, пробуя разные вещи.

Игра и обучение
Игра важна, потому что именно так дети учатся.

Вашему малышу нравится играть с другими, играть в переодевания, устраивать чаепития, рисовать пальцами или кистью и играть в «драку и драку». Когда ваш малыш играет с вами или другими детьми, вы можете обнаружить, что ваш малыш стал лучше играть по очереди.

Рассказывать сказки, петь и читать – также забавные занятия для вашего малыша в этом возрасте.

Повседневные навыки
Примерно в это время малыши стремятся делать больше вещей для себя .

Например, ваш малыш, вероятно, может мыть руки, мыться во время купания, есть и одеваться, хотя ваш малыш, вероятно, лучше снимает одежду, чем надевает ее! И ваш малыш все еще учится, поэтому вам все еще может понадобиться помощь.

Вы можете привить своему малышу уверенность и независимость, позволив ему помогать вам по дому с такими делами, как подметание или вытирание пыли. Ваш малыш очень гордится тем, что он хороший помощник.

Возможно, ваш малыш уже готов начать приучение к туалету.

Движение
В этом возрасте малыши могут бегать и меньше падать. Ваш малыш начинает ходить вверх и вниз по лестнице самостоятельно, ставя обе ноги на каждую ступеньку и используя перила или стену для равновесия. Ваш малыш, вероятно, может пинать мяч и даже стоять на одной ноге в течение нескольких секунд. Ваш малыш лучше бросает через руку и ловит. Они, вероятно, используют свою предпочтительную руку для выполнения этих действий.

Если вы будете рядом, пока ваш малыш исследует мир, он будет чувствовать себя спокойно и в безопасности. Это поможет вашему малышу обрести уверенность в себе, чтобы пробовать новые вещи и исследовать их самостоятельно.

Ваш малыш так активен, что стоит подумать о том, как сделать свой дом безопасным. В этом возрасте ваш малыш также может:

  • прыгать на месте
  • кататься на трехколесном велосипеде
  • узнавать предметы и называть их
  • подниматься по лестнице то одной ногой, то другой.

Помощь в развитии малыша в возрасте 2-3 лет

Вот простые действия, которые вы можете сделать, чтобы помочь развитию малыша в этом возрасте:

  • Дайте вашему малышу возможность играть с другими: научитесь быть с другими детьми, заводите друзей и развивайте социальные навыки, такие как совместное использование и чередование.
  • Проведите время, играя на свежем воздухе: прогулки с вами позволяют вашему малышу исследовать мир и проверять свои растущие физические навыки. Когда вы находитесь на улице, помните о безопасности на солнце.
  • Поощряйте повседневные навыки, такие как использование ложки и надевание обуви. Эти навыки включают в себя как мелкие, так и крупные мышечные движения, а также способность вашего малыша думать о том, что он делает.
  • Разговаривайте со своим малышом: называйте и говорите о повседневных вещах — частях тела, игрушках и предметах домашнего обихода, таких как ложки или стулья, — развивайте языковые навыки вашего малыша. В этом возрасте вы можете научить своего малыша тому, что «стул» может быть «большим стулом», «красным стулом» или даже «большим красным стулом».
  • Придайте смысл тому, что говорит ваш малыш, слушая его и отвечая ему. Если ваш малыш говорит «Мама, молоко», вы можете ответить: «Ты хочешь, чтобы мама дала тебе молока?» Это также поможет вашему малышу почувствовать, что его ценят и любят.
  • Читайте своему малышу: вы можете поощрять речь и воображение вашего малыша, читая вместе, рассказывая истории, поя песни и рассказывая детские стишки. Эти занятия также помогают вашему малышу научиться читать, когда он станет старше.
  • Готовьте вместе с малышом: это поможет вашему малышу заинтересоваться здоровой пищей, выучить несколько новых слов и начать знакомиться с математическими понятиями, такими как «половина», «1 чайная ложка» или «30 минут». Вы можете предложить малышу простые кулинарные занятия, например, приготовить салат или приготовить бутерброды.

Когда ваш малыш осваивает новый навык, отметьте это достижение большим количеством похвалы и позитивного внимания. Также полезно помогать и поощрять вашего малыша продолжать делать то, чему он научился, даже если это сложно.

Воспитание малышей в возрасте 2-3 лет

Как родитель, вы всегда учитесь. Нормально быть уверенным в том, что знаешь. И это нормально — признать, что вы чего-то не знаете, и задать вопросы или получить помощь.

Также важно заботиться о себе. Забота о себе физически, умственно и эмоционально полезна для вас и вашего малыша. Когда вы чувствуете себя хорошо, вы можете уделять своему малышу любящее внимание, необходимое ему для роста и развития. Вы также можете направлять поведение своего малыша в позитивном ключе, даже если считаете его поведение сложным.

И помните, что частью заботы о себе является просьба о помощи, особенно если вы испытываете стресс, тревогу или гнев. Есть много людей, которые могут поддержать вас и вашего малыша, включая вашего партнера, друзей, родственников, детскую и семейную медсестру и врача общей практики.

Никогда не трясите, не бейте и не оскорбляйте малыша. Вы рискуете причинить вред своему ребенку, даже если не хотите этого. Если вы чувствуете, что не можете справиться, можно взять небольшой перерыв, пока вы не почувствуете себя спокойнее. Аккуратно положите малыша в безопасное место, например, в кроватку. Выйдите в другую комнату, чтобы глубоко вдохнуть, или позвоните в службу помощи родителям вашего штата или территории.

Когда следует беспокоиться о развитии малыша в возрасте 2 лет

Вы лучше всех знаете своего малыша. Поэтому рекомендуется посетить вашего ребенка и семейную медсестру или врача общей практики, если у вас есть какие-либо опасения или вы заметили, что у вашего 2-летнего ребенка есть какие-либо из следующих проблем.

Видение, слух и общение
Ваш малыш:

  • плохо видит или слышит предметы
  • не складывает вместе 2 или более слов, например, «Красная машина» или «Я тоже иду»
  • не может следовать простым инструкциям — например, «Возьми обувь, пожалуйста».

Поведение и игра
Ваш малыш:

  • не копирует действия или слова – например, когда поет «Головы, плечи, колени и пальцы ног»
  • не притворяется во время игры – например, не не притворяюсь, что кормит куклу
  • не проявляет чувств
  • не приходит к вам за любовью или утешением.

Движения и моторика
Ваш малыш:

  • не может ходить вверх и вниз по лестнице, даже если держится за вас или за перила
  • не может бегать
  • ему трудно обращаться с мелкими предметами – например, с карандашом или мелком
  • не пишет и не пытается рисовать.

Когда следует беспокоиться о развитии малыша в возрасте 3 лет

Если вы заметили, что у вашего 3-летнего ребенка есть какие-либо из следующих проблем, рекомендуется обратиться к семейной медсестре или семейному врачу или семейному врачу.

Видение, слух и общение
Ваш малыш:

  • не смотрит вам в глаза
  • плохо видит или слышит
  • не использует предложения из 3 слов
  • не понимает инструкции, состоящие из 2 частей – например, «Возьми свою обувь и положи ее в коробку»
  • часто трудно понять, когда говоришь с тобой, семьей или друзьями.

Поведение и игра
Ваш малыш:

  • не интересуется другими детьми
  • с трудом расстается со своим основным опекуном
  • не притворяется во время игры — например, не притворяется, что играет в «покупки» или «катание на автобусе».

Двигательные и моторные навыки
Ваш малыш:

  • не может бегать
  • не пишет и не рисует
  • ему трудно обращаться с мелкими предметами, например, с карандашом или мелком.

Обратитесь к специалисту по детскому здоровью, если ваш малыш теряет навыки, которыми он владел раньше.

Если вы или ваш партнер испытываете признаки послеродовой депрессии у рожающих матерей или послеродовой депрессии у нерожавших родителей, также рекомендуется посетить вашего ребенка и семейную медсестру или врача общей практики. Признаки послеродовой депрессии включают чувство грусти и плача без видимой причины, чувство раздражительности, трудности с преодолением трудностей и сильное беспокойство.

Развитие обычно происходит в одном и том же порядке у большинства детей, но навыки могут развиваться в разное время и в разном возрасте. Если вам интересно, идет ли развитие вашего малыша по плану, или если вы чувствуете, что что-то идет не так, лучше обратиться за помощью как можно раньше. Посетите своего ребенка и семейную медсестру или врача общей практики.

Развитие ребенка от 2 до 3 лет I Начальные блоки

Информация о коронавирусе (COVID-19) и помощь в поиске открытых детских садов.

Теперь ваш ребенок начинает испытывать границы и может закатывать истерики, поэтому важно, чтобы вы нашли для него возможность сделать перерыв, чтобы перезарядить свои батареи. Их память быстро развивается, и теперь они могут говорить о людях, которых в данный момент с ними нет. Это время, когда воображение вашего ребенка парит. Им нравится заниматься чем-то вне дома, поэтому это прекрасное время для посещения парков и игровых площадок. Время игры превращается в игру-притворство, в которой они отрабатывают навыки и имитируют ситуации, которые видят вокруг себя. Используйте это время, чтобы поговорить с ребенком об уважении к другим, чтобы он научился играть честно.

Следующая информация была получена из брошюры Рамки обучения в раннем возрасте Вехи развития, разработанной Community Child Care Co-operative Ltd NSW (CCCC) для Министерства образования.

Как вы можете поощрять обучение вашего ребенка?
  • Подарите им больше впечатлений, посетив разные места, например. парк, пляж, общественный бассейн, магазины
  • Пойте песни, слушайте музыку и танцуйте вместе
  • Опишите, что они могут видеть и слышать в своем окружении, т.е. горячий, холодный, большой, громкий, зеленый
  • Попросите их решить повседневные проблемы, например. Идет дождь, что нам нужно взять, когда мы выходим на улицу?
  • Попробуйте начать приучение к туалету. Начни с «писи» сначала
  • Дайте им коробки и блоки для сборки вещей, например. притворяться дома и мосты
  • Помогите им развить свои моторные навыки и понять такие понятия, как «ниже» и «больше», создав полосу препятствий дома, например. пройти «по» подушкам, «по» туннелю, «под» стулом
  • Поощряйте ребенка использовать свое воображение и развивать мышцы рук с помощью мелков, красок или мела

 

Какие вехи развития вы можете наблюдать?

 

Физический
  • Легко ходит, бегает, лазает, пинает и прыгает
  • использует шаги по одному
  • приседает для игры и поднимается без поддержки руками
  • ловит подкатившийся к нему мяч
  • подходит к мячу, чтобы пнуть его
  • прыгает с низкой ступеньки или через низкие предметы
  • попытка балансировать на одной ноге
  • обходит препятствия
  • способен открывать двери
  • быстро останавливается
  • движется под музыку
  • перелистывает страницы по одной
  • держит карандаш пальцами
  • использует карандаш, чтобы рисовать или чертить круги и линии; все еще можно держать в кулаке
  • одевается с помощью
  • самостоятельное кормление из посуды и чашки
Социальные
  • игры с другими детьми
  • принимает участие в простой притворной игре
  • может предпочесть однополых товарищей по играм и игрушки
  • вряд ли будет делиться игрушками без протеста
Эмоциональный
  • демонстрирует сильную привязанность к родителю (или основному опекуну)
  • показывает дистресс и протест, когда родитель или другой опекун уходит и хочет, чтобы этот человек что-то сделал для них
  • начинает проявлять вину или раскаяние за проступки
  • может с меньшей вероятностью делиться игрушками со сверстниками
  • может потребовать внимания взрослых
Познавательный
  • строит башню из пяти-семи объектов
  • выстраивает предметы в ряд в стиле «поезда»
  • распознает и идентифицирует обычные объекты и изображения, указывая
  • любит играть с песком, водой, тестом; исследует, на что похожи эти материалы, а не делает из них что-то
  • использует символическую игру, т. е. использует блок как автомобиль
  • демонстрирует знание гендерно-ролевых стереотипов
  • идентифицирует ребенка на картинке как мальчика или девочку
  • участвует в притворной игре
  • начинает считать с цифр
  • распознает сходства и различия
  • имитирует ритмы и движения животных
  • осознает пространство через физическую активность
  • может следовать в двух или более направлениях
Язык
  • использует два или три слова вместе, например. «иди на горшок сейчас»
  • «взрыв» словарного запаса и использование некоторых правильных грамматических форм языка
  • обращается к себе по имени и часто говорит «мое»
  • задает много вопросов
  • использует местоимения и предлоги, простые предложения и фразы
  • маркирует свой пол
  • копирует слова и действия
  • занимается музыкой, поет и танцует
  • любит слушать сказки и книги

 

Если ваш ребенок:

  • не хочет играть, обратитесь за советом к местному медработнику или врачу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *