10 лет

Игры на внимательность для детей 10 лет: Игры на внимательность — игры на развитие внимания у детей

Содержание

задания, упражнения и шаблоны для скачивания

В возрасте 2-3 лет память и внимание ребенка очень активно развивается и совершенствуется. Еще вчера малыш не мог запомнить свое имя, а сегодня поражает вас выученным четверостишием – такие скачки развития характерны для этого возраста. И задача родителей – давать как можно больше материала, с которым будет тренироваться ребенок. В статье расскажем, как развить память и внимание малыша 2-3 лет.

Аудио-версия статьи “21 ИГРА НА РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ И ВНИМАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ” Тег audio не поддерживается вашим браузером. Скачать. 21 ИГРА НА РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ И ВНИМАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ

Содержание

Прятки

«Мемори»

«Лото»

«Что забыл нарисовать художник»

«Я вижу…»

«Кто тут прячется»

«Что пропало?»

«Кто пришел?»

«Отправляемся в магазин»

Простые пазлы

«Повтори за мной»

Поезд

«Сохрани мой секрет»

«Сказочная память»

«Фотоаппарат»

«Навигатор»

«Слова»

«Поиск круглого или красного»

Карточки Домана

Поиск различий

«Кто что услышит?»

О чем еще не стоит забывать родителям: практические советы

Перешагнув двухлетний рубеж, ребенок уже видится в глазах родителей почти взрослым ребенком. Конечно, каждый месяц происходят разительные перемены, поэтому малыш, который недавно сосал пустышку, а тут вдруг бегло заговорил, производит впечатление почти взрослого.

Еще сильнее изменения происходят в сфере памяти и внимания. Двухлетние детки уже неплохо сохраняют концентрацию на одном занятии, могут внимательно выслушать короткую сказку или стишок, а затем рассказать в общих чертах про главных героев или основные события. Они безошибочно называют по именам своих любимых мультипликационных героев, напевают песенку из рекламы и найдут «тот самый» йогурт на прилавке магазина среди десятка похожих за две минуты.

Тем понятнее стремление родителей ещё сильнее совершенствовать навыки. Развитая память и внимание не только помогают при обучении, но и необходимы для успешной социализации. Важно отметить, что в возрасте 2-3 лет запоминание непроизвольное. То есть память выборочно останавливается на том, что интересно, понравилось малышу. А вот заучивание пока ему фактически недоступно. Поэтому для развития памяти и внимания у малышей не нужно специальных методик и тренажеров, достаточно простых игр со взрослыми и со сверстниками. В статье мы собрали как можно больше развивающих занятий.

Прятки

Спрятать можно любую игрушку. Сперва прячем ее так, чтобы ребенок видел, где она находится. Самый простой вариант – игра наподобие наперстков. Возьмите два или три непрозрачных разноцветных стаканчика, например, как для детской пирамиды. В один из них спрячьте игрушку и спросите у ребенка, где она. Затем можно менять местами стаканчики – одно действие, два, несколько. Со временем можно увеличивать количество стаканчиков. Ребенок запоминает расположение игрушки, цвет и размер стаканчика, а также следит за ним, не отводя взгляд.

Второй вариант пряток – прячем игрушку в комнате так, чтобы была видна одна ее часть. Например, ушко у мягкой игрушки. Или, если вы прячете машинку, привяжите заранее к ней веревочку, чтобы ребенок запомнил, что она есть. Затем прячьте машинку так, чтобы была видна только веревочка. Если ребенок не находит игрушку сам, можно давать подсказки. Или способом далеко/близко, или подсказкой типа «там, где ты спишь», «там, где ты рисуешь».

Также можно прятать игрушку, чтобы была видна не ее часть, а ее очертания. Например, прикрыть ее платочком.

«Мемори»

Возьмите набор для «Мемори» или распечатайте карточки сами. Это могут быть парные животные, овощи и фрукты, игрушки, машинки, мультипликационные герои, предметы одежды или мебели, то есть таким образом также можно закреплять тематические группы предметов.

Можете воспользоваться нашим комплектом карточек. Их можно скачать по ссылке ниже.

Скачать карточки

Когда ребенку только исполнилось два года, игра будет заключаться в поиске парной картинки. То есть все карточки открыты, вы показываете одну, а малыш находит вторую такую же. В возрасте 2,5-3 лет можно брать по 3-4 пары карточек и переворачивать их изображением вниз. Теперь начинается настоящее мемори, задача ребенка – открыть две карточки, запомнить, что на них изображено. Если одинаковые картинки – забрать их себе, если разные – повернуть их обратно и продолжить игру. Цель – собрать все пары. Со временем можно добавлять больше пар. А уже к 3-4 годам ребенок сможет играть в «Мемори» с напарником.

«Лото»

Еще одна классическая игра, которая развивает внимание и память. Ребенку нужно посмотреть на картинку и найти такую же на игровом поле. Сперва можно положить перед ребенком одну карточку из 6 картинок, затем увеличивать их количество. Темы для лото также могут быть самыми разными, как и материал изготовления – бумага, картон, дерево.

По ссылке ниже можно скачать набор карточек для лото.

Скачать карточки для лото

«Что забыл нарисовать художник»

В 2 года ребенок уже знаком с большинством животных. Он знает, что у слона большой хобот и уши, мышка имеет длинный хвостик, а у льва пушистая грива. Поиграйте в художников: взрослый рисует зверушку, но совсем забывает нарисовать оленю рога. Спросите: чего не хватает оленю? Также можно нарисовать зайца без ушей, поросенка без пяточка или хвостика закорючкой, тигра без полосочек, божью коровку без точек. Сперва ребенок будет только напоминать художнику, что он забыл нарисовать, а ближе к 3 годам будет стараться исправить картинку сам. Такое упражнение отлично развивает внимание, его можно повторять не только на животных, но и на других рисунках.

Мы собрали для вас карточки, на каждом рисунке чего-то не хватает. Скачать их можно по ссылке ниже.

Скачать карточки

«Я вижу…»

В эту игру можно играть на прогулке или по дороге в детский сад. 

Взрослый описывает предмет, который он видит, а ребенку нужно догадаться, о чем он говорит. Можно для начала сузить сферу, например, подмечать только цветы. Тогда это будет выглядеть так: «Я вижу цветок с желтой серединкой и белыми лепестками». Или искать машины: «Я вижу машину с большим кузовом и синей кабиной».

«Кто тут прячется»

Возьмите 3-4 картинки, рассмотрите их с ребенком, обсудите, чтобы он получше их запомнил. Затем переверните все картинки изображением вниз, не меняя их расположение. Спросите у ребенка: кто/что прячется за этой картинкой? Похвалите ребенка, поменяйте местами карточки (в открытую), а затем вместе переверните их и повторите игру.

Для игры можно взять вот такие картинки:

Скачать можно по этой ссылке:

Скачать картинки

«Что пропало?»

Играть можно как с обычными игрушками, так и с карточками, например, такими, как в предыдущей игре. Вы берете три предмета, показываете их ребенку, запоминаете. Затем малыш закрывает глаза, а вы убираете один из них. Задача ребенка – назвать, какой предмет потерялся. Когда ему удалось запомнить три предмета, можно добавить еще один или два.

Если вы играете не с карточками, а с игрушками, можно инсценировать сценку. Например, в гости к мишке пришел зайчик, обезьянка и коза. Мишка стал угощать зверушек: зайчик любит морковку, обезьяна бананы, а коза капусту. Мишка ушел на кухню доставать лакомства для зайчика, обезьянки и козы. Когда он вернулся, заметил, что один гость пропал. Кто ушел от мишки первый? При этом важно несколько раз повторять название игрушек, чтобы ребенок их получше запомнил.

«Кто пришел?»

Обратный вариант игры. Теперь мы не убираем одну игрушку, а добавляем. Суть заключается в том, чтобы ребенок запомнил предыдущий состав предметов и определил, кто/что появилось недавно. Играть также можно с карточками, а можно с игрушками.

«Отправляемся в магазин»

Разложите игрушки на импровизированном прилавке. Лучше всего для игры подходят пластиковые овощи и фрукты, но можно устроить магазин игрушек. Ребенок играет продавца. Взрослый сам или с помощью игрушек приходит в магазин и обращается к продавцу: «Дайте, пожалуйста, морковку, капусту и яблоко». Задача ребенка – запомнить сразу 2-3 предмета, которые нужно дать.

Если малыш сейчас как раз изучает цвета, то будет кстати уточнять: «Зеленое яблоко и синий виноград». А если вы на этапе изучения счета до 5, то можно добавлять числительные: «Дайте, пожалуйста, два яблока и одну морковку».

Простые пазлы

Пазлы из двух-трех частей отлично развивают внимание, но также они полезны для логического мышления. В 2 года можно брать такие пазлы:

Кто где живет. Ребенок запоминает, что мишка живет в берлоге, а паук на паутине. Например, можно брать такие пазлы.

Кто что ест. Аналогично, развивается память – не просто запомнить любимые лакомства всех зверей. 

Мамы и малыши. Учит запоминать названия малышей: жеребенок, теленок, ягненок, щенок. А также важно внимание, чтобы найти у мам и малышей схожие черты и соединить их. Вот пример таких пазлов.

Одиночные предметы, разрезанные на 2-3 части. Они больше направлены не на память, а на внимание и логику. Подборка простых картинок:

Скачать пазлы для детей 2-3 лет можно скачать по этой ссылке:

Скачать пазлы

«Повтори за мной»

Стишки с движениями можно практиковать уже с 1-1,5 лет, но в 2-3 года они просто будут немного сложнее: больше движений, слов. Со временем ребёнок будет не только повторять движения, но и договаривать слова потешки. Проводить такие занятия легко, встаньте перед ребёнком, произносите слова стишка и показывайте движения, малыш сам начнет повторять за вами. Со временем можно не показывать движения, ребенок сам их вспомнит, а затем уже будет и вовсе «выступать» перед публикой со своим репертуаром.

Вот тут собраны варианты потешек, которые подойдут с 2 лет:

Нарисуйте поезд с 3-4 вагонами или скачайте и распечатайте эту картинку: 

Скачать картинку

Отдельно нарисуйте или распечатайте изображения зверушек, если есть карточки или какие-нибудь фишки для другой игры, подойдут и они. Расскажите, что все звери сегодня пассажиры, они поедут на поезде. У них есть билеты, и на каждом билете написано место. Разложите зверушек по местам, например, лисичка едет в первом вагоне, волк во втором, а сова в третьем. Дайте время малышу запомнить, где чье место. Затем дайте ребенку в руки всех зверушек и попросите его рассадить пассажиров по своим вагонам.

«Сохрани мой секрет»

Сделайте игрушечный комод из скрепленных спичечных коробков. Или используйте другие непрозрачные коробочки, которые малыш сам сможет открыть и закрыть. Пригласите в гости куклу. Кукла приходит и просит ребенка: спрячь, пожалуйста, мой секрет в свой шкаф (вместо секрета может быть камушек, бусинка или любая другая мелкая деталька). 

Ребенок сам выбирает, в какой шкафчик положить секрет, складывает сокровище куклы. Затем кукла ненадолго отвлекает его от комода разговорами. Это нужно, чтобы потянуть время. Наконец, кукла собирается уходить из гостей и просит вернуть ее секрет. Задача ребенка – вспомнить спустя время, куда именно он положил сокровище куклы, в какое отделение.

«Сказочная память»

Скорее всего, за первые два года своей жизни малыш уже много раз слушал сказки про Колобка, теремок и репку. Если вы их давно не читали, повторите сказку перед началом игры. Теперь распечатайте и вырежьте всех персонажей. Каждая из этих сказок представляет собой последовательность героев – кто за кем приходит, кто кого тянет и пр. Поэтому, рассказывая сказку, задавайте наводящие вопросы: кто тянет репку? Кого первым встретил Колобок? Кто постучался в теремок? Раскладывайте персонажей, проговаривайте реплики героев, они, в основном, тоже цикличны и легко запоминаются. Это будет первый опыт театральной игры для ребенка.

Вот тут можно скачать всех персонажей для сказок:

  • «Колобок» 
  • «Теремок»
  • «Репка»

«Фотоаппарат»

А теперь предложите ребёнку побыть фотоаппаратом. Пусть он поставит руки рамочкой и репетирует звук щелчка затвора.

Что можно фотографировать? Людей, предметы, животных. После того, как ребенок сделал снимок, ему нужно отвернуться и на память описать предмет на фото. Отлично работает с описанием людей: детали одежды, цвет волос и пр.

«Навигатор»

Если среди родителей есть автолюбители, ребенок, скорее всего, уже знаком с навигатором. В следующий раз, когда вы будете пешком возвращаться домой с детской площадки или из садика, попросите малыша побыть вашим навигатором. Иными словами, пусть он показывает дорогу. 

Попутно можно обсуждать, что вы видите по пути – здания, деревья, дорожные знаки, т.к. они являются ориентирами. Игра замечательно развивает фотографическую память, а также навыки ориентации на местности. Ближе к 3 годам можно начать изучение понятий «право» и «лево». Также к 3 годам уже бывают освоены числа до 5. Поэтому к направлению движения навигатор может добавлять количество шагов.

«Слова»

Универсальная устная игра, которая одновременно развивает слуховую память, внимание, фонематический слух, а также переводит слова из пассивного словаря в активный. «Слова» – это те же «Города», только для маленьких. Идея в том, чтобы называть слова на тот звук, которым заканчивается предыдущее слово. 

Иногда вычленение звуков в конце слова бывает сложным даже для детей 2,5-3 лет. Тогда можно по очереди называть слова, которые начинаются на один звук. Для детей, которым только исполнилось 2 года можно выбирать слова из одной тематической группы – «Каких животных ты знаешь? Давай называть овощи и фрукты?»

«Поиск круглого или красного»

В 2-3 года дети активно изучают цвета и формы, поэтому игра будет закреплять этот навык. Также она тренирует зрительное внимание малыша.

Во время прогулки ищите предметы одного цвета или одной формы. Что бывает круглое? Колесо машины, дорожный знак, карусель, пенек от дерева. А что красное? Ягоды рябины, крыша дома, свитер у прохожего.

Играть можно и дома, например, разглядывая иллюстрацию в любой книге. Или для находок можно использовать специальные задания-тренажеры. В них важно распечатывать рисунки в цвете. Скачать их можно по ссылке ниже.

Скачать задания

Кстати, на сайте Академии Любознательности есть отдельные статьи, посвященные изучению цветов и геометрических форм для детей 2-3 лет.

Другой вариант «Находилок» – это поиск среди похожих рисунков одной отличной картинки. Для детей 2-3 лет рисунки должны быть крупными и максимально отличающимися. Как вот тут: 

Скачать карточки можно по этой ссылке:

Скачать карточки

Карточки Домана

Приверженники теории развития ребенка Глена Домана используют карточки уже с 6 месяцев и до 3-4 лет. В возрасте 2 лет методика остается актуальной. Особенно она привлекает своей простотой – нужно ежедневно по 5-10 минут в день показывать карточки с реальными фотографиями предметов и давать их названия. Затем можно выкладывать карточки на стол и просить показать тот или иной предмет. Так развивается фотографическая память, расширяется словарный запас. Особенно актуально это для детей, которые еще не умеют говорить, ведь из-за этого часть предложенных нами игр для них пока что недоступна.

Кстати, карточки Домана можно использовать как основу для разных игр, а также для изучения тематических блоков. Например, прошли цвета по карточкам, а потом закрепили активной игрой и рисованием. Так развивается не только фотографическая память, но и ассоциативное мышление. Мы подготовили карточки Домана для самых маленьких, объединив их по 20 темам: от животных и растений до музыкальных инструментов и транспорта. Скачать материалы можно здесь: 

Скачать карточки Домана

Поиск различий

Классическое задание часто встречается в детских журналах и книжках с развивашками. Впервые познакомиться с ним можно уже в 2-3 года. Поиск различий на картинках хорошо развивает внимание, усидчивость, а также умение сосредоточиться. Для начала нужно брать очень простые картинки, на которых отличия буквально бросаются в глаза. Сразу малыш не поймет вашу просьбу, если вы предложите ему найти отличия. Сперва помогите ему, рассмотрите и обсудите обе картинки. Заострите внимание на предмете, который на втором рисунке исчезнет. А уже потом по аналогии спрашивайте, чего не хватает.

Варианты картинок на поиск отличий ниже. Скачать их можно по ссылке ниже.

Скачать картинки

«Кто что услышит?»

Игра предназначена для развития слухового внимания. Вам понадобится ширма, а также несколько разных звенящих предметов. Можно взять детские музыкальные инструменты, говорящую куклу, жужжащую машинку, колокольчик, молоточек. 

Сперва без ширмы напомните ребенку, как что звучит. Затем закройте ширму и попросите угадать, что сейчас звенит?

О чем еще не стоит забывать родителям: практические советы

Все повседневные и познавательные занятия и игры с ребенком 2-3 лет так или иначе формируют его память и внимание, потому что в этом возрасте на малыша направлен непрерывный поток новой информации. Она исходит отовсюду – из разговоров и игр со сверстниками, от родителей и воспитателей, из книжек и мультфильмов, просто от наблюдений за внешним миром. И самое важное для родителей – это контроль этого потока информации, его фильтрация, управление им, как руслом реки.

Именно поэтому важно следить за теми мультиками, какие ребенок смотрит, тщательно выбирать книги для совместного чтения и с пристрастием отнестись к выбору игрушек.

Развитию памяти и внимания ребенка 2-3 лет также способствуют:

Прогулки в новых местах, посещение зоопарков, детских спектаклей, торговых центров, парков, лесов.

Чтение с элементами пересказа и наводящими вопросами.

Заучивание стихотворений. Как мы говорили, у детей 2-3 лет память очень выборочная, они запоминают только то, что им понравилось. Поэтому стишок нужно рассказывать с интонациями, сопровождать декламацию движениями, показывать картинки – тогда есть шанс, что уже через несколько прочтений ребенок начнет за вами повторять.

Разглядывание и обсуждение иллюстраций.

Бытовые дела – чистка зубов, приготовление пищи, стирка, так как все это включает в себя запоминание последовательности действий.

Утренняя зарядка или танцы вместе со взрослыми развивают мышечную память.

Любые игры или занятия на развитие речи, так как они способствуют запоминанию слов.

Изучение цветов, геометрических форм, цифр. Любая новая категория требует памяти и внимания при изучении. В статье “Математика для малышей 2-3 лет. Изучаем цифры и учимся считать” собраны игры и упражнения для изучения цифр и счета с малышами 2-3 лет.

Знакомство с новыми людьми – взрослыми и детьми. Расширение круга общения требует от ребенка запоминания внешности, имени, особенностей поведения нового человека (Что от него ожидать? Во что с ним поиграть?). Поэтому вместо затворничества дома выбирайте общение на детской площадке, посещение садика, хотя бы на 2-3 часа в день, выходные в игровых комнатах и на детских мастер-классах.

Постоянное общение с родителями. Даже если ваш малыш еще не говорит предложениями, он ждет обращенную к нему речь и поддерживает диалог так, как умеет. Чем вы больше с ним говорите, тем больше слов и новой информации он запоминает.

Поручения. Каждый день давайте простые поручения (принести игрушку, открыть дверь, отнести штанишки в стиральную машину, вытереть тряпочкой пролитую воду) и несложные последовательности действий (сначала сними ботинки, потом залезай на стул). Это увеличивает внимание к обращенной речи и тренирует память.

Развивая память и внимания у малыша 2-3 лет, вы готовите его к садиковской и школьной жизни, облегчаете ему запоминание любой информации. Хорошая память и внимание – основа для развития речи, логического и ассоциативного мышления.

Детские игры на внимательность

Внимание – очень важное качество. Многим детям сложно сосредоточиться на чем-то одном в течение длительного времени, особенно если это однообразно и неинтересно.

Любые качества, в том числе и внимательность, у ребенка легче и быстрее воспитать посредством игры. Все дети любят играть, а то, что нравится, не утомляет. В данной статье речь пойдет о детских играх на внимательность. Но прежде, чем предложить ребенку какую-либо игру, родитель должен сам усвоить несколько важных моментов.

 

 

 

 

Родителям о внимании и внимательности

 

Чтобы развить внимательность у ребенка, следуйте следующим несложным правилам.

 

  1. Важно поставить перед собой четкую задачу. Решите для себя, каких результатов вы хотите добиться. Не стоит предъявлять завышенные требования, ориентируйтесь на способности собственного ребенка. Если ребенку трудно удержать внимание даже тогда, когда его об этом просят, то для начала задача будет такова: объясните ребенку, что такое внимательность, затем постарайтесь удержать его внимание хотя бы в течение 10 минут. Естественно, постепенно задача должна усложняться.
  2. Во время игры с ребенком проявляйте доброжелательность, ни в коем случае не раздражайтесь, вам так же как и вашему ребенку следует сосредоточить свое внимание на выполняемых действиях и не думать о делах и проблемах. Ребенок должен чувствовать, что вам интересно играть с ним в те игры, которые вы предлагаете.
  3. Тренировка внимательности ребенка должна быть регулярной. Если вы будете заниматься с ребенком лишь время от времени, то никаких результатов не добьетесь.
  4. Прежде чем затевать какие-либо игры на внимательность, убедитесь, что ребенок понимает само слово «внимание».
  5. Развивать внимательность при помощи игры можно не обязательно в специально отведенные для этого часы. Также можно использовать то время, когда нужно сделать какие-то повседневные дела, не требующие от вас чрезмерной увлеченности ими. Например, можно давать ребенку задания на внимательность, когда вы идете с ним в магазин или едете в автобусе. Предложите в уме считать машины или пешеходов, отдельно тех, которые движутся в вашем направлении и тех, кто движется навстречу. Также можно осуществлять развитие внимательности, занимаясь домашними делами: например, попросить ребенка убрать за собой игрушки не как обычно, а в соответствии с цветом или размером. Загадки на внимательность – это тоже своего рода игра, их можно загадывать ребенку, даже когда вы вместе лепите пирожки или моете посуду.
  6. Если ребенок уже занят каким-то делом, не стоит отвлекать его для игр и упражнений.

 

 

 

Игры на внимательность для одного ребенка

 

Игра «Корректор»

 

Все, что потребуется, это ручка и лист бумаги с крупным текстом. Дайте ребенку задание вычеркнуть какую-либо одну букву (например, «А») из всех слов в тексте. Со временем попробуйте усложнить задание: одну букву вычеркивать, а другую, например, обводить в кружок.

 

Игра «Да и нет»

 

Это популярная детская игра, в которой ребенок должен отвечать на задаваемые ему вопросы, не употребляя слов «да» и «нет». В данную игру может играть и несколько детей.

 

Игра «Запрещенная буква»

 

Она похожа на предыдущую, но немного сложнее. Ответ ребенка на все вопросы не должен содержать ту букву, которую вы условились не называть (например, буква «О» не должна звучать ни в одном слове ответа). Игра также подойдет и для коллектива.

 

Игра «Дрессированная муха»

 

Расчертите квадратный лист бумаги на 16 клеток. Отдельно возьмите пуговку или игровую фишку, но лучше всего будет, если вы нарисуете на картоне и вырежете какое-либо насекомое (размер должен совпадать с клеточкой или быть меньше). Управлять мухой будет ребенок, а вы будете ее дрессировщиком. Отдавайте команды, в том числе команды, состоящие из нескольких ходов. Например, «две клетки вправо, одна вверх и четыре вниз». Ребенок должен просчитать ходы в уме и поставить муху на нужную клетку.

 

 

 

 

Игры на внимательность для детского коллектива

 

Игра «За себя не отвечаю»

 

Играющие рассаживаются парами друг напротив друга. Между ними ходит ведущий и задает разнообразные вопросы. Суть игры в том, что отвечать на вопросы должен не тот, кому они заданы, а игрок, сидящий напротив. Отвечать нужно быстро и по существу, хотя, мнения напарников могут и не совпадать. Вот пример: «Ты любишь читать книги?» Ответ напарника может быть таким: «Нет, книги он не читает, предпочитает смотреть телевизор». Если проводить игру в быстром темпе, то кто-нибудь рано или поздно ошибется и не ответит на вопрос за напарника (либо ответит сам за себя).

 

Игра «Что изменилось?»

 

У этой игры существует несколько различных вариантов.  Предлагаем один из них. Все игроки встают в линию, а один внимательно их рассматривает и запоминает внешний вид. После чего он должен выйти или отвернуться, а затем назвать изменения, которые произошли с игроками (например, челка на другой бок, закатанные рукава).

 

Игра «Запрещенное движение»

 

Игроки должны повторять за ведущим все его движения, кроме “запрещенного”. Это может быть, например, хлопок или поднятие левой руки вверх. 

 

Игра «Стулья»

 

Эта общеизвестная детская игра имеет множество вариантов. Стулья расставляются по кругу (их количество должно быть на 1 меньше, чем игроков). Дети встают вокруг стульев. Когда зазвучит музыка, игроки начинают движение по кругу. После того, как музыка стихает, они стремятся сесть на любой из стульев. Естественно, одному, самому невнимательному и нерасторопному, стула не достается, и он выбывает из игры. Далее один стул убирается, и игра продолжается, пока не будет выявлен победитель. Выше описан самый популярный вариант игры. Но для развития внимательности лучше заменить музыку на текст. Нужно условиться с игроками в начале игры, что садиться на стулья они могут только тогда, когда услышат определенное слово, например, “внимание”. Ведущий должен читать заранее приготовленный текст монотонно, не выделяя никакие слова интонацией, особенно то, на котором условились.

 

 

 

Как развить произвольное внимание у ребенка?

 

Во-первых, здесь действуют все те же правила для родителей, что описаны выше. Важны регулярность, терпение, доброжелательность и заинтересованность. Но для развития произвольного внимания следует еще позаботиться о наличии мотивации у ребенка. Поощряйте ребенка за хорошие оценки и любые успехи. Заинтересованность в награде за труд и усидчивость всегда имеет хороший результат.

 

 

 

Заключение

 

О том, как развить у ребенка внимательность, нужно задумываться намного раньше того момента, когда эта проблема станет явной. К сожалению, очень часто о том, что ребенок невнимателен, родители узнают уже от школьных учителей, ведь именно в школе мозг впервые подвергается нагрузке, которая может стать для детей, не умеющих сконцентрировать свое внимание, непосильной.

Уже в раннем детстве у ребенка должно быть хорошо развито непроизвольное внимание. Последите за тем, легко ли он воспринимает и запоминает все яркое, шумное, привлекающее внимание.

К 7 годам у ребенка уже должно в достаточной степени развиться произвольное и постпроизвольное внимание, когда важно сосредоточить внимание не на том, что интересно, а на том, на чем необходимо.

 


 

Игры на развитие внимания для детей 6 лет – видео

 

 

 

13 веселых занятий по развитию внимательности для детей

Детям не приходится сталкиваться с ежедневными стрессовыми факторами взрослой жизни, но иногда они испытывают тревогу, как и все мы. Родители задаются вопросом, что делать, чтобы помочь своим детям успокоиться в таких ситуациях. Тревожные взрослые часто получают пользу от практики осознанности, определяемой как менталитет, достигаемый за счет сосредоточения внимания на настоящем и принятия своих мыслей и чувств в данный момент. Это не просто медитация, есть упражнения на осознанность, которые понравятся детям.

Хотя в последние годы его популярность резко возросла, осознанность — это не просто причуда. Это научно обоснованная практика. Внимательность снижает уровень беспокойства и стресса и улучшает общее настроение человека.

Может ли внимательность работать и с детьми? Эксперты говорят, что да. Исследования воздействия осознанности в классе показали, что эта практика повышает успеваемость , повышает оптимизм и успокаивает тревогу. Научившись осознанности в раннем возрасте, дети вырастут здоровыми взрослыми, способными справляться со стрессом.

Хотя уговорить беспокойного ребенка усидеть на месте и помедитировать в течение получаса может быть сложно, есть множество других занятий, которые вы можете попробовать. Если вы ищете занятия по развитию осознанности для детей, вот 13 идей.

13 упражнений на осознанность для детей, которые учат жить настоящим моментом в увлекательной игровой форме

1. Надуйте мыльные пузыри

Дети обожают мыльные пузыри! Пусть ваши дети медленно вдохнут, а затем расслабятся, выдыхая в палочку для пузырей. Скажите им визуализировать свои тревожные мысли внутри пузыря и наблюдать, как пузырь уплывает в воздух и лопается. После того, как пузырь исчезнет, ​​исчезнут и детские заботы. Это упражнение — хороший способ научить ваших детей осознанному дыханию, которое может помочь им быстро успокоиться в стрессовых ситуациях.

Выдувание мыльных пузырей — тоже осознанное занятие. Это выводит ребенка из головы и заставляет сосредоточиться на выдувании мыльных пузырей. Хотите бросить им вызов и заставить их больше сосредоточиться? Попросите их надуть самый большой пузырь, на который они способны! Смотрите, как они загораются с попыткой за попыткой.

Бесплатное приложение для медитацииDeclutter The Mind — это приложение, которое научит вас медитировать, поможет сформировать привычку к регулярной практике и расширит ваш разум до учений внимательности.

Загрузить приложение

2. Сосредоточьтесь на 5 чувствах

Научите своих детей, как присутствовать в данный момент, используя свои чувства. Это классическое упражнение на внимательность отвлекает их от забот, заставляя их взаимодействовать с непосредственным окружением. Потратив минуту на то, чтобы сосредоточиться на каждом чувстве, вы сможете замедлить бег тревожных мыслей.

Чтобы выполнить упражнение «Пять чувств», дети должны осмотреться и задать себе следующие вопросы:

  1. Что я могу увидеть?
  2. Что я слышу?
  3. Что я чувствую?
  4. Что я чувствую?
  5. Что можно попробовать?

Представьте реквизит и даже вещи, которые они, возможно, никогда раньше не нюхали, не слышали, не видели и не чувствовали. Дайте им опору, попросите их использовать свои чувства, чтобы подробно описать объект. Объект грубый или мягкий? Он тяжелый или легкий? Пахнет хорошо или плохо?

3. Нарисуй

Рисование — одно из самых увлекательных занятий для детей. Скажите своим детям, чтобы они закрыли глаза и подумали о чем-то, что делает их счастливыми. Как только они что-то решили, дайте им блокнот и несколько мелков и попросите их нарисовать это.

Пока они рисуют, попросите их подумать о том, каково это держать карандаш. Затем попросите их сосредоточиться на текстуре бумаги. Попросите их описать цвета, которые они используют на картинке. Это успокоит тревожные мысли детей, полностью сосредоточив их внимание на рисовании.

Предложите ребенку описать, что он рисует вслух. Вы также заметите, что они могут отвлекаться и говорить о других вещах во время рисования. Когда это произойдет, мягко попросите их описать, что они делают. “Что ты сейчас делаешь?” «Какую часть вы рисуете сейчас?»

4. Наслаждайтесь осознанным перекусом

Научите своих детей практике осознанного питания , дав им полезный перекус, например, яблоко или батончик мюсли. Прежде чем они съедят лакомство, попросите их рассмотреть его, сосредоточив внимание на его форме и цвете. Попросите их описать, как закуска ощущается в их руках. После того, как они откусят, скажите им, чтобы они подумали о вкусе и текстуре лакомства.

Осознанное питание имеет ряд преимуществ. В дополнение к успокоению беспокойства, 9Исследования 0007 показывают, что эта практика может помочь предотвратить плохое пищевое поведение , такое как переедание, позволяя организму легче распознавать сытость. Сосредоточение внимания на опыте также может сделать перекус более приятным.

5. Выйдите на прогулку

Физическая активность может снизить уровень стресса, поэтому возьмите с собой детей на прогулку по окрестностям, чтобы сжечь немного энергии. Детям не нужно знать, что это медитация при ходьбе , чтобы это был осознанный опыт. Это одно из самых простых занятий для детей, а также отличная возможность научить их наслаждаться природой и ценить свое окружение. Кроме того, у детей уже есть тонна энергии, поэтому может быть сложно удерживать их неподвижными дольше, чем несколько минут, пока вы пытаетесь выполнять с ними упражнения на внимательность!

Пока вас нет, попросите их описать некоторые вещи, которые они видят. Попросите их замечать и указывать на любые шумы или звуки. Попросите их указать на любые запахи. Попросите их назвать цвета, которые они видят. Чтобы сделать это больше похожим на игру и более увлекательным (во время тренировки осознанности), называйте цвета радуги и попросите их указать или определить объекты того цвета, который вы называете. Красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый.

6. Дыхание напарника

Концепция упражнений осознанного дыхания может быть трудна для понимания маленькими детьми, поэтому заручитесь помощью любимого плюшевого мишки. Попросите детей лечь на спину. Положите на живот каждого ребенка мягкую игрушку и попросите их осторожно положить на нее руки. Сосчитайте до 3 и попросите их дышать через нос. Когда они вдыхают, скажите им, чтобы они сосредоточились на ощущении воздуха, раздувающего их животы. Сосчитайте до 4 и попросите их выдохнуть через рот. Мягкие игрушки будут подниматься при вдохе и опускаться при выдохе, обеспечивая хорошее визуальное представление о том, что происходит внутри их тел.

Глубокое дыхание — фантастическое упражнение на внимательность. Недавнее исследование , проведенное Университетом Ватерлоо , показало, что осознанное дыхание улучшает работу мозга и уровень энергии. Оно также расслабляет ум и тело, поэтому обучение этому упражнению позволяет тревожным детям быстро успокоиться.

7. Сделайте свои собственные мячи для снятия стресса

Дополнительным преимуществом этой забавной поделки является то, что ваши дети станут отличным инструментом для развития внимательности. Возьмите разноцветные шарики и вставьте в горлышко воронку. Помогите своим детям аккуратно налить начинку по вашему выбору. Попробуйте муку, песок или кукурузный крахмал, чтобы получить мягкие антистрессовые шарики. Вы также можете использовать сухой рис или птичий корм для более твердой текстуры и менее грязного опыта.

Когда шарики будут наполнены, завяжите их и позвольте детям украсить снаружи красками или наклейками. Мячи для снятия стресса позволяют детям физически снять любые негативные чувства, просто сжав их. Они также отлично подходят в качестве объекта, на котором можно сосредоточиться во время медитации.

8. Почувствуйте ритм

Поощряйте своих детей выплескивать энергию, выполняя прыжки или бег на месте в течение 30 секунд. После того, как они закончат, попросите их сесть, закрыть глаза и положить руку на сердце. Скажите им, чтобы они сосредоточили все свое внимание на том, как ощущается их сердцебиение. Спросите их, чувствуют ли они, как замедляется их сердцебиение во время отдыха. Затем пусть они сосредоточатся на своем дыхании. Попросите их обратить внимание на глубокое дыхание, а не на самостоятельное дыхание тела. В конце упражнения попросите их поделиться любыми другими физическими ощущениями, которые они испытывают. Это отличное упражнение для обучения внимательности учеников начальной школы, поскольку оно сочетает в себе что-то физическое с чем-то, что поощряет внимательное осознавание.

9. Ведение дневника с подсказками

Научите детей внимательности с помощью простого письменного задания. Принесите цветную бумагу и мелки их любимого цвета и оставьте им простую подсказку, чтобы писать и рисовать: «Сегодня я чувствую…». Убедитесь, что вы дали им понять, что здесь нет правильного или неправильного ответа. Даже рисование солнца — это способ для ребенка осознанно выразить свои чувства.

Оставьте им бумагу разного цвета для каждого дня недели с уже написанной для них подсказкой. Они могут сделать это утром или после того, как вернутся из школы. Как только занятие становится для них рутиной, они могут заниматься этим в частном порядке и для развлечения. Вместо того, чтобы просто ощущать или воспринимать эти чувства, они начинают излагать их на бумаге и давать им имена. Это научит детей лучше знакомиться с различными чувствами, которые они испытывают в течение дня, практикуя осознанность.

10. Простое и веселое сканирование тела

В то время как формальная практика медитации может быть сложной для детей, простое сканирование тела, которое вы проводите с ребенком, может стать одним из многих увлекательных занятий по развитию осознанности, которым вы обучаете детей. Попросите ребенка сесть, закрыть глаза и начать «игру сканирования тела». Затем попросите ребенка прикоснуться рукой к различным точкам тела, к которым вы предлагаете прикоснуться. Вероятно, будет проще, если вы предложите им сделать это в первый раз, когда они выполнят эту практику осознанности с открытыми глазами, наблюдая за тем, как вы это делаете.

«Рука к макушке. На что похожа верхняя часть головы? Тепло? Это волосатый? Это мягко? Он круглый?»

«Рука к животу. Как ощущается живот? Одежда мягкая? Живот не чешется?»

И продолжайте направлять их с помощью забавных подсказок и глупых названий и описаний частей тела. Все время спрашивая их, как эта часть ощущается в настоящий момент.

11. Внимательное слушание

Эта практика осознанности для детей требует некоторой подготовки, но она наиболее близка к формальной практике осознанности и медитации, которую может выполнять ребенок любого раннего возраста. Это может даже быть способом познакомить младших школьников с внимательностью.

Есть два способа настроить увлекательное занятие по внимательному прослушиванию. Первый заключается в том, чтобы просто попросить детей сесть с открытыми или закрытыми глазами и послушать различные распространенные звуки животных, а затем написать или назвать животных, которых они слышали. Сосредоточение внимания только на одном чувстве — отличный способ стать более внимательным и дать ученикам возможность научиться внимательности.

Другое упражнение на внимательное слушание, которое вы можете попробовать, требует дополнительной подготовки и превращает это упражнение в веселую игру. Вы воспроизводите два одинаковых звуковых клипа, но добавляете к одному из них тонкий звуковой эффект и просите детей записать или назвать разницу в обоих клипах. Например, вы можете воспроизвести короткий 10-секундный аудиоклип о людях, играющих в баскетбол. Но когда вы играете во второй раз, вы добавляете звуковой эффект музыки ветра в середине. Занятия осознанностью для детей могут быть играми. Если вы обнаружите, что некоторые возрастные группы просто не так увлечены практикой осознанности, как другие, попробуйте ввести некоторые игры.

12. Упражнение на благодарность

Практика внимательности касается не только настоящего момента и чувств. Внимательность для детей может быть и взрослой деятельностью. Напоминание вашим детям думать о вещах, за которые они благодарны, не только научит их внимательности, но и вызовет больше положительных эмоций. Кроме того, ответы могут удивить даже взрослых! Вы будете удивлены, насколько яркими и креативными могут быть некоторые ответы. Это может даже дать вам как взрослому новые вещи, за которые можно быть благодарными, и некоторые перспективы.

Сделай это частью своей повседневной жизни. Либо во время завтрака, либо забирая их из школы, либо укладывая спать ночью. Просто спросите: «За что вы благодарны сегодня?» Если они повторяют предыдущий ответ, спросите «что еще?» Вы даже можете задать им вопрос: «Почему вы благодарны за это?» или «Как вы себя чувствуете, будучи благодарными за это?». Если ваш ребенок не может найти ответ, сначала поделитесь с ним, за что или за что вы благодарны.

13. Медитация осознанности для детей

Наконец, существуют формальные практики медитации для детей, которые могут помочь как в обучении детей осознанности, так и в обучении осознанности. Тем не менее, я бы рекомендовал сначала изучить другие занятия для детей, перечисленные ранее, прежде чем думать о , как научить детей медитации . Медитация — это вариант, когда ребенок практиковал присутствие и осознанность посредством деятельности, о которой мы упоминали ранее. Существует множество инструментов и ресурсов, которые помогут вам в этом, но вы также можете попробовать простую 5-минутную практику медитации под руководством нашего приложения 9.0007 Разбери разум и переделай его для своего ребенка.

Вот легкая и простая медитация осознанности, которая включает в себя глубокие вдохи и в то же время делает ее увлекательной для детей.

  1. Лягте на спину и положите руки на живот.
  2. Сделайте глубокий вдох и обратите внимание на то, как поднимается и опускается живот. Обратите внимание на то, как руки скользят по животу, как парусник по волнам.
  3. «О чем ты думаешь?» Если это что-то иное, чем практика или парусники и волны, вернитесь к наблюдению за тем, как руки медленно скользят по волнам живота. Руки как парусник на животе.
  4. Считайте вдохи по мере их прохождения. Каждый глубокий вдох, 1. Каждый выдох, 2.
  5. Наконец, вспомните кого-нибудь, кто делает вас счастливым. Он может быть реальным или вымышленным.
  6. В конце практики пошевелите пальцами ног, рук, ног и пальцев.
  7. Встань и улыбнись.

Ваша очередь

Обучить детей медитации проще всего, если познакомить их с увлекательными упражнениями на развитие осознанности. Детям не нужно быть рутиной или супервысоким уровнем, чтобы начать видеть 9Преимущества 0007 и изучение полезности внимательности на ранней стадии.

Неважно, понимают ли ваши дети философию внимательности, как она работает или даже почему важно учиться. Вместо этого сделайте это забавным. Помогите им развить навык, чтобы, когда они станут старше, они были лучше подготовлены к обучению медитации осознанности и лучше управляли своими эмоциями и счастьем.

У вас есть рекомендуемое занятие, которое учит детей внимательности? Поделитесь им в комментариях ниже.

5 Игры осознанности – внимательность для детей и подростков

Самое замечательное в осознанности то, что вы можете практиковаться во время обычных занятий и даже превращать знакомые игры в практику осознанности.

Любую рутинную деятельность можно превратить в практику внимательности, если вы сосредоточите на ней все свое внимание, но эти игры идеально подходят для развития внимательности.

Вы можете познакомить детей с концепцией осознанности с помощью таких игр, как Jenga и Simon Says. Теперь это звучит как очень весело, не так ли?

Когда я учу взрослых внимательности, мне нравится вмешивать некоторые детские занятия, чтобы при случае сделать их игривыми.

Внимательность не должна быть такой серьезной.

Особенно с детьми вы хотите, чтобы ваша практика продолжалась весело и увлекательно.

Следующие игры помогают детям научиться:

сосредоточению внимания,

осознанию тела,

и тому, как успокоиться.

Готово, настройтесь, ИГРАЙТЕ!

 

1. Внимательная игра: Балансировка на одной ноге

Цель: Осознание тела, Фокусировка, Осознанность, Внимательное видение

Подходит для детей от 3 лет, групп или один на один 

Что вам нужно: Ничего

Это простая игра для развития внимания и осознания тела. Его можно использовать, например, для борьбы со скукой, стоя в очереди.

Попросите ребенка сфокусировать взгляд на точке чуть ниже уровня глаз. Затем попросите ее встать на одну ногу и удерживать взгляд в фокусе. Как долго она сможет так балансировать?

Попробуйте другую ногу. Чтобы усложнить задачу, вовлеките ребенка в разговор. Попросите ее спеть что-нибудь или балансировать с закрытыми глазами. С группой детей вы можете увидеть, кто может балансировать дольше всех.

Посмотрите, станет ли балансировка легче, если вы добавите к ней осознанное дыхание.

 

2.

Осознанная игра: Дженга

Цель: осознание тела, концентрация, осознанность, понимание эмоций0212

Что вам нужно: Дженга игра

Дженга не только для детей — это весело для всех. Это также учит вас, как обращать внимание. Вы можете сделать это осознанным, попросив ребенка обращать внимание на все, что отвлекает его от игры.

Способна ли она заметить, что заставило ее потерять концентрацию?

Мысли или эмоции заставили ее потерять концентрацию?

Как насчет того, чтобы во время игры задавать ей каверзные вопросы?

Посмотрите, как изменится игра, когда вы обретете спокойствие и ясный разум. Попробуйте несколько осознанных вдохов и посмотрите, как это повлияет на результаты. Возьми Дженгу сюда.

 

3. Внимательная игра: игра в пенни

Цель: внимание к деталям, фокус, внимание на каждого игрока корзина

Каждый получает копейку и минуту на подробное изучение. Затем монеты возвращаются в корзину. Каждый игрок должен выбрать свою монету из всех монет и сказать, как они узнали, что она принадлежит им. В эту игру можно играть с разными предметами.

 

4. Внимательная игра: Эстафета балансировки

Цель: Осознание тела, Фокусировка, Осознание Ложка и немного воды (или ложка и картошка) на команду

Подобно гонке с яйцом и ложкой, эта игра учит как концентрации, так и осознанию тела. Идея состоит в том, чтобы передать ложку с водой следующему ребенку, не пролив ни капли. Вы можете превратить это в эстафету, если играете с группой детей. Чтобы перейти на следующий уровень, попросите ребенка пройти назад или в сторону, балансируя ложкой.

 

5. Внимательная игра: Саймон говорит

Цель: Внимательное слушание и видение, Фокусировка, Осознание нужно: Комната для перемещения

Классическая игра Simon Says использует навыки осознанного зрения и слушания. Когда лидер (назначенный Саймон) устно отдает команду и визуально показывает, что делать, детям предлагается обращать внимание как на визуальную, так и на слуховую информацию и определять, следует ли действовать или нет.

Подсказка в том, что существует конфликт между тем, что они видят визуально, и тем, что им говорят делать устно.

Помните, вам разрешено действовать только тогда, когда лидер говорит «Саймон говорит» перед инструкцией.

Мы склонны действовать не задумываясь, и эта игра тому подтверждение.

Саймон Сэйс — это увлекательный способ практиковать осознанность, обращая внимание на внешние переживания.

Вот как работает игра.

Выберите, кто возьмет на себя роль Саймона. Лучше всего, если вы сначала смоделируете. Затем Саймон встает перед игроком (игроками) и дает инструкции для физических действий и показывает, как их выполнять.

Инструкции следует выполнять, только если перед ними стоит фраза «Саймон говорит».

Игроки выигрывают, если следуют инструкции, которой предшествует фраза «Саймон говорит».

Игроки терпят неудачу, если они выполняют действие без фразы «Саймон говорит» или если они не выполняют действие, когда перед инструкцией используется фраза «Саймон говорит».

Если вы хотите сделать игру менее соревновательной, вам не нужно исключать игроков, когда они терпят неудачу.

Когда вы играете только с одним ребенком, вы можете поменяться ролями, если игрок трижды терпит неудачу.

Не имеет значения, можете ли вы на самом деле выполнять физические задачи, достаточно попытки. В этой веселой игре главное умение различать поддельные команды.

Вот несколько забавных примеров:

Саймон говорит, играй на воображаемой гитаре. Саймон демонстрирует игру на воздушной гитаре.

Саймонс говорит, ковыляй, как пингвин. Саймон изображает пингвина.

Саймон говорит плачь как младенец. Саймон плачет, как ребенок.

Саймон говорит, пощекочи ноги. Саймон щекочет ноги.

Саймон хихикает. Саймон хихикает.

Саймон говорит замри. Саймон замирает.

Саймон говорит один раз повернуться. Саймон оборачивается.

Саймон говорит дважды повернуться. Саймон дважды оборачивается.

Прокрутите три раза. Саймон трижды оборачивается.

Вы пытались развернуться после этой последней команды?

Если вы развернулись, вы потерпели неудачу. Саймон не сказал «Саймон говорит» перед командой. 🙂

Когда закончишь играть, расскажи об опыте. Спросите ребенка, было ли ему трудно или легко обращать внимание на инструкции. Трудно ли было обращать внимание на инструкции, когда они были взволнованы и веселились?

Обсудите, как может быть полезно обращать внимание на то, что мы видим и слышим.

Надеюсь, вам понравились эти идеи.

Вы можете найти это и Еще 150 игривых игр и занятий на развитие внимательности в моей книге:

Учебник по совершенствованию осознанности

– 150 игривых занятий по развитию осознанности для детей и подростков (и взрослых тоже!)

Крис Бергстром

Chief Mindfulness Ninja @ Blissful Kids

 #1 Автор бестселлеров:

 

Ultimate Mindfulness Activity Book: 150 Playful Mindfulness0411

★★★★★  Потрясающе  «Купила эту книгу для своего 6-летнего ребенка, но даже мои 3 и 15 лет любят занятия. Обычно мы включаем мероприятия на ежедневной основе, и до сих пор это работало».

и

Маленькая акула спасает положение

★★★★★  Милый и успокаивающий  «Учитывая всеобщее увлечение маленькими акулами, это отличная идея – взять и использовать ее, чтобы помочь нашим детям успокоиться. Я терапевт и с нетерпением жду возможности использовать это со своими детьми-клиентами».

 

PS Вам это тоже может понравиться. Это круто!

Оставайся хладнокровным Игра на внимательность


Крис Бергстром — автор бестселлеров по осознанности, основатель BlissfulKids.com, блога, посвященного детской внимательности, и папа, который с удовольствием занимается осознанностью со своим сыном. Он является сертифицированным фасилитатором осознанности и обучен обучать осознанности студентов в K-12. Он также известен как «отец, который перепробовал более 200 упражнений на осознанность» и преподает медитацию более 15 лет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *